"Мудрость в повседневных контактах"

Автор: Агишева Оксана Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Улыбка" г.Надыма"
Населённый пункт: г.Надым
Наименование материала: практическое занятие
Тема: "Мудрость в повседневных контактах"
Дата публикации: 13.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема: «Мудрость в повседневных контактах».

Цель:
развитие коммуникативных способностей, осознание привычных способов общения, анализ ошибок межличностного взаимодействия, оптимизация межличностных отношений с коллегами, администрацией, членами семьи.
Задачи:
1. Создать условия для получения участниками обратной связи от группы и формирования индивидуальных результатов работы. 2. Поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем.
Содержание:
1. Ритуальное действие:  Игра «Молекулы». 2. Практическая часть:  Упражнение «Как дела?»;  Беседа «Наши взаимоотношения с другими – это зеркало нас самих»;  Упражнение «Мы - они»;  Упражнение«Ассоциации»;  Медитация «Кто тебя любит?»;  «Пустой стул»;  Знакомство с техникой «Растворение обиды». 3. Ритуальное действие.

Ход тренинга.
Здравствуйте, я провожу сегодня практическое занятие по теме «Мудрость в повседневных контактах». Но прежде чем мы начнем, я вам предлагаю поиграть. Встаньте, пожалуйста, все.
1 Ритуальное действие:

Психолог:
Игра называется «Молекулы». Вы все будете хаотично двигаться по комнате. По команде ведущего участники должны объединиться в «молекулы», то есть захватить нужное количество человек, соответствующее название цифре. Затем продолжить движение и реагировать на вторую команду ведущего («два», «пять, «двенадцать»).
Цель:
настройка членов группы на непринужденное поведение и создать творческую рабочую атмосферу.
2. Практическая часть:

Упражнение № 1



«Как дела?»
Участники, расположившись по кругу, произносят по очереди с разной интонацией фразу: «Как дела?». Обычный вопрос «Как дела?» при встрече близких людей может быть чем угодно. В частности, он может быть ничего не значащим приветствием, повседневным ритуалом. Другое «Как дела?» может быть деловым вопросом: мне нужна информация, и мне ее дают, человек здесь для меня — только источник информации, не более того. «Ну, как дела?», произнесенное с соответствующей интонацией, может быть началом игры-манипуляции: «Ну, попался?», когда спрашивающий уже уверен, что здесь что-то «не то», и собирается по этому поводу «врезать». «Привет! Как дела?» — может быть и началом развлечений с соответствующим подтекстом: «Рассказывай, что знаешь интересного». Тогда начинается более или менее занимательный треп, в котором люди привычно коротают время. Ну и, конечно, «Как дела?» может стать моментом близости, живым контактом любящих друг друга людей. «Как дела?» здесь значит; «Я так рад тебя видеть! У тебя на душе все хорошо?», а ответное «Хорошо» может расшифроваться: «Я тебя тоже очень рада видеть, и теперь с тобой рядом мне просто замечательно...» — эти двое встретились. Фраза «Как дела?» — это короткое высказывание и не требует развернутого ответа.
Беседа «Наши взаимоотношения с другими – это зеркало нас самих»
«Наши взаимоотношения с другими — это зеркало нас самих». Из всех взаимоотношений самые длительные — это взаимоотношения человека с самим собой. Все прочие взаимоотношения приходят и уходят. «Единственный человек, который всегда со мной, — это я сам. Мои взаимоотношения с собой продолжаются вечно.

Как же я отношусь к себе? Просыпаюсь ли я по утрам с радостью, что я здесь? Хорошо ли мне наедине с собой? Нравятся ли мне мои мысли? Смеюсь ли я сама над собой? Если у меня недостаточно хорошие отношения с самим собой, как у меня могут возникнуть хорошие отношения с кем-нибудь еще? Если я не люблю сам себя, то я буду вечно искать кого-то, кто сделает мою жизнь полной и счастливой и исполнит мои мечты». Все начинается с любви к себе. Если вы по-настоящему любите себя, вы становитесь спокойным, цельным человеком. И у вас устанавливаются прекрасные отношения в семье и на работе. Вы обнаружите, что по-новому реагируете на различные ситуации и окружающих вас людей. Новые знакомые появляются в вашей жизни, а некоторые из прежних — уходят. Любые отношения с людьми важны для нас, поскольку в них отражается то, что мы думаем о себе. Часто случается так, что качества, которые мы не принимаем в других, — это наши собственные качества. Если вы беспощадны к себе, постоянно обвиняете себя во всем плохом в своей жизни или всегда считаете себя жертвой обстоятельств, — значит, вы бессознательно будете привлекать к себе людей, отношения с которыми только укрепят эти
убеждения. Если вы верите, что вас окружают истинно любящие люди, что каждый ваш знакомый приносит в вашу жизнь только добро, то именно такой тип отношений будет царить в вашей жизни. Пытаясь осуществить внутреннюю потребность быть любимым и чувствовать, что о нас заботятся, мы позволяем другим третировать себя, принимая такие взаимоотношения за любовь. Эта модель отношений становится для нас привычкой, потому что она сформировалась еще в детстве, и теперь мы бессознательно используем ее в наших взаимоотношениях с людьми. Существует только один способ изменить что-то в других — сначала изменить самого себя. Измените свои мысли и привычки и другие изменятся тоже. Строго определите уровень своих притязаний в отношениях с людьми. Какие именно отношения вы хотели бы привлечь в свою жизнь? Развивайте такие качества, прежде всего, в себе, и только тогда вы будете в состоянии привлечь соответствующего человека. Если вы говорите или думаете: «Все критикуют меня, никогда ничего не делают для меня», то это ваш образ мыслей. Где-то глубоко засела мысль, которая в течение всей вашей жизни, будет привлекать к вам именно таких людей. Если вы откажитесь от нее, то такие люди автоматически исчезнут из вашей жизни. Вы больше не будете привлекать таких людей.
Упражнение № 2



