"Организация самоподготовки в группе продленного дня"

Автор: Попова Елена Александровна
Должность: воспитатель гпд
Учебное заведение: МБОУ "Инсарская СОШ №1"
Населённый пункт: г.Инсар, Республика Мордовия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Организация самоподготовки в группе продленного дня"
Дата публикации: 14.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Организация самоподготовки

в группе продленного дня

Воспитатель ГПД

Попова Елена Александровна

ИНСАР

2016

Особая организационная форма работы школьников в режиме продленного дня – самоподготовка. Самоподготовка – это педагогически управляемая самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством педагога- воспитателя. Цель самоподготовки – привить учащимся навыки самообразовательной работы. При этом учитываются возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных не уроках, и упражнения в их практическом применении. Задачи самоподготовки: - расширение границ учебной работы; - углубление содержания учебных предметов; - получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков; - закрепление и повторение изученного на уроках материала; - упражнения в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения; - развитие интереса к учению; - приобретение школьниками навыков самостоятельной работы; - формирование исполнительских навыков. Как учебное занятие самоподготовка выполняет
образовательные и

воспитательные функции.

Образовательные функции:
1. Информационная функция заключается в организации качественного закрепления и повторения системы знаний,
полученных на уроках. Она осуществляется через различные упражнения, требующие от школьников самостоятельной индивидуальной работы. 2. Развивающая функция служит задачам развития познавательных интересов учащихся, их потенциальных возможностей и познавательной деятельности. В процессе самоподготовки развиваются внимание, память, мышление. 3. Конструктивная функция способствует появлению у школьников навыков планирования своей учебной работы, распределения сил и соизмерения возможностей. 4. Коммуникативная функция заключается в формировании у учеников правильного отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений. 5. Творческая функция раскрывается в таком подходе к переработке полученных знаний, когда с их помощью у учащихся пробуждается потребность в творческом самовыражении.
Воспитательные функции:
1. Гигиеническая функция способствует прочному усвоению навыков гигиены умственного труда. Благодаря этой функции у школьников вырабатывается устойчивая привычка трудится в соответствии с гигиеническими требованиями. 2. Мотивационная функция формирует у учащихся в процессе систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять полученные знания на практике. В результате появляется интерес к самообразованию, положительное отношение к учению. 3. Формирующая функция способствует настойчивому и последовательному формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств личности. Трудолюбие, волевые проявления в достижении цели, активность и многие
другие качества формируются в процессе самоподготовки и становятся достоянием ученика. 4. Организационная функция проявляется наиболее ярко в создании обстановки, необходимой для возникновения рабочей атмосферы, побуждающей к выполнению домашних заданий.
Состояние учащегося

Характеристика состояния

на самоподготовке
Не требует никакого вмешательства воспитателя, т.к. учащиеся хорошо понимают поставленные перед ним задачи, видят пути их решения,
Активно-
располагают возможностями и средствами
самостоятельное
успешного их выполнения. Они все делают без помощи воспитателя. Вмешательство воспитателя может перевести самоподготовку детей в другое состояние. Возникает тогда, когда ученик действует самостоятельно, но с оглядкой на реакцию
Зависимо-
воспитателя. Он как бы ставит свою работу в зависимость от мнения, оценки воспитателя. В
самостоятельное
его действиях присутствует элемент неуверенности, хотя он выполняет задание с интересом и даже с увлечением. Проявляется в группе у той категории школьников, которые действуют под
Принудительно-
руководством и контролем воспитателя. Он указывает пути и средства решения задачи.
исполнительское
Учащиеся при этом не проявляют особой заинтересованности в работе. Стараясь отвести от себя неприятные последствия при неуспешном
выполнении задания, они обращаются за помощью к воспитателю, всячески привлекают его внимание. Лишившись внимания педагога, они стремятся воспользоваться помощью сильных учеников, но если ее нет, то никогда не проявляют воли к дальнейшему продолжению работы. У этих детей укореняется привычка действовать по принуждению извне. Наблюдается у тех учеников, которые стремятся формальной исполнительностью скрыть свое нежелание трудиться. Требовательность воспитателя, его постоянный контроль
Бесконтрольно-
разрушают иллюзию учеников, что такая
исполнительское
деятельность может удовлетворить педагога. Нельзя допускать, чтобы оно длительное время существовало. Иначе в отношении учеников к учебе появятся элементы формализма, которые сведут на нет их активность в учении. Проявляется в учебной деятельности некоторых учащихся следующим образом: «хочу – учу, не хочу – не учу»; «нравится – работаю, не нравится – не работаю»; «легко – сделаю, трудно – не буду». Эта группа учеников доставляет
Самопроизвольное
воспитателю не меньше тревог, чем указанная выше. Перевести самопроизвольное состояние самоподготовки в другое весьма трудно. Потребуется длительная, кропотливая работа по искоренению склонностей детей заниматься делом лишь в соответствии с собственными желаниями.

