"Род имен существительных"

Автор: Барышова Нина Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБУ "Школа № 40"
Населённый пункт: Тольятти
Наименование материала: конспект
Тема: "Род имен существительных"
Дата публикации: 14.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Пояснительная записка
Урок по теме «Род имен существительных» был проведен в 3ем"Д" классе. Структура занятия соответствует требованиям к организации урока усвоения нового материала. Четко выделены этапы подготовки и организации внимания учащихся, повторения и восприятия нового, усвоения новых знаний и первичной проверки, закрепления, применения, первичного контроля усвоения знаний, подведения итогов, анонсирования домашнего задания и рефлексии. На этапах повторение, целеполагание, подведение итогов использованы приемы технологии развития критического мышления: «знаю-хочу узнать-узнал»; «составление и использование алгоритма» - на этапе закрепления, прием «верно- неверно» - на этапе контроля и самоконтроля. Цель применения данной технологии - создание условий для активизации познавательной самостоятельной деятельности учащихся, развития логического мышления. На этапе объяснения новой темы используется проблемное обучение. Чтобы оживить работу на уроке, повысить интерес к изучаемой теме, на этапе закрепления материала используется игра «Помести в домики", «Баскетбол». Деятельность учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная. Организована работа по формированию надпредметных умений и навыков: умение самостоятельно составлять алгоритм и действовать по нему, участвовать в диалоге, организовать себя на выполнение поставленных задач, умение сравнивать, сопоставлять примеры и на их основе формулировать правило, обобщать сказанное, делать выводы, оценивать свою и чужую работу, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль. Применены словесные, наглядные, репродуктивные, проблемно-поисковые, практические методы обучения.
Открытый урок русского языка в 3-м классе по теме "Род имен существительных"

Цель урока
. - Учить определять род имен существительных;
Задачи:
- создать условия для усвоения способа определения рода имен существительных через алгоритмизацию деятельности обучающихся;
- развивать монологическую речь обучающихся через использование алгоритма ответа; -развивать умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения; -развивать коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и самооценку деятельности; - воспитывать интерес к предмету, самостоятельность.
Планируемые достижения обучающихся:

Формировать УУД
:
Общеучебные УУД
: будут знать, как определять род имен существительных
Метапредметные УУД:

Познавательные УУД
: будут уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, выделять необходимую информацию, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Личностные УУД
: учебно-познавательный интерес к учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей; установка на здоровый образ жизни, способность к самооценке.
Регулятивные УУД
: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Коммуникативные УУД:
оценку и самооценку деятельности, развитие умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Методы
: монологический, диалогический, исследовательский.
Оборудование:
учебник русского языка 3 класс; рисунки домиков;
напечатанные слова.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ОБУЧЕНИЯ
: проблемное обучение, использование ИКТ, организация учебного сотрудничества на уроках ( технология КСО), приём ученики в роли учителя, метод организации фронтальной деятельности обучающихся: словесный ( эвристическая беседа, вопросы педагога и ответы детей), наглядный метод (презентация «Имя существительное»), методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха (задания подобраны с учетом возраста и уровня подготовки обучающихся), практический метод и частично-поисковый, здоровьесберегающая технология.
Этап

Содержание этапа

УУД

1.Организационный

момент
.(2 мин) Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Предлагаю улыбнуться И в работу окунуться. - Ребята, подарите улыбку мне, друг другу, нашим гостям. Улыбка может согреть других своим теплом и улучшить всем настроение, а хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Спасибо, всем. Сразу стало уютнее в классе от ваших улыбок. Проверим готовность к уроку.
Личностные
: - внутренняя мотивация обучающихся на уровне положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика».
2. Минутка чистописания
(2 мин) Откроем тетради и запишем сегодняшнее число, классная работа. Двадцать седьмое января. Классная работа. Выделим все известные нам орфограммы. (Один ученик комментирует выполнение работы, объясняя встретившиеся
Коммуникативные
: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познаватель -
орфограммы.) Посмотрите внимательно на записанные нами слова. В одном из этих слов есть буква, которая встречается в нём 2 раза. В 1 слоге и последнем. В первом слоге она обозначает 2 звука, а в последнем слоге она обозначает 1 звук. Что это за буква? (Я) Вспомним, как пишется буква “Я”. Из скольких элементов она состоит? Посмотрите внимательно на доску и в тетрадь. Перед вами цепочка. Определите последовательность написания букв в этой цепочке. Яяс Яяу Яящ Яяе …. Какую букву надо дописать в мою группу? (- Первые две буквы повторяются, а последние буквы, если соединить вместе образуют слово “СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ”) Запишите эту цепочку самостоятельно. Написание, какой буквы мы повторили сегодня на минутке чистописания? Ещё раз вспомним всё, что мы знаем об этой букве. (Гласная буква “Я” может обозначать один звук Я, когда стоит после согласной буквы, а может обозначать два звука Й/А, когда стоит в начале слова, после гласной буквы, после мягкого и твердого знаков) ные: анализ объектов с целью выделения признаков
3.Словарная работа
. (4 мин) А сейчас я буду говорить загадки, и вы продолжите записывать отгадки в два столбика: кто? и что? На ромашку у ворот Опустился вертолет —
Личностные УУД:

