"Умножение десятичных дробей на натуральное число"

Автор: Васильева Марина Геннадьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОБУ "Пекшиксолинская ООШ"
Населённый пункт: деревня Пекшиксола
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Умножение десятичных дробей на натуральное число"
Дата публикации: 10.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Технологическая карта урока математики.

Учитель: Васильева Марина Геннадьевна

Тема урока «Умножение десятичных дробей на натуральное число» (5 класс)

Цели (задачи) урока
 образовательные: Формировать умения выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число. Совершенствовать умение при выполнении действия сложения и вычитания. Способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.  воспитательные: Воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе, формирование положительной мотивации. способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.  развивающие: - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Результаты урока
Предметные Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральное число. Метапредметные Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний :отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Личностные Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование урока
Доска, мультимедиа проектор, ноутбук, презентация «Умножение десятичных дробей на натуральные числа», карточки, рабочая тетрадь.алгоритм самооценки. Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений
/
Н.Я.Виленкин и др. – 22-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2009. – 280 с..
Тип урока, педагогическая технология
изучение нового материала; По источникам знаний: словесные, наглядные; По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.
Контроль, самоконтроль на уроке.
Фронтальная работа, индивидуальная и самостоятельная работа, взаимопроверка, работа в парах .
Ход урока: Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Планируемые результаты предметные Универсальные учебные действия
1.

Организационн

ый момент.

Проверка домашнего

задания

( Слайд 1)
-Здравствуйте, ребята! Присядьте, пожалуйста. Каждого из вас я попрошу показать смайлик , который соответствует вашему настроению, с которым вы пришли на урок. Давайте проверим домашнее задание. … какие номера вы должны были выполнить?( №1317, 1294, 1301) Сейчас поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность выполнения домашнего задания.
Ответы вы видите на

доске.
Ваша задача оценить соседа по шкале отлично, хорошо, плохо и поставить оценку в оценочных листах, которые лежат у вас на столах под словом домашнее задание. Но сначало подпишите их Ученики приветствуют учителя, слушают его и настраиваются на работу.
Коммуникативные:
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им.
2.

Актуализация

знаний.
-Ребята, посмотрите на данный слайд(Слайд 2). Что видите? Какие это числа? Прочитайте. На какие две группы их можно разбить? Назовите Ученики слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. Предполагаемые ответы:-
Познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с
числа первой группы. Второй. А чем они отличаются? А что мы умеем делать с этими числами?А какое правило мы используем при сложении и вычитании десятичных дробей? Да многие задания и задачи мы можем выполнить, зная все эти правила. Сейчас мы разобьемся на группы. Первая группа первый ряд, вторая группа второй ряд и третья группа третий ряд. Сейчас каждой группе я дам задачу. Вы должны решить ее. ( Слайд 3 )
Задача
:
1 киловатт электроэнергии

стоит 3 рубля 39 копеек. Сколько

рублей нужно заплатить за

электроэнергию, если за месяц

нагорело 364 киловатт?
- Смогли решить задачу? - О чём идёт речь в задаче? - Что известно? - Что нужно найти? - Выразите 3 рубля 39 копеек в рублях. Сколько будет? Как найти? Каким действием? - Мы можем найти? -Каких умений нам не хватает, чтобы решить эту задачу? - Кто догадался, чем мы будем натуральные числа, десятичные дроби - отличаются запятой -умеем складывать, вычитать. Ученики отвечают на поставленные вопросы - об электроэнергии -нужно найти сколько за месяц нагорело киловатт -3 рубля 39 копеек=3,39рубля -Нужно умножить 3,39 на 364. -Умножать десятичные дроби на натуральное число. Умножение десятичных дробей на натуральные числа помощью учителя). Сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства
Коммуникативные:
уметь аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации, выражать мысли с достаточной точностью.
Регулятивные:
программировать последовательность действий на уроке.
Личностные:
формирование стартовой мотивации к изучению нового.
сегодня заниматься? - Сформулируйте тему урока. И запишите в тетради(Слайд 4). Итак чему же мы должны сегодня научиться? Какова цель сегодняшнего урока? -Ответим на поставленный вопрос в конце урока. -Умножать десятичные дроби на натуральное число. Ученики записывают в тетради - «Умножение десятичных дробей на натуральные числа». Ученики записывают тему в тетради.
3.Первичное усвоение