Главные условия приучения детей к порядку:
- как всякое приучение, оно должно быть систематическим, а самоподготовка, как известно, происходит каждый день; - действия детей по наведению порядка на столе или в классном помещении должны быть добровольными (сделать их такими не так уж трудно – дети на самом деле очень любят порядок, правда, понимают его на свой лад); - порядок должен самостоятельно контролироваться детьми как способ свободно выбранной деятельности.
Общие требования к самоподготовке.
1. Начинать самоподготовку в точно установленное время. 2. К началу работы подготовить рабочее место и сосредоточиться. 3. Посмотреть в дневнике, что задано на дом. 4. Если забыл правила, основные положения – найди в учебнике и повтори. 5. Начинай самоподготовку в принятом порядке (с математики или русского языка).
Общие требования к самоподготовке.
1. Начинать самоподготовку в точно установленное время. 2. К началу работы подготовить рабочее место и сосредоточиться. 3. Посмотреть в дневнике, что задано на дом. 4. Если забыл правила, основные положения – найди в учебнике и повтори. 5. Начинай самоподготовку в принятом порядке (с математики или русского языка).

Схема работы ученика при выполнении домашних заданий.

Этапы

Контролируй себя!

Напоминай себе!

работы
1. Определи какие уроки нужно 1. Смотри записи в выполнить. дневнике. 2. Обдумай, как лучше, быстрее и 2. Достань продуктивнее это сделать (план в необходимые 1. Приступая уме). учебники и пособия, к наведи порядок на выполнению рабочем столе. заданий 3.Установи последовательность в выполнении уроков. 4. Раздели время на каждый предмет. В начале 1. Определяю, что 1. Уясни требование задано? Что нужно задания. сделать? 2. Вспомни пояснения 2. Вспоминаю и советы учителя к содержание материала из выполнению задания. 2. Выполняя объяснения учителя. В ходе 1. Проверяю себя: то ли я 1. Не отвлекайся. домашнее делаю, что требуется? 2. Следи за своими задание 2. Так ли я действую, как действиями. надо? 3. Умей уложиться 3. Уложусь ли я в вовремя. отведенное время? В конце 1. Устанавливаю, что еще 1.Проверь себя: все ли не выполнено? выполнено?
2. Даю оценку результату 2.Верно ли своей работы. выполнено? 3. Учитываю, сколько 3. Есть ли другой сэкономлено времени. способ решения? 1. Контролирую полноту и качество 1. Проверь глубину выполнения задания. своих знаний. 3. 2. Что можно сделать 2. Если нужно, то дополнительно? доработай, устрани Завершающая 3. Планирую свой ответ на уроке. пробелы. работа 4. Определяю, что следует уточнить 3. Оцени свои успехи и у товарища, учителя, воспитателя. учти ошибки на будущее.
Развитие

специальных навыков познавательной активности

учащихся:
1. познавательный интерес к самостоятельной деятельности; 2. самооценка деятельности при выполнении домашнего задания (самоконтроль); 3. умение самостоятельно мыслить, обобщать материал, синтезировать, анализировать; 4. умение пользоваться различными приемами, алгоритмами; 5. умение планировать свою учебную работу; 6. умение пользоваться картами, словарями; 7. умение работать в коллективе без учителя; 8. уметь проверять свои знания; 9. широко использовать самопроверку.

