"Взгляд на литературу через призму истории: эпоха Петра Первого в произведениях А.С.Пушкина"

Автор: Вилкова Елена Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ п.Пробуждение"
Населённый пункт: Энгельсский район Саратовская область
Наименование материала: мастер-класс по литературе
Тема: "Взгляд на литературу через призму истории: эпоха Петра Первого в произведениях А.С.Пушкина"
Дата публикации: 25.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок литературы и истории по теме:

«Взгляд на литературу через призму истории: эпоха Петра Первого в

произведениях А.С.Пушкина»
Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная. А.С.Пушкин
Цели урока:
 Сформировать представление об эпохе Петра I через интеграцию двух предметов: литературы и истории. Рассмотреть историческую основу произведений А.С.Пушкина о реформаторе России, выявить позиции автора по отношению к Петербургу.  Развивать навыки работы с художественным текстом, историческими источниками, ассоциативное мышление учащихся, уметь анализировать мысли и чувства не только автора произведения, но и свои. Учить работать в группе, отбирать.  Способствовать воспитанию самостоятельности, расширению кругозора. Способствовать патриотическому воспитанию учащихся. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран. В уроке используются презентации учителя и обучающихся, фрагменты из фильма «Как царь – Петр арапа женил», звуковые файлы «Чтение поэмы «Полтава». Ход урока:
1.Оргмомент.

2.Этап актуализации знаний
I. Учитель : у меня в руках книга, собрание сочинений любимого поэта, поэта, которого можно назвать эпохой в литературе. О ком я говорю? Наталия Ильинична, а у Вас есть любимый поэт? И это не случайно, по данным многих социологических опросов именно Пушкин является любимым поэтом 70 % россиян.
II. Учитель: Кстати, а в какую эпоху жил и творил А.С. Пушкин? А знают ли об этом наши современники? Ведь столько лет разделяют нас.
3. Видеофильм – соцопрос.
Учитель : Скажите, а вы сможете назвать произведения А.С. Пушкина на исторические темы?
4.Вот сегодня мы и перелистаем страницы дорогих нам произведений, и

посмотрим на них через призму истории
.
А рассмотрим не все его произведения, а только те, в которых

отразилась эпоха 18 века.
В связи с этим – вопрос:
почему Пушкин так много страниц своего

творчества посвятил веку 18, хотя жил и творил он в 19 веке. Это вопрос

и к историкам, и к пушкинистам
.( 1 – 1,5 мин – работа в группах). 4.
Открываем томик Пушкина и ….( видеофрагмент)
Конечно, вы догадались, с какого произведения мы начнем разговор об историчности произведений поэта. - Кто является главным героем этого недописанного романа? - Что легло в основу этого произведения?
В произведении несколько моментов, которые ( по некоторым данным)

полностью созданы на основе исторических источников ( перепутанные

цепочки)
: Обучение Ганнибала в парижском военном училище и участие его в Испанской войне; встреча Петром Первым своего крестника на подъездах к Москве; царская ассмблея; обед у Гаврила Романовича Ржевского. Разложите их в нужном порядке, так, как они изложены у Пушкина. А)Ганнибал обучался в парижском военном училище, выпущен был капитаном артиллерии, отличился в Испанской войне. Б)За двадцать восемь верст до Петербурга Петр Первый встретил своего крестника по возвращении из Франции. В)ассамблея . Г) Обед у Ржевского. Все заняли свои прежние места, кроме карлицы и барской барыни, которые не смели оставаться за столом, удостоенным царским присутствием. Петр сел подле хозяина и спросил себе щей.
Государев денщик подал ему деревянную ложку, оправленную слоновой костью, ножик и вилку с зелеными костяными черенками, ибо Петр никогда не употреблял другого прибора, кроме своего. Обед, за минуту пред сим шумно оживленный веселием и говорливостию, продолжался в тишине и принужденности. Хозяин, из почтения и радости, ничего не ел, гости также чинились и с благоговением слушали, как государь по-немецки разговаривал с пленным шведом о походе 1701 года.
Мы остановимся только на одной странице:Звуки мазурки.(Фрагмент

фильма).Выход г-на Корсакова: исторический анализ двух эпизодов –

встреча с Петром I и ассамблея.
- Так значит неоконченный роман претендует на звание исторической хроники? ( комментарий историков – в нем допущены отступления от исторических фактов). - А почему роман не был дописан? По одной из версий, А.С.Пушкин увлекся другим произведением.
5. И это… уже другая страница нашего урока.