«Мы - они»
Найдите в своей жизни человека, который вас больше всего раздражает. Опишите три качества такого человека, которые вы больше всего ненавидите, которые вы хотели бы изменить в нем. Теперь загляните внутрь себя и спросите: «А в чем я похожа на него, когда я веду себя точно таким же образом?». Закройте глаза и дайте себе подумать. Затем спросите себя, готовы ли вы к переменам. Только тогда, когда вы избавитесь от своих обычных мыслей, убеждений и привычек, такие люди или переменятся к вам, или уйдут из вашей жизни. Если вы ненавидите босса, который постоянно критикует вас, которому невозможно угодить, опять посмотрите в глубь себя. А в чем вы похожи на него? Не думаете ли вы, что все начальники критикуют и им невозможно угодить? Если у вас проблема с любимым, опять же загляните в глубь себя и посмотрите, что именно привлекло его к вам? Если муж не оказывает вам поддержки и постоянно жалуется вам на жизнь, опять же посмотрите на свои привычки, укоренившиеся в вас с детства. Был ли у вас один из родителей, который жаловался на жизнь, и не жалуетесь ли вы постоянно на жизнь? Если у вас ребенок, привычки которого вас раздражают, есть гарантия, что у вас точно такие же привычки. Избавьтесь от них, и ребенок автоматически от них избавится. Как вы отнесетесь к человеку, который не скрывает, что он хочет нравиться людям? Желание нравиться — совершенно естественно. Другое дело, что у этого желания могут быть разные оттенки, украшающие человека или заставляющие насторожиться. Невротичен человек, желающий «понравиться всем и всегда» и переживающий, когда это не получается. «Нравиться - всем» нереально и не нужно. Надо уметь привлекать к себе взгляды и сердца людей, но не менее важно уметь спокойно переносить равнодушное или отрицательное отношение к себе. Оценки окружающих, в том числе и негативные, учитывать нужно, но нельзя становиться их рабом. Один из показателей взрослости — спокойно безразличное отношение к тому, как на вас посмотрят, что о вас подумают или скажут. К оценкам окружающих надо относиться так, как к погоде: конечно, приятно, когда светит солнышко, но если пойдет дождь, надо просто поднять воротник и раскрыты зонтик: дело дождя — литься, наше дело — идти туда, куда нам надо. Быть внимательным к мнениям и оценкам окружающих — нужно, но «держаться» за их оценки и зависеть от них — просто опасно. Почти всегда находятся желающие на этом «сыграть», желающие подергать за ниточки, так услужливо вложенные им в руки... Вы не хотите оказаться такой марионеткой? Стараться понравиться и одновременно скрыть это желание — умение совершенно не лишнее. Но самое главное — это то, ради чего Вы хотите
нравиться. Ведь одно дело, когда кто-то старается понравиться, чтобы с помощью своей привлекательности
БОЛЬШЕ ПОЛУЧИТЬ:
внимания, преимуществ, чтобы добиться успеха. Другой мотив — нравиться, чтобы людям рядом с тобой было тепло и приятно, чтобы радовать их глаза и души; нравиться, чтобы больше
ДАВАТЬ ЛIЮДЯМ...
Самое парадоксальное в том, что дающий, как правило, больше и получает (впрочем, лишь при условии уважения к себе и понимания, кому, когда и что нужно). Так или иначе, а каков выбор ваш? Зачем вы хотите нравиться? Прекрасно быть естественным: говорить то, что думаешь, выражать те чувства, которые живут в душе, и вообще не следить за собой, а просто жить, быть таким, какой ты есть. Кому это обычно позволяется: очень любимым и уважаемым в кругу любящих и уважающих; тем редким людям, которые думают и чувствуют то, что надо, и так, как надо. Так или иначе, но умение подать себя, требующее определенной дипломатии и актерства, - нужно каждому. Гораздо умнее с самого начала позаботиться о том, чтобы произвести впечатление то, которое вам выгодно и будет вас потом «поддерживать» в любой ситуации. Каким вас будут видеть? Таким, каким вы себя преподнесете. Перефразируя известную пословицу; «Провожают по уму, а встречают по одежке и манере держаться».
Упражнение № 3

