"Здоровьесберегающие условия урока"

Автор: Ховалыг Анай Бартыштаановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Шеминская СОШ
Населённый пункт: село Шеми
Наименование материала: Методическая рекомендация
Тема: "Здоровьесберегающие условия урока"
Дата публикации: 17.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье» ( Г. Гейне) « Наблюдайте за вашим телом, если хотите, чтобы ум работал правильно» ( Р. Декарт). Данные фразы великих мыслителей как нельзя актуальны в наше время. Человечество за время своего существования сталкивалось и сталкивается со многими проблемами. Важнейшая из них - здоровье нации. А это прежде всего – здоровье подрастающего поколения. Здоровье ребёнка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяется средой, в которой он живёт. Для детей от 6 до 16-17 лет этой средой является школа, так как более 70% времени его бодрствования связано со школой. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, только 10% школьников относятся к числу здоровых, 50 % - имеют патологию, а 40% - относятся к группе риска. А Минздрав и Госкомэпиднадзор Республики Тыва информируют о том, что лишь 15% детей практически здоровы, 75% - имеют функциональные отклонения, 10% - с хроническими заболеваниями. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает патология органов пищеварения и мочеполовой системы, в 5 – нарушения осанки, в 4 – нервно психических расстройств. По результатам диспансеризации лишь 26% учащихся нашей школы относятся к числу абсолютно здоровых, 59% детей с функциональными расстройствами, а 15% - страдают хроническими заболеваниями. Выявлены следующие заболевания: эндемический зоб(10), кариес(65), дисфункция ЖВП (13), хронический отит(7), тонзиллит (3), миопия(10), заболевания глаз(1). По причине болезни учащимися пропускается много уроков. Также отмечен рост текущей заболеваемости от первой к третьей учебной четверти, а также «всплеск» заболеваемости в начале ноября (конец 1ой четверти), в конце декабря( конец 2ой четверти) и в конце февраля, что свидетельствует о снижении адаптивных возможностей и сопротивляемости организма в эти периоды. Каковы же причины такого негативного влияния школьного обучения на состояние здоровья детей и подростков? Вот некоторые объективные факторы: 1 нехватка удобной мебели; 2 трудность создания оптимального воздушно-теплового и светового режима; 3 зачастую невозможно составить расписание уроков, отвечающее требованиям возрастной физиологии и школьной гигиены; 4 превышение учебной нагрузки; 5 гиподинамия; 6 дефицит ночного сна; 7 характер питания, напрямую зависящий от благосостояния семьи; 8 худшая организация досуга школьников; 9 недостаточное использование возможностей физического воспитания и физкультурно-оздоровительной работы;
10 экологические, климатогеографические факторы Кроме этого отмечаются и субъективные факторы – слабая компетентность родителей, а самое главное – учителей в области здоровьесберегающей педагогики. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н.К. Смирнова, « здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся» Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н.К. Смирнов: * «Не навреди!» - все принимаемые методы, приёмы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя. *Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося - всё используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса. *Непрерывность и преемственность – работа ведётся не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке. *Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – объём учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся. * Успех порождает успех - акцент делается только на хорошее. *Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления. * Ответственность за своё здоровье - у каждого ребёнка надо стараться сформировать ответственность за своё здоровье. Профессионализм учителя в области оздоровления учащихся проявляется в правильной организации урока, от которой зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне. Выделяется 4 основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий:
1
Правильная организация урока
2
Использование каналов восприятия
3
Учёт зоны работоспособности учащихся
4
распределение интенсивности умственной деятельности
1)
Какова же правильная организация урока? Это: 1) учёт всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, готовность и умение задать вопрос.
Организация урока должна обязательно включать 3 этапа: 1- учитель сообщает информацию( одновременно стимулирует вопросы) 2- ученики формулируют и задают вопросы; 3- учитель и ученики отвечают на вопросы. Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.
2)
Использование каналов восприятия предполагает учёт особенностей восприятия, которые определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации 2х полушарий мозга:
--
левополушарные люди. Для них характерен словесно- логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению; --правополушарные люди. У данного типа развиты конкретно- образное мышление и воображение; --равнополушарные люди. У них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий. Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.
3)
Доказано, что работоспособность у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Средством опроса учителей и детей составлен график уровня работоспособности учащихся 7-11 классов нашей школы в течение учебной недели и в течение учебного дня. Нельзя забывать, что работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
4
При распределении интенсивности умственной деятельности учащихся учитывается то, что выделяется 3 основных этапа здоровьесбережения. Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока: 1) 5-25 минута – 80% 2) 25-35 минута – 60-40% 3) 35-40 минута – 10% Исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления. Утомление – это возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности. Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма – десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, мы будем способствовать здоровьесбережению. О развитии утомления у школьников свидетельствуют: --снижение продуктивности труда; увеличивается количество ошибок и время выполнения задания;
--ослабление внутреннего торможения; двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания; --появление признаков усталости; --шум в классе; --нетерпеливое ёрзанье в ожидании звонка; --изменение почерка; --вегетативные реакции: потливость рук, покраснение лица, изменение частоты пульса; --жалобы на головную боль, неприятные ощущения в животе и т.д. У школьников с ослабленным здоровьем утомление наступает быстро из-за неблагоприятных гигиенических условий в классе - даже при умеренной учебной нагрузке. К таким относятся: --нарушение температурного режима в помещении ( слишком жарко или холодно) --повышенная сухость воздуха --неблагоприятный состав воздуха из-за непроветренного класса --воздействие посторонних шумов --недостаток освещения (слабое, тусклое, неравномерное) --от неудобного положения тела Учащиеся также чаще утомляются при длительном ограничении двигательной активности, однообразной, монотонной деятельности. Поэтому обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся, являются физкультминутки. Они положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Физиологически обоснованным временем для её проведения являются 15-20-ая минуты урока. Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут. Каждая физкультминутка включает комплекс из трёх-четырёх правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удаётся снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей. Обычно физкультминутки проводят под стихотворный текст. При подборе стихотворений следует обратить внимание на следующее:  важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока;  преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом. Виды физкультминуток: *упражнения для снятия общего или локального утомления; *упражнения для кистей рук; *гимнастика для глаз; *гимнастика для слуха; *упражнения, корректирующие осанку; *дыхательная гимнастика. Если преобладающий вид деятельности на уроке письмо, то рекомендуются упражнения для снятия общего или локального утомления;
упражнения для кистей рук. Ведь в процессе письма мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. При преобладающем виде деятельности на уроке – чтении нагрузка на глаза ребёнка огромная. Поэтому необходимо расширять зрительно- пространственную активность в режиме школьного урока и использовать гимнастику для глаз. Если преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение, то используют гимнастику для слуха. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Кроме этого немаловажную роль играет и снятие эмоционального напряжения на уроке. Для этого уместно использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий. Этот приём позволяет обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности. Хороший эффект даёт использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снижая у них элементы стресса и напряжения. Ещё одним из важнейших аспектов здоровьесбережения является психологический комфорт школьников во время урока. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребёнка. Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний. Таким образом, вопросы охраны здоровья детей школьного возраста могут успешно решаться только в том случае, если будет вестись работа по двум направлениям: -- создание оптимальных условий в школе и дома и рациональная организация труда и отдыха школьников; -- воспитание у школьников сознательного отношения к охране своего здоровья – самой большой ценности, данной человеку Природой. И именно использование современных здоровьесберегающих технологий позволят обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребёнка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью. Ведь в здоровом теле – здоровый дух.