Руководство самостоятельной подготовкой учащихся в ГПД.
Правила регулирующие порядок самоподготовки.
I Организационно-дисциплинарные.
1. Обязательность ежедневной самоподготовки. 2. Экономное и полное расходование времени, отведенного на занятие. 3. Обеспечение порядка на рабочем месте. Наличие всех необходимых для занятия принадлежностей и учебников. 4. Неуклонное соблюдение каждым правил запрета и разрешения.
Ученик должен усвоить, что нельзя:
1. Опаздывать на занятие. 2. Тратить неэкономно время на подготовку к самостоятельной работе. 3. Нарушать тишину. 4. Отвлекать товарищей от работы. 5. Обращаться с какими-либо просьбами, советами без надобности. 6. Заниматься посторонними делами. 7. Выходить из класса, передвигаться по нему без разрешения. 8. Использовать работы, вызывающие шум. 9. Создавать шум вне класса после получения разрешения выйти. 10. Беседовать с воспитателем в полный голос. 11. Давать громко консультацию. 12. Списывать у своих товарищей. 13. Уклоняться от выполнения части задания. 14. Недобросовестно выполнять задание. 15.Считать работу законченной без самопроверки, взаимной проверки и по возможности проверки воспитателем. 16. При досрочном окончании работы заниматься неучебными делами.

Ученику разрешается:
1. По своему усмотрению планировать и осуществлять работу. 2. Пользоваться разнообразными пособиями и справочными материалами. 3. С разрешения воспитателя до начала самоподготовки поменять рабочее место. 4. С согласия воспитателя выходить на время из класса. 5. Самостоятельно выбирать методы выполнения задания. 6. При необходимости обращаться шепотом за консультацией. 7. Оказывать помощь товарищу. 8. Делать перерывы для кратковременного отдыха. 9. После выполнения задания повторять старый материал или работать с учебной литературой. 10. Подняв руку, обращаться с вопросами к воспитателю, беседовать с ним шепотом. 11. Проверять работу товарищей, когда свое задание выполнено. 12. При плохом самочувствие просить разрешения на отдых. 13. Выполнять персональные задания учителя для уроков (доклады, дополнительные задания и т.п.). 14. Готовиться к предметным олимпиадам без ущерба для уроков. 15. Читать книги, рекомендованные для внеклассного чтения. 16. Заучивать стихотворения для конкурсов.

Требования к самоподготовке.

II Гигиенические.
1. Равномерная и достаточная освещенность всего помещения. 2. Регулярное перемещение учащихся из места менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели, месяца. 3. Чистота оконных стекол. 4. Недопущение затемнения окон шторами, цветами и близкорастущими деревьями. 5. Установление нормального температурного режима. 6. Регулярное проветривание классной комнаты. 7. Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными школьников. 8. Удаление из помещения вышедшей из строя мебели. 9. Влажная уборка помещения перед самоподготовкой. 10. Наведение чистоты и порядка в классе. 11. Соблюдение правил личной гигиены. 12. Сохранение у детей правильного положения туловища во время работы. 13. Проведение физкультминуток. 14. Щадящее отношение к ослабленным болезнью детям. 15. Устранение шумовых раздражителей. 16. Предоставление детям при длительной самоподготовке перерывов на неорганизованный отдых.
III Дидактические.
1. Самоподготовка проводится в одно и то же время с соблюдением уставной нормы ее продолжительности. 2. Задание выполняется каждым учеником самостоятельно. 3. Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).
4. Производится первичное поэтапное оценивание выполненной работы. 5. Со слабоуспевающими детьми организуется индивидуальная работа. 6. Объем и характер заданий регулируется с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.
III Воспитательные.
1. Отказ от применения каких-либо мер наказания. 2. Всемерное использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые виды проявления самостоятельности при выполнении задания. 3. Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе. 4. Недопущение во время самоподготовки назидательных бесед с учащимися, замечаний, отвлекающих учеников от работы. 5. Разъяснение на самоподготовке неусвоенного на уроке материала лишь в крайнем случае и в ограниченном объеме. 6. Выражение принуждения только в скрытой форме. 7. Терпимое отношение к промахам учащихся во время выполнения работы. 8. Поощрение настойчивости и упорства школьников при работе над заданием. 9. Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения своих уроков.
Как научиться лучше запоминать.

