Что значит слово "эффективность"?

Автор: Монгуш Алёна Сенгииевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Шеминская СОШ
Населённый пункт: село Шеми, Дзун-Хемчикского района, Республики Тыва
Наименование материала: методическая рекомендация
Тема: Что значит слово "эффективность"?
Дата публикации: 18.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методические рекомендации

Что значит слово «эффективность»?

Критерии эффективного урока.
Современные требования возможно рассмотреть сквозь призму эффективности урока. Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка. Критерии: 1. Активная мыслительная деятельность каждого ученика течение всего урока. Известно, что в школе учащиеся наиболее активны на уроках трудового обучения, иностранного языка, физкультуры, во время проведения практических и контрольных работ. На всех остальных уроках комбинированного типа активность учащихся остаётся очень низкой. Лишь четвёртая часть учащихся внимательна, трудолюбива. Четвёртая часть совсем не работает. Остальные малоактивны. Очевидно, что необходимо планировать деятельность каждого ученика на всех этапах урока. 2. Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других. Именно переживания стимулируют изменения и последующее развитие интеллекта. Если ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров. 3. Мотивация познавательной деятельности на уроке. 4. Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока. С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой. 5. Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой. 6. Достижение целей урока. «Эффективность» в переводе с латинского – «эфектос» означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий.
Эффективность:
 конкретность поставленной цели и задачи;  заинтересованность учителя и ученика4  результативность;  качество материала;  формирование умения и навыков;  разнообразие методов;  эмоциональная подача материала;  индивидуальная работа;  выбор типа урока;  прогнозирование результата урока;  учебные возможности ученика;  мастерство;  умение общаться;  доступность;  активная работа учащихся;  результаты;
 самостоятельность учащихся;  творчество;  индивидуальная работа;  ТСО;  Сотрудничество;  Эмоциональная атмосфера;  Насыщенность урока, моторная плотность урока;  Цель: умение поставить и добиться её на практике; цель – результат;  Обратная связь;  Работа;  Наибольший результат;  Наименьшие «затраты»;  Педагогическая находка учителя;  Умение дать – умение взять;  Заинтересованность, доступность;  Личность учителя;  Взаимодействие учителя и ученика;  Умение мыслить;  Сотрудничество учителя и ученика;  Стиль общения;  Достижение целей;  Толчок к поиску;  Польза;
От чего зависит эффективность уроков.

Подготовка учителя к уроку.
При подготовке и планировании урока учитель осуществляет целый комплекс действий, решает психологические, дидактические, методические, организационные задачи. Учитывает особенности класса: * уровень успеваемости, * отношение к предмету, * темп работы, * подготовленность учащихся, * отношение к дисциплине, * индивидуальные особенности. Учитывает свои особенности: настроение, тип нервной деятельности, коммуникативность, эмоциональность, уверенность в своих знаниях, профессиональная компетентность, умение импровизировать, умение организовать, умение выбрать методы, формы обучения, подобрать средства. Соблюдать правила, обеспечивающие успешное проведение урока: - определить место урока в теме, темы в годовом курсе; - выделить общую задачу урока; - посмотреть учебную программу, учебную литературу; - восстановить в памяти материал учебника; - отобрать опорные знания; - выделить главную идею урока;
- отобрать содержание урока, методы, способы изучения, закрепления материала; - чётко и ясно ставить задачи перед учениками; - следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование; - экономить время; - поддерживать темп, посильный для большинства. У каждого учителя свои методические подходы, методические приёмы, которые позволяют успешно проводить уроки.
Способы, формы и виды

организации эффективного урока.
Виды организации деятельности учащихся на уроке:  лекция  дискуссия  ролевая игра  телемост  КВН  «взятие крепости» (игра)  Гостиная  Беседа,  ответы на вопросы учителя, на вопросы учебника  конспектирование  эксперимент, опыты  работа в парах  программирование  совместная деятельность по достижению цели урока  путешествие  пресс-конференция  телемост  «крестики-нолики»  «морской бой»  «конкурс вралей»  Пересказ текста  Групповая работа  Творческие задания  Самостоятельная работа  Составление плана, рецензии, конспекта, отзыва. Реферата  Работа с картами, контурными картами  Дидактический материал  Работа с иллюстрациями  Составление кроссвордов  Исследование  Музыкальная пауза  Фронтальный опрос  Совместная деятельность по достижению цели урока  Взаимопроверка, самопроверка  Аукцион идей  Тестирование
 Практическая деятельность Типология и структура современного урока. Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Примерная типология уроков в современной школе: - - урок усвоения новых знаний; - - урок усвоения навыков и умений; - - урок комплексного применения знаний; - - урок обобщения и систематизации знаний; - - урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений. - Типы и виды уроков. 1. 1. уроки-лекции (практически - это монолог учителя на заданную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы) ; 2. 2. лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков); 3. 3. уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.); 4. 4. комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме: - - повторение пройденного - воспроизведение учащимися ранее пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т. д. - - освоение нового материала. На этом этапе новый материал излагается учителем, либо «добывается» в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой. - - отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего - решение задач по новому материалу); - - выдача домашнего задания.
Методы и приёмы на уроке, способствующие