формировать
учебно- познавательный интерес к учебному материалу;
Золотистые глаза. Кто же это?... (Стрекоза) Волосата, зелена, В листьях прячется она. Хоть и много ножек, Бегать все равно не может. (Гусеница) Не огонь — а жжется, В руки не дается. Выросла под ивой. Звать ее... (Крапивой) Подрастала — Хвост растила, Платье темное носила. Подросла — Зеленой стала, Хвост на весла поменяла. (Лягушка) Я румяную Матрешку От подруг не оторву, Подожду, когда Матрешка Упадет сама в траву. (Яблоко)
Регулятивные УУД
: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Белым шариком пушистым Я красуюсь в поле чистом. Дунул легкий ветерок — И остался стебелек. (Одуванчик) Клейкие почки, Зеленые листочки. С белой корой Стоит под горой. (Береза) Бегает среди камней, Не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но — ах!— Удрала, а хвост в руках. (Ящерица) - Что объединяет существительные первого столбика? (Эти имена существительные обозначают одушевленные предметы, лексическое значение данных слов – животные.) -Что объединяет в одну группу слова второго столбика? (Имена существительные, которые называют неодушевленные предметы, относятся к теме «Растения».) -Что объединяет эти две группы существительных? (Насекомые не могут существовать без растительного мира.)

4. Повторение изученного

материала
-А что такое имя существительное? Игра «Узнай имя существительное» Вот я сейчас посмотрю, как быстро вы можете находить имена существительные. Если я произнесу имя существительное, то вы хлопаете в ладоши, если другую часть речи, то вы подпрыгиваете. ДОМ, КРАСИВЫЙ, МАЛЬЧИК, ИГРАЕТ, ШКОЛА, ДОБРЫЙ, УЧЕНИК, КОШКА, ОКНО ПОЁТ, ДЕВОЧКА. -Молодцы! Справились с моим заданием. А что ещё вы знаете об имени существительном? ( Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые, могут изменяться по числам.) -Когда имя существительное употребляется во множественном числе? А когда в единственном числе? Измените слова, записанные на доске, поставив их во множественное число Девочка, рыба, рак, собака, зуб.
Личностные УУД
: формировать учебно- познавательный интерес к учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности
Коммуникативные:
будут уметь аргументировать свое предложение, сохранять доброжелательное отношение друг к другу
5.Постановка цели урока.

Введение в новую тему.

Работа в группах
. «Мозговой штурм». 1 группа Мой
дедушка
Василий Иванович много лет работал на металлургическом заводе. Он ветеран труда. Задания. 1 Прочитайте текст. 2 О ком говорится в тексте? 3Прочитайте
Познавательные
УУД: постановка и решение проблемы; самостоятельное выделение и формулирование
выделенное слово в первом предложении. 4 Какое слово заменяет слово дедушка во втором предложении? 5 Откройте учебник и прочитайте правило. 6 Что узнали про свой текст? 2 группа Моя
бабушка
выпекает вкусный хлеб. Она любит свою работу. Задания. 1 Прочитайте текст.2 О ком говорится в тексте? 3 Прочитайте выделенное слово в первом предложении.4 Какое слово заменяет слово бабушка во втором предложении?5 Откройте учебник и прочитайте правило.6 Что узнали про свой текст? 3 группа Моё
окно
любят и посещают птицы. Оно для них как столовая. Задания. 1 Прочитайте текст.2 О ком говорится в тексте? 3 Прочитайте выделенное слово в первом предложении. 4 Какое слово заменяет слово окно во втором предложении?5 Откройте учебник и прочитайте правило.6 Что узнали про свой текст? Ваша задача выполнить задание по карточкам, обсудив их в группе. (Представители каждой группы сообщают классу о наблюдениях и полученных выводах. На их основе делается общий вывод по теме урока.) - Какие же имена существительные относятся к м., ж, ср. р.? (имена сущ., которые можно заменить словом «он» - м.р., «она» - ж.р., «оно» - ср.р.) познавательной цели; построение логической цепи рассуждений; доказательство и выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные
: целеполагание, прогнозирование.
Запишите в тетрадь столбики слов. Образец: м. р. он мой дедушка ж. р. она моя бабушка ср. р. оно моё окно -Убедитесь в правильности наших наблюдений, правило, которое поэт заключил в стихотворении, прочитайте, пожалуйста. (На интерактивной доске слайд.) Женский род запомню я И скажу «она моя», И запомню род мужской, И опять скажу «он мой». Средний род - «оно моё»- Это правило твоё. ( на доску) - Тема урока сегодня «Род имен существительных». (Открывается надпись на доске под числом.) -Вот мы и узнали, что каждое имя существительное имеет свой род. Над именами существительными мужского рода будем ставить м.р., женского рода – ж.р., среднего – ср.р.
6. Физкультминутка (2