«Ассоциации».
Участники по очереди дают определение каждому члену группы; «Если бы это был цветок (погода, мебель, одежда, машина, посуда, здание, цвет, фигура, насекомое и т. д.), то — кто какой?».
Упражнение № 4 Медитация «Кто тебя любит?».
Разбираясь во внутреннем благополучии и неблагополучии ответьте на вопросы: • Кто тебя любит? • Кого любишь ты? • У кого освещается лицо, когда он вспоминает о тебе? • Кому счастливее жить, зная, что ты есть, просто есть? • Кто приносит счастье в твою жизнь?
Упражнение № 5 «Пустой стул».
Для проведения упражнения необходимо нечетное количество участников. Предварительно все рассчитываются на «первый», «второй». Все вторые номера сидят на стульях, первые стоят за спинками стульев, оставшийся без пары участник группы стоит за спинкой свободного стула. Его задача — пригласить кого-нибудь из сидящих на свой стул. При этом он может пользоваться только невербальными средствами, говорить ничего не надо. Все те, кто сидят на стульях, очень хотят попасть на свободный стул. Задача тех, кто стоит за спинками стульев, — удержать своих «подопечных». Для этого надо взять игрока за плечи в тот момент, когда он собрался пересесть. Ведущий должен следить, чтобы руки не держались все время над «подопечными». Через некоторое время участники меняются местами. При этом один из участников остается стоять за стулом.
Обсуждение:
как приглашали кого-то на свой стул? Как понимали, что вас пригласили на стул? Что больше понравилось: стоять за стулом или сидеть на стуле?
Знакомство с техникой «Растворение обиды».
 Сядьте где-нибудь в тишине и расслабьтесь. Представьте, что вы в затемненном театре и перед вами большая сцена. Поставьте на сцену человека, которого вам надо простить (человека, которого вы больше всего на свете ненавидите). Этот человек может быть живым или мертвым, и ваша ненависть может быть как в прошлом, так и в настоящем. Когда вы явно увидите этого человека, представьте, что с ним происходит что-то хорошее, то, что для этого человека имеет большое значение. Представьте его улыбающимся и счастливым. Задержите этот образ на несколько минут, а потом он пусть исчезнет. Затем, когда
человек, которого вы хотите простить, покинет сцену, поставьте туда себя. Представьте, что с вами происходит только хорошее. Представьте себя счастливой и улыбающейся. И знайте, что во Вселенной достаточно добра для всех. делайте это упражнение в течение месяца. 
Упражнение на про щание.
«Я (имя) прощаю тебя (имя) за то, что ты не был таким, каким я хотела тебя видеть. Я прощаю тебя полностью и освобождаю тебя». Это упражнение можно не только повторять себе все время (про себя и вслух), но и писать 70 раз 7 дней подряд. Если простить очень трудно, выберите время, когда вас ничто не будет отвлекать, закройте глаза и представьте прекрасный могучий поток воды. Теперь вообразите: вы выбрасываете в этот поток то, что причиняло вам боль и страдание вместе с неспособностью простить. Следите, как это все начинает растворяться в потоке, уплывая от вас, пока не исчезнет совсем. Повторяйте это упражнение как можно чаще.
Ритуальное действие

Инструкция:
Я попрошу всех встать в круг. Последнее упражнение называется «Формула любви к себе». Вспомните известный мультфильм про маленького серенького ослика, которому надоело быть осликом. И он стал вначале бабочкой, потом, если не ошибаюсь, птичкой, потом кем-то еще... пока, наконец не понял, что для него самого и для всех других будет лучше, если он останется маленьким сереньким осляком. Поэтому, прошу вас, не забывайте каждый день подходить к зеркалу, смотреть себе в глаза, улыбаться и говорить: «Я люблю тебя (и называть свое имя) и принимаю тебя таким, какая ты есть, со всеми достоинствами и недостатками. Я не буду бороться с тобой, и мне совершенно незачем побеждать тебя. Но моя любовь даст мне возможность развиваться и совершенствоваться, самому радоваться жизни и приносить радость в жизнь другим.