проведению эффективного урока.

Метод
- способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач. Классификация методов обучения. Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.
Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа). Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют: а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). Более подробно остановимся на этой классификации.
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ.
Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги  Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др.  выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, “неактивными”. К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Рассказ.
Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.
Объяснение.
Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение  это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.
Беседа.
Беседа  диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие “сократическая беседа”. В целом, метод беседы имеет следующее преимущество: - активизирует учащихся; - развивает их память и речь; - делает открытыми знания учащихся; - имеет большую воспитательную силу; - является хорошим диагностическим средством. Недостатки метода беседы: - требует много времени; - содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти); - необходим запас знаний.
Дискуссия
. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.
Лекция
. Лекция  монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи в применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.
Работа с учебником и книгой
 важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них: -
Конспектирование
 краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.
- Составление плана текста
. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.

- Тезирование
 краткое изложение основных мыслей прочтенного.
- Цитирование
 дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).
- Аннотирование
 краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.
- Рецензирование
 написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.
- Составление справки
 сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статические, биографические, терминологические, географические и т.д.
- Составление формально-логической модели
 словесно- схематического изображения прочитанного.
- Составление тематического тезауруса
 упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.
- Составление матрицы идей
 сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов. Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения.
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ.
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Метод иллюстраций
предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.
Метод демонстраций
обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ.
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения.
Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся. ий.
Устные упражнения
способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.
Письменные упражнения
используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими. К
графическим упражнениям
относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.
Лабораторные работы
 это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования. Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.
Практические работы
проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке). Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами. Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знания. Ее неоднократно и достаточно обоснованно подвергали критике в педагогической литературе. Главным ее недостатком считается то, что данная классификация не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков и ученых-методистов.

Какие бывают цели и

что такое результат эффективного урока?
Учитель для себя всегда ставит цель. Ученику эта цель может не сообщаться, но создаются условия, при которых ученик сам выводит цель урока. Цель зависит от содержания урока, уровня профессионального мастерства учителя, от типа урока, от методов и форм работы, от уровня класса и возможностей учеников. Общая цель может дробиться на отдельные задачи. Большую роль играют интуиция, личность учителя, владение им ситуацией на уроке, наличие у него психологических знаний. Цель образовательная – «что?» Цель развивающая – «как?» Цель обучающая, воспитывающая. Цель должна быть посильной, диагностичной (проверяемой в измеряемых показателях), адекватной ресурсам и соотнесённой с возрастными и психологическими особенностями учеников» Каждый этап урока может иметь свою цель. Учитель ставит цель: для себя (программа-максимум) для детей (программа-минимум) При постановке целей следует обращать внимание на следующее:  проблемность материала  наглядность  воздействие на эмоции и чувства  стиль общения  применение учащимися знаний на практике  развитие способностей учащихся  содержание материала  интеллектуальные способности учащихся  совокупность решений множества задач  ожидание результата. Результат – это: - конечный продукт - достижение целей - выполнение поставленных задач - использование знаний в новых ситуациях - использование знаний в жизни - содержание урока – это ступенька к результату -правильный подбор методов и приёмов – это результат - качество знаний и умений - саморазвитие, самообучение, самообразование. Результат эффективности деятельности на уроке зависит от профессионализма учителя, а именно: А) знания предмета б) культуры общения в) любви к детям
Методические рекомендации

Что значит слово «эффективность»?

Критерии эффективного урока.