нового

теоретического

учебного материала
- А что является источником знаний? Где можно найти ответ на наш вопрос? - конечно это книга. Откройте учебник на странице 204. Найдите правило умножение дес. дроби на натуральное число. Прочитайте. Расскажите правило умножения десятичной дроби на натуральное число друг другу. Кто попробует рассказать для всех? А теперь давайте запишем это правило в тетрадочки для правил. (слайд 5) Ученики находят в учебнике правило умножения десятичной дроби на натуральное число. Отвечают на вопросы учителя: 1.
Чтобы умножить

десятичную дробь на

натуральное число
, надо: 1) умножить её на это число, не обращая внимания на запятую; 2) в полученном произведении отделить в запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби. Уметь формулировать правило умножения десятичной дроби на натуральное число и выполнять умножение десятичной дроби на натуральное число.
Коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Познавательные:
уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник). Воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения.
Регулятивные:
уметь работать по коллективно составленному плану.
Давайте это правило попробуем применить к решению примера. Пожалуйста к доске пойдет Галкин Рома 2,36*3=7,08 -Ученики рассматривают вместе с учителем пример и проговаривают ещё раз правило.
4. Применение

теоретических

положений в условиях

выполнения

упражнений и

решения задач
-А сейчас проверим, как вы поняли правило. К доске 2 человека. Я вам диктую пример, вы его вдвоём записываете. Остальные в тетради. 2,031*4=8,124 -А теперь вы придумайте пример на новое правило. А мы его решим. Два ученика решают пример, после подробно комментируют решение. Первый ученик, который поднял руку, диктует свой пример. Уметь самостоятельно выполнять умножение десятичной дроби на натуральное число.
Регулятивные:
уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определить последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Коммуникативные:
уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной речи.
5. Музыкальная

физкультминутка
Ребята, а сейчас я вам предлагаю отдохнуть с веселой физкультминуткой, Все встали и повторяем движения Ученики поднимают красную карточку, если правильный ответ. Синею- неправильный Уметь самостоятельно выполнять умножение десятичной дроби на натуральное число.
Коммуникативные:
уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в
ответ (допущена ошибка) -Умножать десятичные дроби на натуральное число. устной форме.
Личностные:
уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
6. Применение

теоретических

положений в условиях

выполнения

упражнений и

решения задач

(продолжение)
-Ну а теперь вернемся к проблеме, которая встала перед нами в начале урока. Что эта за проблема?(слайд 6) Давайте вспомним, как звучит задача? Давайте посмотрим, а теперь хватит ли нам знаний решить эту задачу. Какие знания нам должны помочь? Так какие же знания вы применили, чтобы решить эту задачу? Ребята, а теперь предлагаю выполнить самостоятельную работу. Подпишите пожалуйста листочки, котрые лежат у вас на столах. Теперь поменялись листочками с соседом по парте и давайте проверим их.Посмотрите на слайд, я вам вывела на слайд правильные ответы( Слайд 7) Если пример решен верно ставим плюс, неправильно минус. За 5 правильных ставим «5» 1 ученик у доски -Хватит. -Умножать десятичные дроби на натуральное число. Все решают задачу. 3,39∙364=1233,96(руб.)- заплатить за месяц Ответ: 1233,96 рублей. -Умножать десятичные дроби на натуральное число. -Ученики выполняют задания на карточках самостоятельно. Уметь применять умение умножать десятичную дробь на натуральное число при решении задач.
Регулятивные:
уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определить последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Познавательные:
уметь использовать знаково- символические средства. Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы.
Личностные:
уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
за 4 ставим «4» за 3 ставим «3», а если меньше то «2». Поднимите руку те у кого пятерки . Поставьте эти оценки в оценочных листах в графе самостоятельная работа.
7. Самостоятельное

использование

сформированных

знаний и умений
- А сейчас проверим, сможете ли вы самостоятельно применить новое правило. Для этого я предлагаю вам придумать задачу и решить её. ЕСЛИ УСПЕЕМ!!! !!!!!!!!!!!!!!!! Работают самостоятельно в своих тетрадях.
Регулятивные:
уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определить последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата
Познавательные:
уметь использовать знаково- символические средства.
Личностные:
уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной.
8. Обобщение

усвоенного и

рефлексия

деятельности
. -Вот закончился урок, Итак первый вопрос (Слайд 7) Подвести пора итог. - На слайде записано стихотворение, выберите одно из пяти предложение, которое вам подходит после нашего урока и запишите его в оценочные листы.
1) Урок полезен, все понятно.

2) Лишь кое-что чуть-чуть

неясно.

3) Еще придется потрудиться.

4) Да, трудно все-таки
-Умножать десятичную дробь на натуральное число. -узнать сколько нужно заплатить за месяц за электроэнергию. - да, нам удалось.
Регулятивные:
уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Личностные:
уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

учиться!