минуты)

Физкультминутка.
Читаю стихотворение. Дети выполняют движения, соответствующие содержанию стихотворения.
Целью
этого этапа является формирование ценностного отношения к своему здоровью

7. Работа с новым

материалом. (5 минут)
-В учебнике найдите
упражнение 39
. Посмотрите на упражнение, там даны слова, вы должны определить, к какой части речи относится каждый из них. (отвечают дети) -Правильно, это имена существительные.
Сейчас вы их

распределите по родам
. На доске вы видите три домика. Жителями первого домика являются имена существительные мужского рода, второго домика – женского рода, третьего – среднего рода. Сейчас ученики первого ряда найдут жителей первого домика, среднего ряда – второго домика, третьего ряда – жителей третьего домика. А чтобы вам было легче, обратите внимание, что каждый домик уже имеет слова – помощники (он мой, она моя, оно мое). (ученики выполняют задание по рядам: каждый ученик ряда подходит к доске и поселяет слово в свой «домик») -Молодцы, справились быстро. Давайте проверим, нет ли ошибок (взаимопроверка по рядам). - Итак, каким словом можно заменить слова мужского рода? - Каким словом можно заменить слова женского рода? - Каким словом можно заменить слова среднего рода? - Прочитайте правило еще раз. Кто попробует рассказать его? Следующее задание- выделить окончания в словах. - Назовите окончания имен существительных мужского, женского, среднего рода. - Как вы думаете, можно ли по окончанию определить род имен
Познавательные:

Общеучебные:
поиск и выделение необходимой информации;
Регулятивные:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
существительного? -Следующее задание – определить род имен существительных из упражнения 41. Это мы делаем по цепочке. Итак, начинаем. Если вы вдруг заметите ошибки, поднимайте руку и исправляйте. У доски разбор по составу слов – Оленька и полюшко.
8. Гимнастика для глаз (1

минута)
-Вы, наверное, немножко устали. Давайте сделаем гимнастику для наших глазок. 1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 – 5 раз. 2. Крепко зажмурить глаза (считая до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4 – 5 раз. 3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 – 5 раз. 4. Написать глазами буквы о, х, ш, цифры 3, 8.
Личностные УУД:
установка на здоровый образ жизни
9. Продолжение

знакомства с новым

материалом (5 минут)
-Запишите, пожалуйста, в своих тетрадях слово цветы и определите его род. Я вижу, это задание вызвало у вас затруднения. А почему? -Может быть, кто – нибудь из вас догадается, как определить род имени существительного, которое стоит во множественном числе? (отвечают дети) -Правильно. (правило читает учитель)
Познавательные УУД
: будут осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Регулятивные УУД
: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и
Дети сверяются с доской. - один из учеников выполняет задание у доски с объяснением вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
10. Закрепление нового

материала (5 минут)
- Упражнение 42. Прочитайте слова. В чем их сходство? А в чем различие? Объясните. Запишите имена существительные в таком порядке: сначала имена существительные женского рода, затем мужского рода. Проверим. Выполним звуко - буквенный разбор слов июль и кровать. Упражнение 43 (резервное)
Познавательные:

Общеучебные:
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов
взаимодействия.
11. Рефлексия. Итог урока

(5 минут)
Игра «Баскетбол» на интерактивной доске. 3 корзины для мячей. Мячи со словами. Чтоб попасть в корзину нужно угадать какого рода слово. - Какого рода бывают имена существительные? - Каким словом можно заменить слова мужского рода? - Каким словом можно заменить слова женского рода? - Каким словом можно заменить слова среднего рода? -Итак, ребята, над какой темой мы работали сегодня на уроке? (отвечают дети) -Как вы считаете, выполнили ли цели урока? (отвечают дети) -Как определить род имени существительного?
Коммуникативные:
формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, отвечаю, спрашиваю)
Личностные
УУД: высказывали свое мнение, свою позицию.
12. Оценка и самооценка.
Оцените свою работу на уроке по 5 бальной шкале. Оцените работу своих сверстников.
ЛичностныеУУД:
положительное отношение к проделанной работе
Коммуникативные

УУД
: оформлять свои мысли в устной форме; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Познавательные
УУД: проводить анализ работы.
13. Домашнее задание (2

минуты)
-Молодцы, поработали вы хорошо. Дома выполните упражнение 44, 45(для детей с высоким уровнем развития) и выучите правила на странице 25, 26. Спасибо за урок.