Память –
это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что человек раньше воспринимал, переживал или делал.
Запоминайте факты. Цифры. Формулы, стихи в определенном порядке, в системе, чтобы в вашей кладовой памяти можно было легко и быстро отыскать нужное. Ничего не запоминайте, предварительно не осмыслив. Осмыслить – значит установить причину явления или факта, найти оценку или определение. Установить собственное отношение к изученному материалу. Какой у вас вид памяти? Зрительный? Слуховой? Моторный? Старайтесь пользоваться всеми тремя одновременно, но больше тем, который у вас преобладает. Трудные места читайте вслух, но не забывайте, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Глаз способен воспринимать во много раз быстрее. Чем ухо. При изучении материала приучайте себя расчленять его на смысловые куски, составлять к ним вопросы или заголовки и вести последовательную запись, сначала в виде плана, потом конспекта. Трудно изучать то, что вам не нравиться. Заставьте себя полюбить учебный предмет, поверьте в его жизненную ценность и необходимость, поищите в любом учебном предмете интересное, удивительное – и успех обеспечен. При осмыслении текста учебников (фактов, событий, явлений) заменяйте чужие слова привычными, короткими предложениями, не стремитесь заучивать текст слово в слово. Перевод новых сведений на язык собственных мыслей приводит к высоким результатам запоминания. Важный момент при запоминании – проявление активности памяти. Применяйте следующие приемы: - больше пересказывайте текст своими словами; - пересказывайте спустя 10-15 мин после чтения текста и еще раз через 8-10 и
20 мин после запоминания; - не торопитесь заглянуть в текст, если что-то забыли, постарайтесь напрячь память, но не более 3-4 мин, иначе это вызовет переутомление.
Не обманывайтесь при чтении или слушании чувством знакомости. То, что материал знаком и понятен, не всегда означает, что вы его запомнили.
Как научиться мыслить.

Мышление –
процесс познания общих и существенных свойств предметов и явлений, познания связей и отношений, существующих между ними. Мышление дает нам возможность знать. Судить о чем-то, предвидеть что-то. В основе мышления лежат знания, которые наша память сохраняет в виде фактов, событий, образов, связей. Отсюда следует вывод: чтобы хорошо мыслить, надо больше знать. Чтобы научиться мыслить, надо знать механизм действия мыслительных операций и уметь их производить с любым фактическим материалом, который вы изучаете. Мышление совершается при помощи таких мыслительных операций, как анализ и синтез, абстракция и конкретизация, обобщение.
Анализ –
это расчленение явления или предмета на составные части и выделение в них существенных признаков.
Синтез –
соединение отдельных частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез – две стороны единого процесса познания. Среди мыслительных операций важную роль играет установление причинно-следственных связей между событиями и явлениями. Необходимо рассматривать все вещи и явления в развитии, т.е. следить, как они зародились, чем стали и куда стремятся. Очень плохо, если ученик затвердит чужие слова и мысли и станет их воспроизводить подобно попугаю. Знания только тогда хороши, когда они сами человеком поняты, переработаны самостоятельно, как бы открыты и изучены каждым заново.

