"Работа классного руководителя с учащимися и родителями"

Автор: Кулакова Ирина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ специальная (коррекционная) школа - интернат ст-цы Костромской
Населённый пункт: Краснодарский край, ст.Костромская
Наименование материала: статья
Тема: "Работа классного руководителя с учащимися и родителями"
Дата публикации: 18.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Работа классного руководителя с учащимися и родителями
Учитель начальных классов ГБОУ школы-интерната ст-цы Костромской Кулакова Ирина Александровна Все мы знаем, какую роль несёт семья во всестороннем и гармоничном развитии личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, в семье формируется их характер. Именно семья играет важнейшую роль в формировании привычек поведения, представлений о трудолюбии, влияет на эмоциональный настрой ребёнка. Как часто мы сталкиваемся с тем, что у курящей девочки - мама и папа курят; у мальчика, который отказывается дежурить по классу – нет перед глазами примера родителей, работающих по дому; что плохое настроение ребёнка и снижение успеваемости связано с раздорами в семье. Работа с родителями занимает огромное место в деятельности классного руководителя. Необходимо стараться сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Родителям нужно помочь четко определить для себя правила школы. Знакомство с требованиями классного руководителя позволяют им понять, что учителю не безразличны их дети. Для этого используются различные формы и мероприятия этой работы. Вся работа классного руководителя начинается с изучения семей. И здесь используются разные
методы
: 1. Наблюдение. 2. Подключенное наблюдение (подключение психолога, актива класса, инспектора ОДН и др.) 3. Индивидуальные беседы. 4.Диагностика. 5. Деловые игры. 6. Анализ детских рассказов и рисунков о семье. 7. Очень результативный метод изучения семьи – это тестирование, анкетирование (предлагаемые опросники и анкеты помогут лучше осознать ряд важных моментов в познавательном и личностном развитии детей, в организации их учебной работы, в собственных
взаимоотношениях с детьми. Оценка ответов в баллах не предусмотрена. Достаточно того, что родители задумаются над вопросами и, возможно, захотят что-то изменить в жизни своего ребёнка). Знакомство с семьёй ребёнка начинается с анкеты, которую можно раздать детям на первом классном часе, а в дальнейшем они ежегодно её обновляют. Она заполняется дома, вместе с родителями, и включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, но и вопросы, позволяющие хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников. Например, рядовые вопросы “С кем ещё, кроме родителей, ты проживаешь в доме?”, “Есть ли в доме животные, и какие?” ,“Чем ты любишь заниматься в свободное время?” могут много рассказать. Выясняется, что кто-то большую часть свободного времени проводит на улице в бесцельных прогулках, кто-то обожает животных, кто-то незаменимый помощник в семье, на плечи которого полностью легла обязанность ухаживать за младшими братьями и сестрами, кто-то мечтает о том, чтоб у него появился папа… “Владея информацией и правильно используя её, можно овладеть сердцами и душами детей и их родителей”. Другая часть анкеты содержит вопросы только для родителей. Её целесообразно раздать отдельно, например, на первом родительском собрании. Она включает нижеследующие разделы: “Особенности характера Вашего ребёнка”, “На что обратить внимание при общении с Вашим ребёнком”, “Медицинские показания”, “Какую помощь в учебно- воспитательном процессе Вашего ребёнка Вы можете оказать классу и школе?” Родители должны заполнять их одни, без ребёнка. Изучение семьи ученика позволяет познакомиться с детьми ближе, увидеть их в привычной для них, непринуждённой обстановке, помогает понять стиль жизни семьи, её уклад. Получив необходимую информацию, имеется возможность побеседовать с детьми о книгах, которые они читают, обсудить игры, в которые они играют, выяснить, любят ли они помогать родителям в домашних делах, что умеют делать сами. Стараясь понять душевный мир ребёнка и его семьи, проявляя доброту и чуткость к нему, тем самым пробуждаются эти же качества и доверие к учителю у детей и их родителей, которые начинают видеть в учителе союзника, человека, который старается понять, полюбить и научить хорошему их ребёнка. От совместной деятельности учителя и родителей в воспитании ребёнка зависит очень многое. Но не всегда родители идут на желаемый контакт. К сожалению, есть еще родители, которые плохо понимают свои обязанности и
допускают серьезные ошибки в воспитании детей. Таким родителям необходимо особое внимание и помощь не только педагога, но и положительный опыт и энергия других родителей. Чтобы работа с родителями давала конкретные результаты необходимо использовать различные
формы работы
. В нашей школе наиболее распространенными являются следующие формы совместной деятельности, методика их может быть различна и определяется самими участниками:
1.Посещение семьи
— эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка и т.д.
2.Переписка (телефонные переговоры) с родителями
— письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.
3. Организация совместных досуговых мероприятий
В школе родители — частые гости и на внеклассных мероприятиях. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья» и «Огоньки», посвященные Международному женскому дню 8 марта, Новый год, День Защитника Отечества и концерты художественной самодеятельности. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, таланта.
4. Индивидуальные тематические консультации
. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика. Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного кон-
сультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
5. Встречи за «круглым столом».