Современные требования возможно рассмотреть сквозь призму эффективности урока. Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка. Критерии: 1. Активная мыслительная деятельность каждого ученика течение всего урока. Известно, что в школе учащиеся наиболее активны на уроках трудового обучения, иностранного языка, физкультуры, во время проведения практических и контрольных работ. На всех остальных уроках комбинированного типа активность учащихся остаётся очень низкой. Лишь четвёртая часть учащихся внимательна, трудолюбива. Четвёртая часть совсем не работает. Остальные малоактивны. Очевидно, что необходимо планировать деятельность каждого ученика на всех этапах урока. 2. Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других. Именно переживания стимулируют изменения и последующее развитие интеллекта. Если ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров. 3. Мотивация познавательной деятельности на уроке. 4. Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока. С введением рефлексии повышается ответственность учащихся за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой. 5. Наличие самостоятельной работы или творческого задания на уроке, с последующей самопроверкой или взаимопроверкой. 6. Достижение целей урока. «Эффективность» в переводе с латинского – «эфектос» означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий.
Эффективность:
 конкретность поставленной цели и задачи;  заинтересованность учителя и ученика4  результативность;  качество материала;  формирование умения и навыков;  разнообразие методов;  эмоциональная подача материала;  индивидуальная работа;  выбор типа урока;  прогнозирование результата урока;  учебные возможности ученика;  мастерство;  умение общаться;  доступность;  активная работа учащихся;  результаты;  самостоятельность учащихся;  творчество;  индивидуальная работа;  ТСО;  Сотрудничество;
 Эмоциональная атмосфера;  Насыщенность урока, моторная плотность урока;  Цель: умение поставить и добиться её на практике; цель – результат;  Обратная связь;  Работа;  Наибольший результат;  Наименьшие «затраты»;  Педагогическая находка учителя;  Умение дать – умение взять;  Заинтересованность, доступность;  Личность учителя;  Взаимодействие учителя и ученика;  Умение мыслить;  Сотрудничество учителя и ученика;  Стиль общения;  Достижение целей;  Толчок к поиску;  Польза;
От чего зависит эффективность уроков.

Подготовка учителя к уроку.
При подготовке и планировании урока учитель осуществляет целый комплекс действий, решает психологические, дидактические, методические, организационные задачи. Учитывает особенности класса: * уровень успеваемости, * отношение к предмету, * темп работы, * подготовленность учащихся, * отношение к дисциплине, * индивидуальные особенности. Учитывает свои особенности: настроение, тип нервной деятельности, коммуникативность, эмоциональность, уверенность в своих знаниях, профессиональная компетентность, умение импровизировать, умение организовать, умение выбрать методы, формы обучения, подобрать средства. Соблюдать правила, обеспечивающие успешное проведение урока: - определить место урока в теме, темы в годовом курсе; - выделить общую задачу урока; - посмотреть учебную программу, учебную литературу; - восстановить в памяти материал учебника; - отобрать опорные знания; - выделить главную идею урока; - отобрать содержание урока, методы, способы изучения, закрепления материала; - чётко и ясно ставить задачи перед учениками; - следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование; - экономить время;
- поддерживать темп, посильный для большинства. У каждого учителя свои методические подходы, методические приёмы, которые позволяют успешно проводить уроки.
Способы, формы и виды

организации эффективного урока.
Виды организации деятельности учащихся на уроке:  лекция  дискуссия  ролевая игра  телемост  КВН  «взятие крепости» (игра)  Гостиная  Беседа,  ответы на вопросы учителя, на вопросы учебника  конспектирование  эксперимент, опыты  работа в парах  программирование  совместная деятельность по достижению цели урока  путешествие  пресс-конференция  телемост  «крестики-нолики»  «морской бой»  «конкурс вралей»  Пересказ текста  Групповая работа  Творческие задания  Самостоятельная работа  Составление плана, рецензии, конспекта, отзыва. Реферата  Работа с картами, контурными картами  Дидактический материал  Работа с иллюстрациями  Составление кроссвордов  Исследование  Музыкальная пауза  Фронтальный опрос  Совместная деятельность по достижению цели урока  Взаимопроверка, самопроверка  Аукцион идей  Тестирование  Практическая деятельность Типология и структура современного урока.
Урок является сложным педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Примерная типология уроков в современной школе: - - урок усвоения новых знаний; - - урок усвоения навыков и умений; - - урок комплексного применения знаний; - - урок обобщения и систематизации знаний; - - урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений. - Типы и виды уроков. 1. 1. уроки-лекции (практически - это монолог учителя на заданную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы) ; 2. 2. лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков); 3. 3. уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.); 4. 4. комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме: - - повторение пройденного - воспроизведение учащимися ранее пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т. д. - - освоение нового материала. На этом этапе новый материал излагается учителем, либо «добывается» в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой. - - отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего - решение задач по новому материалу); - - выдача домашнего задания.
Методы и приёмы на уроке, способствующие

проведению эффективного урока.

