"Игры в социально-личностном развитии дошкольников"

Автор: Ельцова Оксана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №19 г.Пенза
Населённый пункт: г.Пенза
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Игры в социально-личностном развитии дошкольников"
Дата публикации: 12.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Филиал муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения



19 детский сад «Почемучки» г.Пензы
Консультация для воспитателей
«Игры в социально-

личностном развитии

дошкольников»
Выполнила воспитатель Ельцова О.А.



Игры в социально-личностном

развитии дошкольников
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально- личностного развития дошкольников. Социально-личностное развитие - это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Данный процесс начинается в детстве и продолжается всю жизнь. Ребенок, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в котором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллективе сверстников, далее – в более масштабных социумах. Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений происходит через решение следующих задач: – развитие игровой деятельности детей; –приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); – формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Исходя из этого, перед нами, педагогами, стоит задача: работая с группой детей, использовать такие методы и приемы, которые дадут наиболее высокие результаты в социально - личностном развитии детей. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – с взрослыми и сверстниками.
1.

Игры для формирования у детей дошкольного возраста

культуры общения:

«Вежливые слова»


Цель
: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Воспитатель просит назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами), благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны),извинения (извините, простите, жаль, сожалею), прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
«Муравьи»
Воспитатель рассаживает детей вокруг себя.
Воспитатель:
Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьев не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так весной и летом. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьи собираются вместе, чтобы заснуть в своём тёплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые тёплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьи устраивают праздник. У меня такое предложение: сыграем роль муравьев в радостный день праздника. Покажем, как муравьи приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами. Воспитатель и дети разыгрывают пантомимой и действиями изложенный рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.
2.

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы и навыков

общения у детей старшего дошкольного возраста:

«Назови себя»

Цель:
учить представлять себя коллективу сверстников. Ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.
«Встаньте те, кто...»

Цель
: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства. Ведущий дает задание: "Встаньте все те, кто ... - любит бегать,- радуется хорошей погоде,
- имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д. При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры: - Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д. Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные): - Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам - ему помогает группа»
3.

Игры на развитие коммуникативных способностей детей

дошкольного возраста:

Развиваем умение сотрудничать: учим слышать, понимать и

подчиняться правилам

«Зайчики и лиса»
Дети (зайчики) собираются у одной из стен, один ребёнок (в маске лисы) прячется за «кустом» (стул). Воспитатель стоит у противоположной стены и громко считает: «Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять». Дети выбегают на середину помещения и начинают весело прыгать. Через минуту – другую воспитатель продолжает: «Вдруг лисица выбегает, зайцев сереньких она поймает». Все зайчики разбегаются, лиса пытается кого-нибудь «поймать», но напрасно. Воспитатель добавляет: «В лапы лисьи не попали – зайки в лес все убежали». Выбирают другую лису, игра повторяется. Такая игра является элементарной формой инсценировок, к которым дети постепенно подводятся. Нужно следить за тем, чтобы они действовали в чётком соответствии со словесными указаниями воспитателя.
Учим контролировать движения и работать по инструкции

«Холодно – горячо, право – лево»
Воспитатель прячет условный предмет (игрушка), а затем с помощью команд типа «Шаг вправо, два шага вперёд, три влево» ведёт игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указаниям взрослого, можно использовать план-схему.

Воспитываем доверие друг к другу, чувство ответственности

за друга.

«Я не должен»
Воспитатель заранее готовит сюжетные картинки, связанные со взаимоотношениями между людьми ( в системах: взрослый – ребёнок, ребёнок – ребёнок, ребёнок – окружающий мир ), и шаблон «Я не должен» (например, изображение знака «-» ). Ребёнок раскладывает около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром, объясняют свой выбор. Остальные дети выступают в роли наблюдателей и советчиков.
Развиваем умение активно слушать: учимся общаться на

вербальном и невербальном уровнях, определять эмоциональное

состояние других людей, выражать свои чувства

«Пантомимические этюды»
Детям предлагают пройтись так, как ходит маленькая девочка, мальчик в хорошем настроении, старик, ребёнок, который только учится ходить, уставший человек и др.
Развиваем слуховое восприятие