Чтение текста на фоне Полтавской битвы) «И грянул бой…»
Чтение прерывается – и продолжает подготовленный ученик. -
Что это за произведение?

Оно тоже создано на основе исторических фактов.
Историки подготовили пушкинистам
вопрос: какие подлинные

исторические деятели встречаются в произведении Пушкина? ( слайд)

-- Почему сюжетная линия героической поэмы начинается с истории

любви Марии и Мазепы?

- Чем же привлек образ Мазепы Пушкина?( ОН БЫЛ ПОЭТОМ)
- Если бы Мазепа на 100% выполнил свой предательский замысел( привел 25 тыс казаков, могли ли русские войска проиграть битву под Полтавой7 Нет, достаточно вспомнить облик Петра и Карла в поэме. ( Ученик читает отрывки из поэмы). -Блестяще расставляет все исторические акценты эпилог поэмы.
Прошло сто лет — и что ж осталось От сильных, гордых сих мужей, Столь полных волею страстей? Их поколенье миновалось — И с ним исчез кровавый след Усилий, бедствий и побед. В гражданстве северной державы, В ее воинственной судьбе, Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник себе. Облик русского царя перед решающим сражением прекрасен, он весь в движении, в ощущении предстоящего события, он – само действие: Своим личным примером Петр воодушевляет русских солдат, он чувствует свою причастность к общему делу. Полную противоположность Петру представляет шведский король – Карл XII, изображающий лишь подобие полководца: Все поведение шведского короля говорит о его недоумении, смущении перед боем, Карл не верит в победу, не верит в силу примера.
6. Учитель: - Роль личности в истории не имеет однозначной оценки. И в

этом ПУШКИН ТОЖЕ ИСТОРИЧЕН.

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел…

- Почему он, не царь, не Петр, не муж, почему Он, да еще курсивом.?
Ответы детей
Пушкинисты поработали с текстом поэмы и подготовили 2 ряда

ассоциаций к фразе «Град Петров» из текста петербургской повести, как

называл ее Пушкин.

Позитивная информация:

“город пышный”, “ юный град”, “полнощных стран краса и диво”, “град

Петров”, “в гранит оделася Нева”, “мосты повисли над водами”, “тёмно-

зелёными садами …покрылись острова”, “Невы державное теченье”,

“светла Адмиралтейская игла ”, оград узор чугунный”, “живость

потешных Марсовых полей”, “военная столица”, “перед младшею

столицей померкла старая Москва

Негативная информация:

“над омрачённым Петроградом”, “ Нева металась”, “Нева всю ночь

рвалася к морю против бури”, “перегражденная Нева…затопляла

острова”, “всплыл Петрополь”, “гроба с размытого кладбища плывут по


улицам”, “над возмущенною Невою стоит…кумир на бронзовом коне”,

“скривились домики, другие совсем обрушились”…

7. Скажите, вот вы не так давно были в Петербурге, какое впечатление

он на вас произвел?

И много ли вы знаете городов России, которым посвящаются гимны?

Илья Ермаков по своим впечатлениям от поездки в Петербург составил

презентацию.
Напомним вам те впечатления, которые остались у нас о Петербурге. 8. А теперь вернемся к эпинрафу нашаго сегодняшнего урока. Мне нужен ваш комментарий. Во -первых, кому принадлежат эти слова? Во – вторых, к кому они применимы? 9. Цель нашего урока сегодня была обогатить друг друга знаниями по истории и литературе, так что оценки мы получим только тогда, когда решим тесты в кабинете информатике: пушкинисты – тест по истории, а историки – по литературе. Д/З У многих поэтов и писателей мы встречаем творческие работы по теме «Мой Пушкин», а вас я сегодня попрошу написать эссе «Мой Петербург».