"Швейная машина"-5 класс

Автор: Нехаенко Екатерина Александровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ Ангарская СОШ
Населённый пункт: п.Ангарский
Наименование материала: сценарий урока по технологии "Швейная машина"-5 класс
Тема: "Швейная машина"-5 класс
Дата публикации: 12.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель:
Нехаенко Екатерина Александровна, учитель технологии МБОУ «Ангарская СОШ», п.Ангарский, Аларского р-на.
Класс:
5 класс.
Предмет:
Технология.
Тема урока:
Бытовая швейная машина. Приемы работы на швейной машине.
Тип урока:
урок изучения нового материала (1-ый урок)
Цель урока:
расширение понятийной базы об устройстве бытовой швейной машины; формирование первоначальных умений и навыков работы на швейной машине.
Задачи урока:
 познакомить учащихся с устройством бытовой швейной машины, правилами организации рабочего места швеи, правилами техники безопасности при работе;  формировать первоначальные навыки и умения работы на швейной машине;  способствовать воспитанию культуры труда, ответственности за результаты труда.
Планируемые результаты:

Личностные:
умение провести самооценку на основании выработанных критериев, организовать взаимооценку и взаимопомощь в паре.
Метапредметные:
умение планировать собственную деятельность; умение извлекать необходимую информацию из беседы, рассказа; выработать алгоритм действий; умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе с целью организации групповой деятельности и облегчения усвоения нового материала.
Предметные:
познакомить учащихся с видами машинных швов, дать характеристику каждому шву; сформировать навыки по выполнению машинных швов, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности; содействовать воспитанию аккуратности и внимательности во время работы; подготавливать швейную машину к работе: наматывать нижнюю нитку на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нитки, выводить нижнюю нитку наверх.

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность

учащегося

Приёмы, УУД

1.Организационны

й момент
Активизация учащихся. – Добрый день! Вот и прозвенел звонок – начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг и другу улыбнулись. Садитесь. Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
2.Постановка цели

и задач урока.

Мотивация учебной

деятельности

учащихся
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. Отгадайте загадки:  Он по комнате ползет, И гудит, и пыль сосет Через длинный гибкий нос. И зовется … (пылесос)  Хоть ворчит, но без угроз, А внутри его – мороз, Потому-то в нем еда Очень свежая всегда. (Холодильник)  Если мятая одежда, На него одна надежда. Юбка, брюки, покрывало… И морщин как не бывало! (Утюг)
Беседа
– Назовите одним словом: пылесос, холодильник, утюг? (БЫТ - это Жизненный уклад, повседневная жизнь (словарь Ожегова). - Для чего они предназначены? – Да, вы правы. Эти машины предназначены для облегчения домашних работ, для создания комфорта в повседневной жизни человека, высвобождают его для отдыха, занятий спортом, любимым делом. -Отгадайте еще одну загадку про бытовую машину, которая тоже является помощником в доме: Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий. Предполагаемые ответы: Бытовые приборы – машины Они помогают нам Регулятивные: целеполагание; планирование. Познавательные: общеучебные – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

3.Актуализа-ция

знаний.
Выявить уровень знаний и систематизи- ровать их.  На полянке шерстяной Пляшет тонконожка, Из-под туфельки стальной Выползает стежка -Обратите внимание на экран (1-4 слайд) узнали старшеклассников нашей школы? -Понравились вам изделия, выполненные ими? -Хотели бы вы уметь выполнять самостоятельно подобные изделия? -А как вы думаете, чем они пользовались для изготовления этих изделий? -Тема нашего урока? А какая же цель нашего урока? Что надо знать и уметь, чтобы шить изделия такие же, как у ваших старшеклассников? (Цель нашего урока – формирование знаний о бытовой швейной машине и формирование навыков и умений работы на швейной машине). - А что же для выполнения этой цели мы должны сделать? Что вам интересно узнать о швейной машине? - Посмотрите, у нас в кабинете все одинаковые машины или разные? Вот эта машина, как вы думаете (с ручным приводом) как она приводится в движение? ( рукой ) А на столах у вас? Посмотрите вилка есть, розетка. (электричеством) - Т.е. нам надо познакомиться с Видами приводов швейной машины. Сравнить их, найти сходство и различие! Ещё? Правильно, из каких деталей она Швейная машина. Бытовая швейная машина. Изучать швейную машину, узнать про нее всё, шить на швейной машине. Представляют результаты исследования. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его Предполагаемые ответы: Кто создал? (Кто придумал?) Какие бывают швейные машины? Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

4.Первичное

усвоение новых

знаний.
Организовать осмысленное восприятие новой информации состоит, т.е. устройство бытовой швейной машины. -А помните, когда мы с вами занимались кулинарией, прежде чем взять нож в руки, о чем мы говорили? -Правильно, Правила техники безопасности тоже надо знать при работе на швейной машине. -А как вы думаете, что же самое интересное будет на нашем уроке? -Верно, мы будем выполнять упражнения на швейной машине без ниток. Итак, мы с вами составили план работы на нашем уроке (слайд 8) На каждой парте план работы на уроке на карточке История создания швейной машины. -Работаем в паре. Откройте учебник стр. 26 §5, прочитайте и ответьте на вопросы (вопросы на карточках): Кто предложил проект первой швейной машины? Кто и в каком году изобрел машину, в которой использовались верхняя и нижняя нитки? Кто довел швейную машину до современного вида? - Поменяйтесь тетрадями с соседом. Оцените работы (ответы на слайде). -Обратите внимание на слайд. ( Слайды 9-14) Посмотрите, как образуется строчка стежков на швейной машине? (слайд 15) – Виды приводов швейных машин. Привод – это устройство, которое Из чего она состоит? о безопасности шить на швейной машине Участвуют в беседе; работают в паре, самостоятельно добывают знания из учебника, формулируют выводы, находят сходство и различие швейных машин с различными приводами, делают записи в тетради. Познавательные: извлекать необходимую информацию из учебника, из прослушанного, структурировать знания. Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: давать определения новым понятиям темы, находить сходство и различие, называть приводы швейных машин, детали швейной машины.