Как развивать умственные способности.
Что такое умственные способности? Это такие свойства личности, которые помогают относительно легко и успешно овладевать знаниями. Кроме общих способностей есть специальные: - литературные, - математические, - художественные и др. Способности, как мускулы, развиваются путем упражнений.
Что надо делать, чтобы развивать свои способности?
1. Заинтересовать себя изучаемым материалом. Без любознательности, без желания узнать новое мозг работает вяло и малопродуктивно. Важно преодолеть инертность мысли в начале работы, а потом трудное станет интересным. 2. Расширять свой кругозор. Знания – «кирпичики» мысли, без них невозможно решение задач. Знания обладают способностью «притягивать» к себе новые знания. 3. Важно углублять знания, а не скользить по поверхности изучаемого материала. Анализировать, объяснять и доказывать изучаемый материал. 4. Развивать гибкость ума, т.е. способность идти к решению задачи различными путями. Человек с гибким умом как бы поворачивает в сознании объект мысли то одной, то другой стороной, чтобы лучше его познать. 5. учиться мыслить самостоятельно и критически. 6. Овладевать умением обобщать, т.е. учиться за частным, конкретным случаем или явлением видеть общее, типичное. Обобщение же учит предвидеть.

Правила гигиены умственного труда.
1. Периоды занятий надо отчетливо от периодов отдыха отделить. 2. Не надо делать частых перерывов, но и не надо заниматься более 1,5 – 2 часов без перерыва (для 8 – 10). 3. Надо стремиться организовать регулярность занятий, закрепляя для домашней работы определенное время ежедневно. 4. Для домашней работы более предпочтительны дневные часы; надо избегать занятий поздним вечером или ночью, а также в состоянии сильного утомления. 5. следует рационализировать свое рабочее место (стол, стул, свет); обстановку. Условия работы и орудия труда (пособия, приспособления, письменные принадлежности). 6. Чистота воздуха, умеренность температуры, правильное освещение (умеренный ровный свет должен падать на рабочее место сверху или слева) – залог хорошей работоспособности. 7. Надо работать по возможности спокойно, без беготни к телефону (договорись обо всем до начала занятий), без болтания ногами и т.д. 8. Не надо приучать себя к небрежной работе, «лучше меньше, да лучше» - вот твой девиз, однако надо уметь использовать и малые промежутки свободного времени для просмотра и разметки материала параграфа, продумывания прочитанного и т.д. 9. Во время занятий надо чередовать пассивный отдых и активный отдых (перемена работы или активная спортзарядка). Можно применять различные комбинации – «физиологические стимуляторы» (усиленное дыхание, прием сладкого и т.д.)

Условия успешной работы.

1-е условие.
Будь уверен в своих силах, имей горячее желание учиться., развивай острый интерес к знаниям. Нет ничего хуже в человеке, чем слабость и неуверенность в своих силах.
2-е условие.
Будь внимательным. Не давай себя отвлечь во время занятий ни товарищу, ни солнечному зайчику на стене, ни приятным или горьким воспоминаниям. Иначе пропустишь что-то важное, без чего весь остальной материал потеряет ясность и интерес. Если уже что-то пропустил, то спеши тут же узнать, не откладывая на завтра.
3-е условие.
Люби труд и умей хорошо потрудиться. «Без труда, - гласит мудрая пословица, - не вынешь и рыбку из пруда». Делай все капитально, тщательно, неторопливо. Помни слова американского изобретателя Эдисона: «В науке все решают 1% таланта и 99% потения».
4-е условие.
Соблюдай четкий ритм в учебе, правильно чередуй труд и отдых. Ритм для тебя будет заключаться в продуманном режиме дня, в умении быстро включаться в работу, в правильном чередовании легких и трудных предметов при выполнении домашних заданий. Устал – отдохни, прогуляйся и снова за работу.
5-е условие.
Не заучивай все наизусть, полагайся не только на память, учись самостоятельно мыслить. Мыслить, понимать – значит узнать причины явлений, их связь с другими явлениями: это умение оценивать изучаемое и найти ему применение в жизни. Больше задавай вопросов «почему?».
6-е условие.
Больше используй в учебе таких верных и надежных своих союзников, как воображение и чувства. Когда читаешь или слушаешь учителя, старайся живо, ярко и образно представить себе изучаемое. Не будь равнодушен к знаниям. Помни: назначение человека – не только наполнять себя знаниями!