Метод
- способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач. Классификация методов обучения. Одной из острых проблем современной дидактики является проблема классификации методов обучения. В настоящее время нет единой точки зрения по этому вопросу. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций. Наиболее ранней классификацией является деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельная работа). Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:
а) словесные методы (источником знания является устное или печатное слово); б) наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия); в) практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия). Более подробно остановимся на этой классификации.
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ.
Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги  Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др.  выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, “неактивными”. К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Рассказ.
Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.
Объяснение.
Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение  это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.
Беседа.
Беседа  диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие “сократическая беседа”. В целом, метод беседы имеет следующее преимущество: - активизирует учащихся; - развивает их память и речь;
- делает открытыми знания учащихся; - имеет большую воспитательную силу; - является хорошим диагностическим средством. Недостатки метода беседы: - требует много времени; - содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти); - необходим запас знаний.
Дискуссия
. Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.
Лекция
. Лекция  монологический способ изложения объемного материала. Используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи в применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.
Работа с учебником и книгой
 важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них: -
Конспектирование
 краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.
- Составление плана текста
. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть.
- Тезирование
 краткое изложение основных мыслей прочтенного.
- Цитирование
 дословная выдержка из текста. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).
- Аннотирование
 краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.

- Рецензирование
 написание краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном.
- Составление справки
 сведений о чем-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статические, биографические, терминологические, географические и т.д.
- Составление формально-логической модели
 словесно- схематического изображения прочитанного.
- Составление тематического тезауруса
 упорядоченного комплекса базовых понятий по разделу, теме.
- Составление матрицы идей
 сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов. Таковы краткие характеристики основных видов словесных методов обучения. Вторую группу по этой классификации составляют наглядные методы обучения.
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ.
Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения. Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.
Метод иллюстраций
предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.
Метод демонстраций
обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп). Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров) расширяет возможности наглядных методов обучения.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ.
Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки. К практическим методам относятся упражнения, лабораторные и практические работы.
Упражнения.
Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика
упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся. ий.
Устные упражнения
способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.
Письменные упражнения
используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими. К
графическим упражнениям
относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.
Лабораторные работы
 это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования. Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.
Практические работы
проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке). Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами. Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знания. Ее неоднократно и достаточно обоснованно подвергали критике в педагогической литературе. Главным ее недостатком считается то, что данная классификация не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков и ученых-методистов.

Какие бывают цели и

что такое результат эффективного урока?
Учитель для себя всегда ставит цель. Ученику эта цель может не сообщаться, но создаются условия, при которых ученик сам выводит цель урока. Цель зависит от содержания урока, уровня профессионального мастерства учителя, от типа урока, от методов и форм работы, от уровня класса и возможностей учеников. Общая цель может дробиться на отдельные задачи. Большую роль играют интуиция, личность учителя, владение им ситуацией на уроке, наличие у него психологических знаний. Цель образовательная – «что?» Цель развивающая – «как?» Цель обучающая, воспитывающая. Цель должна быть посильной, диагностичной (проверяемой в измеряемых показателях), адекватной ресурсам и соотнесённой с возрастными и психологическими особенностями учеников» Каждый этап урока может иметь свою цель. Учитель ставит цель: для себя (программа-максимум) для детей (программа-минимум) При постановке целей следует обращать внимание на следующее:  проблемность материала  наглядность  воздействие на эмоции и чувства  стиль общения  применение учащимися знаний на практике  развитие способностей учащихся  содержание материала  интеллектуальные способности учащихся  совокупность решений множества задач  ожидание результата. Результат – это: - конечный продукт - достижение целей - выполнение поставленных задач - использование знаний в новых ситуациях - использование знаний в жизни - содержание урока – это ступенька к результату -правильный подбор методов и приёмов – это результат - качество знаний и умений - саморазвитие, самообучение, самообразование. Результат эффективности деятельности на уроке зависит от профессионализма учителя, а именно: А) знания предмета б) культуры общения в) любви к детям