5.Первичное

закрепление

Самостоятельная

работа.
Закрепление изученных знаний приводит машину в движение. На слайде 16 под буквой а) – ручной привод, под буквой б) – ножной привод, под буквой в) – электрический привод швейной машины. А у нас в кабинете вот эта машина с каким приводом? А эта? А на столах? – Правила техники безопасности. (слайд 18) – Устройство швейной машины. Перед вами находятся швейные машины. Каждую деталь, которая показана на слайде, мы будем показывать и на швейной машине, а затем эту же деталь найдем на ручной и ножной швейных машинах, будем искать сходство и различие этих машин.(слайд 16) Какой детали нет на ручной и ножной швейных машинах? Почему ее нет? (Потому что эти машины не подключены к электричеству и приводятся в движение рукой или ногой). 1 - Двигатель материала 3 - Рукав 4 - Стержень для катушки 5 - Моталка 6 - Маховое колесо 11 - Платформа 14 - Челночное устройство 15 - Лапка прижимная 17 - Выключатель 18 - Рычаг лапки А теперь поиграем
«Цветик-семицветик»
1. На стол я положила цветки (в зависимости от кол-ва учащихся), вы по Выключателя Выбирают самостоятельно названия деталей машины, показывают их;

6. Практическая

работа.
Умение анализировать полученную информацию и применять на практик очереди подходите, берете лепесток, переворачиваете, читаете, какая деталь швейной машины написана на лепестке и показываете эту деталь на любой швейной машине.
«Я - учитель»
2. Вторая игра более сложная: желающий выходит к доске на слайде показывает деталь швейной машины, а вы должны назвать эту деталь и показать ее на своей швейной машине. Самостоятельная работа учащихся: работа с терминами, знакомство с бытовой универсальной швейной машиной с электрическим приводом. Задание: На карточке отметь фломастером цифры в кружочках, которые соответствуют деталям машины. Знакомство с рабочим местом. Повторение правил безопасности. Подготовка швейной машины к работе.
Беседа
-Рабочее место для выполнения машинных работ – это стол, на котором установлена швейная машина и разложены необходимые инструменты, приспособления и детали швейного изделия. Рабочее место должно находиться в полном порядке, на рабочем столе не должно быть посторонних предметов. Чтобы подготовить машину к работе, нужно выполнить несколько последовательных действий, т.е. выполняют работу на карточках. Познавательные: выполнение действий по алгоритму, Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование критериев для обоснования своего суждения.

7. Рефлексия

учебной

деятельности.
Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, выполнить действие по определенному алгоритму. -Алгоритм – это задание, состоящее из команд. Если правильно придумать команды и выполнить одну за другой без ошибок, то можно решить поставленную задачу. Перед нами стоит задача: подготовить швейную машину к работе, а для этого необходимо изучить алгоритм: 1. подключить машину к электропитанию; 2. включить местное освещение; 3. поднять лапку; 4. подложить ткань, опустить иглу с помощью махового колеса, опустить прижимную лапку; 5. осторожно надавить на педаль электропривода с целью проверки скорости; 6. выполнить пробную строчку. - Как вы считаете, можно поменять этот алгоритм действий? -Докажите!
Работа в парах
- Работаем в парах. Задание: Подготовь швейную машину к работе. На сложенном вдвое лоскуте ткани нажатием педали проверить скорость шитья. -Подведём итог урока.
«Кто больше»
-Необходимо назвать как можно больше терминов, которые сегодня изучили. Выполняют тренировочные упражнения, осуществляют самоконтроль выполнения упражнений. Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы. Предъявляют результаты самостоятельной и практической работ в группах, осуществляют контроль (применяются Регулятивные: Контроль, оценка, саморегуляция в ситуации затруднения. Предметные: умение работать на швейной машине. Регулятивные: Контроль, оценка . Познавательные: рефлексия способов и
осознание метода построения нового знания. Домашнее задание (на выбор) 1. На карточке: рассмотрите устройство швейной машины, найдите все детали, изученные на уроке и подпишите их. 2. Потренируйтесь шить на швейной машине. 3. Подготовить доклад: «История создания швейной машины». Оцените свою работу на уроке. Продолжить предложение: Сегодня я узнала… Было интересно… Было трудно… Я выполняла задания… формы самоконтроля, взаимоконтроля), формулируют затруднения и осуществляют коррекцию, самостоятельно адекватно воспринимают предложения учителя и товарищей по исправлению допущенных ошибок. Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы, выставляют оценки, отвечают на вопросы учителя. Делают вывод о значимости, сложности полученных знаний о швейной машине и навыках и умениях работы на ней. условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, Личностные: Самооценка на основе критерия успешности, адекват-ное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности ; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.