7-е условие.
Будь самостоятельным в учебе. Не жди, когда учитель вложит в твое сознание учебный материал. Ищи, работай, читай, проникай в суть явлений. Помни слова из стихотворения Н. Рыленкова: Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицу, Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомниться. Зато, куда б ты не попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется.
Как готовить домашнее задание по русскому языку.
1. Работу начинай с работы над ошибками. Используй «памятку» в работе над ошибками. Повтори правила, которые забыл. 2. Выучи или повтори правило, изученное на уроке. Придумай свои примеры на это правило. 3. Прочитай заданное упражнение. Подумай, что будешь выполнять сначала, что потом. 4. Прочитай внимательно все упражнение, запомни, как пишутся трудные слова. Устно выполни задание к нему. 5. Списывай упражнение частями или целыми предложениями. 6. Проверь: правильно ли списал, правильно ли выполнил задание.
Самостоятельно выполняй упражнение по русскому языку.
1. Найди упражнение в учебнике. 2. Внимательно прочитай задание к упражнению. 3. Вспомни правила, которые нужно знать. 4. Пиши, не торопясь, но и не очень медленно, не отвлекайся.
5. Прочитай написанное, сверь с текстом учебника. 6. Замеченные ошибки аккуратно исправь. 7. Проверь, правильно ли выполнено задание.
Правила списывания предложений, текстов.
1. Прочитай предложение, текст. 2. Подумай, понимаешь ли ты, что будешь писать. 3. Прочитай внимательно каждое предложение, запомни, как пишутся трудные слова. 4. Списывай частями или целыми предложениями. 5. Проверь: правильно ли списал.
Алгоритм звуко-буквенного анализа слова.
1. Произнеси слово по звуко-буквенным единицам. 2. Составь схему. 3. Определи и покажи на схеме место гласных в слове. 4. Определи согласные по твердости и мягкости. 5. Покажи на схеме ударение. 6. Покажи деление на слоги. 7. Подпиши слово под схемой.
Алгоритм по определению спряжения глагола.
1. Определить ударное и безударное личное окончание. 2. Ударное: - определяем спряжение по личному окончанию; - проверяем себя по таблице личных окончаний глаголов. 3. Безударное: - ставим глагол в неопределенную форму и выделяем суффикс неопределенной формы; Суффикс ударный: а) смотрим, не относится ли данный глагол к исключению;
б) если нет, определяем спряжение по правилу; в) проверяем написание личного окончания по таблице. Суффикс безударный: а) проверяем написание суффикса по словарю; б) смотрим, не относится ли данный глагол к исключению; в) если нет, определяем спряжение по правилу; г) проверяем написание личного окончания по таблице.
Памятка по разбору слова по составу.
1. Ознакомься с заданием. Задание: запиши данные слова и разбери их по составу.
Запомни! Для выполнения задания надо уметь:
Выделить в слове окончание (если не помнишь, как это делать, смотри учебник стр. ___, тетрадь от ____ ) . Найди в слове корень (если не помнишь, смотри учебник стр. ___, тетрадь от __________). Надо знать, что называется суффиксом и приставкой (если не помнишь, смотри учебник стр. ___, тетрадь от __________). 2. Отметь, что умеешь делать, что не умеешь. 3. Попробуй восстановить, пополнить свои знания по учебнику, тетради, схеме разбора слова по составу и другому справочному материалу. 4. Если остались вопросы, проконсультируйся с товарищем. 5. Запиши последовательно все свои действия, необходимые для выполнения задания. а) изменю число (падеж) каждого слова и выделю изменяемую часть – это будет окончание;
б) подберу к каждому слову однокоренные слова и выделю в них общую, близкую по смыслу часть – это будет корень; в) пользуясь определением приставки и суффикса, выделю эти части в каждом слове. 6. Проверь по образцу правильность выполнения задания, отметь в каких действиях были допущены ошибки.
Приготовление устных уроков.
1. Вспомни, что узнал на уроке. 2. Прочти задание по учебнику. 3. Непонятно – прочти вторично. 4. Выдели основные части текста, главные мысли текста. 5. Составь план прочитанного. 6. Расскажи по плану.
Как приготовить задание по природоведению.
1. Вспомни, о чем узнал на прошлом уроке: - о чем рассказывал учитель? - какие ставили опыты? - какие рассматривали картины, таблицы, карты? 2. Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них. 3. Прочитай текст учебника. 4. Подготовься отвечать по теме урока: - продумай план ответа; - расскажи материал по этому плану; - старайся не просто рассказать, но и доказывать свои знания примерами из наблюдений, опытов, из своей жизни, из просмотренных передач, прочитанных книг; - сделай выводы;
- открой учебник, с помощью рисунков, текста и выводов учебника проверь, как ты усвоил материал. 6. Выполни задания учебника.
Подготовка к уроку чтения.

