"Роль слов "ТЫ" и "ВЫ" в речевом этикете". Правописание имён собственных.

Автор: Аристова Светлана Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ-Питлярская СОШ "Образовательный центр"
Населённый пункт: п. Питляр
Наименование материала: Разработка урока по русскому языку
Тема: "Роль слов "ТЫ" и "ВЫ" в речевом этикете". Правописание имён собственных.
Дата публикации: 17.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок русского языка в 1 классе
Учитель 1 класса Аристова С.М.

Тема:
"Роль слов «ТЫ» и «ВЫ» в речевом этикете". Правописание имён собственных. Программа: (УМК «Начальная школа ХХI века») Цель урока: создать условия для осознания цели и ситуации устного общения. Задачи: научить правильно, называть буквы русского алфавита, их последовательность; применять правила правописания прописной заглавной буквы в именах собственных. Планируемые УУД: Предметные: научить решать учебные и практические задачи - правильно называть буквы, знать их последовательность, писать прописную букву в именах собственных; учить участвовать в диалоге. Метопредметные : Познавательные – осознавать цели и ситуации устного общения; овладевать нормами речевого этикета; применять правила прописания прописной буквы в именах собственных; анализировать речевые ситуации в которых используется «Ты» и «Вы». Регулятивные – осуществить самоанализ успешности участия в диалоге, вносить необходимые коррективы, на основе оценки сделанных ошибок. Коммуникативные- строить собственные высказывания, задавать вопросы, формулировать выводы, соблюдать нормы речевого этикета. Личностные – применять приобретённые навыки практической деятельности. Стремиться к достижению положительных результатов труда, осуществлять самоконтроль Ход урока 1. Орг. момент.
«
Улыбнулись друг другу , Пожелали мысленно удачи ». - Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Поздоровайтесь с ними. - Что вы пожелали гостям? (Здоровья.) - А теперь повернитесь друг к другу и пожелайте удачи.
2. Введение в тему урока. Целеполагание урока.

Кто может назвать тему урока, которую мы изучаем? -А как вы думаете, какие тайны русского языка мы для себя сегодня откроем? Но для начала, чтобы сформулировать тему нашего урока,
Я предлагаю посмотреть видеоролик ………….
- Что произошло с маленьким неопытным тигрёнком? Какие слова волшебные были произнесены девочкой? Как девочка обращалась к тигренку. Как нужно относится, к окружающим нас людям животным? (с уважением). А что значит слово уважение? А теперь давайте мы с вами прочитаем определение, характеризующие это слово в толковом словаре на планшетах. А сейчас обратите внимание на диалог одноклассниц, и вспомните в чем отличие при общении в двух данных ситуациях. Какой вывод мы можем с вами сделать, ЧТО «Ты» — форма обращения детей друг к другу и взрослых к детям. «ВЫ» форма обращения ребёнка к взрослому человеку. «Вы» обычно говорят незнакомым и малознакомым людям, «не своим»; «ты» — хорошо знакомым и близким, «своим». Кто догадался, о чем речь сегодня будет на уроке?
( Слайд 1 тема урока)
Какую учебную задачу поставите для себя на уроке?
ПОВТОРИТЬ И ПРОВЕРИТЬ ЗНАНИЯ. ( Слайд 2)
Чтобы легче было работать на уроке, составим план.
(Слайд 3)
1. Давай подумаем. 2. Чистописание. 3. Тайны языка. 4. Работа в паре. 5. Вспомни изученное. 6. Если останется время. - В конце урока мы вернемся к нашему плану и оценим эффективность работы на уроке.
3. Словарно-орфографическая работа.
- Ребята, сегодня утром в классе я обнаружила рассыпанные слоги. Мне кажется, что их потерял кто-то из наших загадочных сказочных героев. Я их собрала, но составить слова не успела, а вы мне поможете. Эту работу вы будете выполнять в парах. Кто нам напомнит правила работы в парах. - - Приступайте к выполнению. (
Здравствуйте, пока, привет, извините, пожалуйста.
). -Какое слово получилось у вас? - Запишите его на доске.
- Придумайте предложение с этим словом? - Сделайте звукобуквенный анализ слову, которое у вас получилось. - На какие группы можно разделить все вежливые слова, которые вы сложили?
(приветствия, извинения, прощания и просьбы).
- С какой целью люди используют в своей речи вежливые слова? -А мы можем жить без вежливых слов свами? - Ребята, мне кажется, что моя находка не случайна. Наши загадочные сказочные герои не знали волшебных слов. Почему я так решила? Давайте вспомним, в каких сказках мы встречаемся с нашими гостями, а помогут нам в этом иллюстрации, которые сегодня присутствуют у нас на уроке. - Как называется сказка «Колобок». Вспомните строчки сказки, когда колобок встречает на дорожке волка. Что он ему говорит? Произносит ли волк слова приветствия? А медведь? Наши сказочные гости предлагают, нам сними, вместе отдохнуть. Вы готовы.
4. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

5. Чистописание
Что мы делаем на каждом уроке перед началом письма? Прокомментируйте. (
правила письма)
6 . Физминутка (для пальчиков) А). Напиши красиво. Какая буква прописана у вас в тетради. А слово. Дайте ему характеристику (д, дом). - «Ребята, вас в классе четырнадцать человек, и все вы ученики. И любого второклассника, третьеклассника и даже одиннадцатиклассника можно назвать словом «ученик». Но каждый из учеников особенный, неповторимый, ни на кого не похожий, у каждого своё, собственное имя». (То же самое говорится о городах, реках и т. п.) - А как мы пишем имена собственные? (С большой строчечной заглавной буквы). - Наш сказочный герой приготовили для вас задание, которое вы должны выполнить самостоятельно на странице в рабочей тетради 41 упражнение 3 - Прочитайте задание. Как вы поняли, что надо сделать? Как вы будете писать имена собственные? - Подробнее с именами собственными вы познакомитесь на уроках русского языка в 3 классе.
6. Работа по теме урока.

7.Закрепление изученного материла.
- А пока мы с вами работали письменно, наш сказочный герой увидел свой дом в лесу и убежал. Даже не попрощался. - А какое волшебное слово должен был сказать наш сказочный гость?
8

. Итог урока.
- Посмотрите на наш план работы. Как вы думаете, мы успешно решили поставленные задачи?

9. Рефлексия.
Как вы себя чувствовали на уроке? Вам было трудно? Легко? Устали? Было интересно? -Где пригодятся вам эти знания? -Кто справился, сегодня со всеми заданиями без помощи учителя скажите громко молодец. -Кто старался, но не смог до конца справится, с заданием похлопайте, в ладоши. - Мне бы хотелось, чтобы данный урок в жизни помог вам не допускать ошибок в речи, поддерживать разговор, грамотно формулировать предложения, общаться с людьми разных национальностей. Всем спасибо. Урок закончен.