6. Психолого-педагогические консультации (на базе Кабинета

профилактики).

7. День открытых дверей.

8. Родительский лекторий для различных групп риска (неполные семьи,

многодетные, малообеспеченные, родители опекаемых детей).

9. Родительские собрания.
Наиболее распространенной формой работы с родителями является
родительское собрание.
Родительское собрание - это важный педагогический институт в руках учителя. Вот несколько практических советов по подготовке родительского собрания:
Примерная тематика традиционных родительских собраний
1 класс. 1. Трудности адаптации первоклассников к школе. 2. Особенности мыслительной деятельности младших школьников. значение семьи в ее развитии. 3. Эмоциональный мир ребенка. Его значение и пути развития. 4. Как воспитать у ребенка любовь к чтению. 5. О детской дружбе. 2 класс. 1. Физическое развитие младшего школьника в школе и дома. 2. Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии. 3. Наказание и поощрение в семье. 4. Первые шаги самовоспитания.
5. Предупреждение эгоизма, индивидуализма, корыстолюбия. 3 класс. 1. Значение общения в развитии личностных качеств ребенка. 2. Поощрение и наказание. «Хочу, можно, нельзя, надо». 3. Роль семьи в трудовом воспитании ребенка. 4. Эстетическая атмосфера в школе и семье. 5.Если ребенок не хочет учиться. 4 класс. 1. Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности. 2. Проблема преемственности в обучении в начальной и средней школе. Пути и способы их решения. 5. Роль отца и матери в воспитании ребенка. При работе с родителями в нашей школе мы используем
дифференцированный подход
. Это позволяет классному руководителю составить конкретный план работы с семьей. Дифференцированный подход строится на выделении 5-ти типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка. Выделяют следующие типы семей:
1 тип
: Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания, не исключаются.
2 тип:
Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога.

3 тип:
Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.
4 тип:
Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
5 тип:
Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.
Работа с родителями различных групп риска.
Все чаще педагогам школы приходится сталкиваться с таким понятием как неблагополучная семья. К неблагополучным семьям мы относим: -семьи с жестоким обращением к детям (физическое, психическое насилие); -невысокий уровень образовательной культуры родителей; -семьи, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем; -родители - наркоманы; -злостное невыполнение родительских обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних. Но помимо неблагополучных семей
есть семьи, входящие в группу риска
. Это: одинокие матери; разведенные родители; многодетные родители; родители детей - инвалидов; опекуны.
С эти родителями ведется целенаправленная работа, которая включает в себя: психолого - педагогическое консультирование; посещение на дому; рейды в неблагополучные семьи; рассмотрение персональных дел на Совете профилактики; летний патронаж с привлечением участковых служб; организация проблемных классных часов; организация тренингов. При работе с данной категорией семей используется следующая документация: - акт обследования материально-бытовых условий семьи - план индивидуальной работы с семьей - социальный паспорт семьи.