Как выполнять задание по чтению.
1. Прочитай текст. Запомни слова и выражения, при чтении которых тобою были допущены ошибки. 2. Поработай над этими словами (прочитай их несколько раз). 3. Отметь в тексте все непонятные слова и выражения. Выясни их значение (в словаре, у учителя, дома – у взрослых). 4. Прочитай текст еще раз. Найди смысловые опоры, то есть слова и выражения, которые не только сами хорошо запоминаются, но и отражают суть прочитанного. 5. Перескажи текст, используя смысловые опоры. О
теме и проблемах.
- О чем это произведение? - Почему оно так называется? - Какие вопросы (мысли) возникли у вас при чтении (слушании)?
По сюжету.
- Где и когда происходят события? С чего все началось? - Как развивались события? - Какое событие главное? - Чем закончилось? - Какой эпизод при чтении вас больше всего взволновал? Почему?

Об образах.
- Кто действует в произведении? Опишите героя. Какой он? Какие поступки совершал? Почему он так поступал? Что о нем говорят другие персонажи? - Что думает о нем автор? - Кто вам понравился и не понравился? Почему? - Что изображено? Опишите картину (предмет, обстановку). О
композиции.
- Из скольких частей состоит произведение? Почему? - Что важное в каждой части? - Как ее озаглавить? - О ком и о чем рассказывается подробно? О ком и чем кратко? Почему? О
языке.
- Какое настроение вызвало у вас прочитанное7 - Веселое или грустное произведение прочитали? - Какие слова и предложения говорят об этом? - Какие слова были непонятны? - Какие слова и выражения особенно помогли представить написанное? - Каких слов больше всего в тексте (на какую тему)? - В каком предложении заключается главное? О
жанре.
- Что вы читали: рассказ, сказку, стихотворение или другое? - На какие части и слова обратили внимание?

Об идеях.

- Что вам больше всего запомнилось в произведении? Почему? - Какой совет дает автор, сочинив басню, сказку? - Какая главная мысль рассказа? - Какое чувство создается у вас после выразительного чтения стихотворения? - Какое настроение вам передалось? - Какое желание возникло?
Требования к изложению.

Изложение –
это письменный рассказ текста. Прежде, чем писать изложение, нужно внимательно прослушать текст, понять его содержание. Затес следует выделить в тексте основные его части и составить план изложения. После этого, подбирая наиболее точные слова и выражения, нужно пункт за пунктом излагать содержание текста. 1. Все пункты плана должны быть раскрыты. 2. Содержание текста должно быть передано полно и последовательно. 3. Изложение должно быть написано без орфографических и пунктуационных ошибок, правильным литературным языком. 4. Работу следует оформить чисто и аккуратно.
Требования к сочинению.

Сочинение –
это изложение своих мыслей на определенную тему. Сочинение должно показать знание определенного вопроса, темы и умение изложить свои мысли последовательно. Убедительно и вполне грамотно. 1. Сочинение должно быть написано по плану. 2. В сочинении не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме, но тему необходимо раскрыть полностью.
3. Каждая мысль должна быть обоснована и подкреплена примерами. 4. Изложение раздела (пункта плана) следует начинать с красной строки (абзац). 5. Желательно, чтобы сочинению предшествовал эпиграф. Эпиграф вкратце раскрывает основную мысль сочинения. Он берется из литературного произведения, фольклора и других источников. 6. Сочинение начинается вступлением и заканчивается выводами, заключением. Хорошее сочинение, глубокое по содержанию, стройное по изложению, написанное правильным литературным языком, - показатель умственной зрелости автора сочинения.
Как решать текстовую задачу.
1. Прочитай задачу. Представь себе то, о чем говорится в ней. 2. Объясни, что показывает каждое число, и выдели вопрос задачи. 3. Составь вспомогательную краткую запись условия задачи или зарисуй условие. 4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему? Что нужно узнать сначала? Что потом? 5. Составь план решения задачи. 6. Запиши и выполни решение. 7. Запиши ответ. Пойми и хорошо запомни, как по-разному дикие животные готовятся к зиме. 1. Прочитай внимательно текст в учебнике на стр. _____. 2. Найди в статье учебника сведения о том, как готовятся к зиме животные каждой группы. На доске картинки с изображением диких животных сгруппированы следующим образом:
I группа – медведь, барсук; II группа – белка, бобр, полевая мышь; III группа – волк, лиса, заяц; IV группа – лягушка, ящерица, змея. 3. Подумай, почему в каждой группе такие разные животные оказались вместе? 4. Расскажи о подготовке к зиме животных каждой группы.
Некоторые варианты мотивирующих высказываний воспитателя:
«Как люди становятся умными? Прочитал 100 или 1000 умных книг и стал умным? Нет. Человек становится умным, когда думает, ищет на каждый вопрос свой ответ. Сначала на маленькие вопросы, не очень трудные, а постепенно на сложные и большие. Вот и мы с вами будем развивать свой ум прямо сейчас, выполняя задания по ...». «Сегодня на уроке чтения мы читали рассказ К.Г.Паустовского «Славная осень». Паустовский – известный писатель, он часто путешествовал, встречался с людьми, много писал. Как ему удавалось так много успевать? О себе Паустовский говорил: «Для плодотворной работы мне нужны две вещи: поездки по стране и сосредоточенность». Как вы понимаете, что такое сосредоточенность? (ответы) Сосредоточится – это направить свое внимание на определенный предмет, только на него и никуда больше. Сосредоточенная работа всегда приносит хороший результат, а если она повторяется изо дня в день, то это лучший способ много сделать и многому научиться. Давайте попробуем быть сосредоточенными сейчас, во время решения задачи. Итак, двадцать минут сосредоточенной работы...» «Сейчас нам предстоит решить трудную задачу. Тот, кто постарается, не просто получит завтра хорошую отметку. Он укрепит свою волю. Сильна воля очень нужна в жизни каждому человеку: волевой человек
может преодолеть многие трудности, страх. И подвиги совершают только волевые люди. А воспитывается сила воли каждый день, по капельке: нужно доводить начатое дело до конца, тратить на него как можно больше своих сил и терпения...» «Четыре секрета дедушки Корня»: первый секрет: подбери родственные слова и следи за тем, чтобы у них была общая часть; второй секрет: подбирая родственные слова, обрати внимание на их смысл. Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, - совсем не родственные слова; третий секрет: чтобы отчетливее увидеть корень слова, лучше всего искать среди «родственников» слова с разными приставками или вообще без приставок; четвертый секрет: корень в некоторых родственных словах может изменяться, в нем могут чередоваться гласные и согласные звуки.
Правила взаимопомощи.
помогай тому, кто сам трудится; помогай другому даже тогда, когда тебе приходится трудно; помогай так, чтобы товарищ учился самостоятельно преодолевать трудности; взялся помогать – не подведи, доведи дело до конца.
Главные технологические линии построения индивидуальной работы с

неуспевающими детьми в условиях самоподготовки:
1. Изучение причин неуспеваемости отстающих детей. 2. Включение неуспевающих детей в рабочую атмосферу группы. 3. Использование индивидуальных заданий на карточках. 4. Работа неуспевающих в парах