«Собери чемодан»
Детям предлагают отправиться в путешествие. Что для этого надо? Уложить вещи в чемодан: «Подумайте: что нужно взять с собой в дорогу?». Первый путешественник называет один предмет, второй повторяет и называет свой предмет. Третий повторяет, что назвал второй путешественник, и называет свой. И т. д. Условие: повторяться нельзя. Игру можно усложнить: дети перечисляют все предметы, о которых говорили игроки, и называют свой вариант.
Учим задавать открытые и закрытые вопросы

«Сундучок»
На столе стоит сундучок, в котором лежит какой-нибудь предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают ему вопросы о цвете, форме, качестве, свойствах и т. д. этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке. Правило: на все вопросы надо отвечать только «Да» или «Нет».
Учим перерабатывать информацию: развиваем умение

понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации

«Через стекло»

Двум детям предлагают передать друг другу какую-либо информацию жестами, представив, что один из них находится в поезде, а другой – на перроне, т.е. они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Возможные темы сообщений для передачи: «Я тебе позвоню, когда приеду», «Напиши мне письмо» и др. После игры желательно обсудить, насколько правильно дети поняли друг друга, легко ли им было это сделать .
Развиваем умение устанавливать логические, причинно-

следственные связи, делать умозаключения

«Я бросаю тебе мяч»
Дети становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и говорят: «Я бросаю тебе конфетку (цветок, котика и т. д.)». Тот, кому бросили мяч, ловит его и отвечает примерно так: «Спасибо, ты знаешь, что я люблю сладкое (люблю играть с котёнком, люблю смотреть на цветы и т. д.)».
Развиваем способность аргументировать свою точку зрения

«Бывает – не бывает»
Воспитатель подбирает предметные картинки, вызывает двух детей: первый ребёнок берёт картинку и придумывает небылицу. (Крокодил летает.) Второй должен доказать, что так быть не может. (Крокодил не летает, у него нет крыльев.) Первый доказывает, что может, но при определённых условиях, и называет их. («Нет, летает: его везут в самолёте».)
Развиваем умение излагать свои мысли точно и лаконично

«Художник слова»
Дети (по очереди) задумывают кого-то из группы и начинают рисовать его словесный портрет, не называя имени этого человека. Предварительно можно предложить детям упражнение на ассоциативное восприятие: «На какое животное ты похож? На какой предмет мебели?» И т. д.
Развиваем умение давать доброжелательную оценку другому

человеку

«Снежная королева»
Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что у неё есть предложение: Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно разглядеть всё хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и даёт описание двух – трёх детей. После игры дети говорят, какие трудности они испытали при
этом, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая, что с каждым разом детям удавалось увидеть больше хорошего.
Вариант.
Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочерёдно разглядывать каждого участника игры. Получатель пересказывает услышанное наблюдателям и спрашивает: верно ли он всё понял? .
4.

Игры на преодоление негативных эмоций, гнева:

«Ругаемся овощами»

Цель
: учить преодолевать негативные эмоции, гнев. Ведущий предлагает поругаться, называя друг друга не плохими словами, а овощами.
«Изобрази животное»

Цель:
снятие психоэмоционального напряжения. Ведущий предлагает изобразить злых (добрых) животных, порычать, подвигаться как животные. Игру можно начать с изображения хищников (тигр, волк), а потом таких животных, как (котёнок, щенок).
«Собака-поводырь»

Цель
: развивать чувство доверия к близким людям. Дети становятся в пары, одному завязывают глаза, другой водит его по комнате.
«Не поделили игрушку»

Цель:
учить детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение. Детям предоставляются разные яркие игрушки, которые можно разобрать, идёт решение конфликтных ситуаций, обсуждаются все версии детей, как бы повели себя младшие и старшие братья и сёстры.
«Окажи внимание друг другу»

Цель:
развитие умения выражать своё положительное отношение к другим людям, учить оказывать и принимать знаки внимания. Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т.д. В ответ ребёнок говорит: «Спасибо»