"Использование сенсорной комнаты в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников"

Автор: Карасева Виктория Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: "Детский сад № 274 комбинированного вида"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование сенсорной комнаты в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников"
Дата публикации: 17.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Роль сенсорной комнаты в коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников. Современный дошкольник часто испытывает значительные трудности в развитии эмоциональной сферы в силу того что имеет дефицит общения со взрослыми, с детьми (прежде всего старшими по возрасту). Замыкаясь на просмотре телевизионных передач, компьютерных игр, дети стали меньше общаться со взрослыми и со сверстниками, слабо распознают эмоциональное состояние другого человека. Поэтому для меня актуальна эта насущная необходимость учить детей открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, выходить из разных негативных эмоциональных состояний. Почему я затрагиваю эмоционально-волевую сферу детей старшего дошкольного возраста? Во-первых, старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования компетентности в сфере отношений и положительного отношения к себе. Во-вторых, сформированность эмоционально-волевой сферы является важным компонентом психологической готовности к школьному обучению. В процессе коррекционной работы с детьми сенсорная комната является важным элементом, так как при использовании световых и шумовых эффектов дети расслабляются, нормализуется их мышечный тонус, снижаются проблемы эмоционально-волевой сферы. Как показывает практика работы с детьми, сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Для решения этой проблемы эффективной формой являются коррекционно-развивающие занятия, основанные на игровой деятельности. В дошкольном учреждении в условиях группового помещения у педагогов не всегда есть возможность уделять достаточное внимание детям с проблемами познавательного и эмоционального развития. Такие дети нуждаются в тишине, снижении уровня психоэмоционального напряжения и создании положительного эмоционального состояния, стабилизации психических
процессов, на основе которых познавательная деятельность становится значительно эффективнее. Также хорошо известно, что в основе развития эмоциональной сферы лежит развитие всех форм чувствительности. Одним из способов решения данной проблемы я считаю в использовании возможностей сенсорной комнаты, которая представляет собой организованную особым образом окружающую среду, состоящую из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. Оборудование сенсорной комнаты разделено на два функциональных блока:
Релаксационный
- в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, напольные маты, сухой бассейн , приборы создающие рассеянный свет, подвешенные подвижные конструкции, игрушки, и библиотека релаксационной музыки. Дети, лежа на мягких формах, могли принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет, приятный запах в сочетании с успокаивающей музыкой создавали атмосферу безопасности и спокойствия.
Активационный
- в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника. Применение оборудования этого блока сенсорной комнаты направлено на стимуляцию исследовательского интереса и двигательной активности. Оборудование сенсорной комнаты позволяет отдыхать, расслабляться, снимать эмоциональное напряжение и постигать новое. Душу переполняет умиротворение, а спокойная дивная обстановка помогает мне найти контакт с ребенком любого возраста, построить доверительные отношения и решать самые разнообразные задачи. Как показывает опыт моей работы в сенсорной комнате. Можно сделать выводы о том, что богатство положительных эмоций в условиях сенсорной
комнаты способствует развитию внутренних резервов у детей, новых ценностных понятий и качеств, основанных на доброжелательности. Они учатся общаться, делиться впечатлениями. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы: стимулирует все сенсорные процессы; создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере; возбуждает интерес к исследовательской деятельности; развивает общую и мелкую моторику и корректирует двигательные нарушения. Перспективу своей деятельности вижу в продолжении работы по формированию эмоционально- волевой сферы детей.