"Хлеб всему голова"

Автор: Черкасова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №332
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: конспект
Тема: "Хлеб всему голова"
Дата публикации: 14.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №332

Конспект НОД по речевому развитию в

старшей группе

«Хлеб – всему голова»
Выполнила : Черкасова Н.В., воспитатель г. Екатеринбург, 2016г.

Цель:
Дать детям представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека
Задачи:
Обучающие Формировать представление детей о том, кто и как выращивает, печет хлеб. Знакомить детей со злаковыми растениями. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения. Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми. Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности. Развивающие: Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения, активизировать словарь детей. Развивать сенсорные навыки, мелкую мускулатуру рук. Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду работников сельского хозяйства, о важности и значимости их труда.
Интегрируемые образовательные области
: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура»
Словарная работа
: познакомить со словами: злаки, жито; активизировать в речи детей: зерновые растения, колосья, пшеница, рожь, гречневая, овсяная, рисовая
Предварительная работа.
Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе, чтение отрывка из произведения А. Мусатова «Вот какой, каравай»; «Кто в поле главный”, «Песня пахаря» А. Кольцова, «Земля на зёрнышке стоит» А. Владимирова,чтение сказок«Мальчик с пальчик»», «Мужик и медведь», «Петушок и два мышонка», «Жерновцы», «Лёгкий хлеб» ,оформление мини-музея хлеба.
Оборудование
колосья пшеницы и ржи, лупы, кусочки белого и ржаного хлеба, гречневая, овсяная, рисовая крупа в прозрачных пакетах и тканевых мешочках, презентация «Какой разный хлеб», горшочки с песком опилками и землей, зерна пшеницы, отрывок из сказки «Колосок».
Форма проведения
: совместная деятельность
Ход НОД

Дети вместе с воспитателем стоят в кругу -Придумано кем-то просто и мудро: При встрече здороваться: - Доброе утро! -Доброе утро - солнцу и птицам -Доброе утро - улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, Пусть доброе утро длится до вечера!
Улыбнитесь друг другу и пожелайте своим
Воспитатель показывает отрывок из мультфильма «Колосок». Что нашли мышата во дворе? Колосок как будто дом, Много комнат в доме том. В каждой комнате - зерно, Спелой зрелостью полно. ( Дети рассматривают лиллютрации колосья пшеницы и ржи.) Пшеницу, рожь и другие зерновые растения называют злаками. Как называют зерновые растения? Это колос пшеницы (показывает) – пшеничный колос. Как можно назвать колос ржи? Какой он? ( (ржаной колос) Мука из зерен пшеницы – какая ?(пшеничная мука). Мука из зерен ржи – какая? (ржаная мука). Тесто из пшеничной муки – какое? (пшеничное тесто) Тесто из ржаной муки – какое? (ржаное тесто). Ребята, как вы думаете, какой хлеб пекут из пшеничной муки? (Пшеничный белый). А из ржаной? (ржаной, черный). В старину на Руси рожь называли житом. Вслушайтесь в звучание этого слова – «жито». Как вы думаете, почему люди дали ржи такое название? (дети высказывают свои предложения). Слово «жито» похоже на слово «жит». Хлеб – главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь «без хлеба нет обеда».
Игра «Угадай на вкус».
Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или черный.
Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и черного ржаного. А сейчас мы с вами превратимся в колоски. Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели) Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки). Много, много зёрнышек в этом колоске ( дети кружатся вокруг себя). Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд) Посажу их в землю, и пойдут ростки ( дети присели) Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки). Не один уже, а вот сколько их растёт (взялись за руки в кружок) Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки). А однажды на поле гляну поутру (сделали круг большим), Как один я, столько хлеба соберу? (развели руки в стороны). На моей ладошке хлебное зерно…(показали на ладошке зёрнышко), Посажу- ка в землю - пусть растёт оно! (присели на корточки).

Из зерен злаков люди научились не только выпекать вкусный и ароматный хлеб, но и готовить множество других блюд. С давних времен на Руси употребляли в пищу разнообразные каши. «Хлеб да каша – пища наша», - говорили люди. И каких только каш не варили! Да и сейчас это вкусное и полезное блюдо варят и повара нашего детского сада, и мамы у вас дома.
Игра « Из чего сварили кашу
Какую кашу варят из гречки?( гречневую). Из овса – (овсяную). Из риса – (рисовую) и т.д. Обратите внимание на то, как выглядят крупы. Чем они похожи и чем различаются? (ответы детей)
Игра «Угадай на ощупь».
Дети поочередно на ощупь определяют и называют крупы, которые находятся в тканевых мешочках.
Пальчиковая гимнастика
Каша в поле росла поочередно соединить все пальцы К нам в тарелку пришла Всех друзей угостим раскрыть ладони
По тарелке дадим поочередно загибать пальцы Птичке – невеличке Зайцу и лисичке Кошке и матрешке Всем дадим по ложке развести руки в стороны Показ презентации: В разных странах готовят и употребляют в пищу разнообразные, порой удивительные блюда. Но хлеб – продукт, который едят люди во всем мире. (иллюстрации с изображением разных видов хлебобулочных изделий. Паляницу выпекают на Украине, лепешки – в Узбекистане (2), лаваш – в Армении (3), багет – во Франции (4), галеты – в Италии) (5) Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену никогда не бросят кусок хлеба. Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже будете хорошо, бережно относиться к хлебу, беречь его, ценить, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково "батюшка", "кормилец". Ребята, хотели бы вы сами попробовать вырастить злаки? Давайте представим, что вы превратились в ученых. Проведем эксперимент. Посадите зерна пшеницы в три горшочка – с песком, опилками и землей, в какой емкости быстрее и дружнее прорастут зерна. Дети выполняют задание. Подведение итогов: Что нового вы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось?