"Школа - центр воспитательной работы"

Автор: Истомина Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУСОШ №12
Населённый пункт: город Североморск, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: "Школа - центр воспитательной работы"
Дата публикации: 18.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1 слайд - « Никакой человек не родится готовым, то есть вполне сформированным, но вся его жизнь есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрерывное формирование». В.Г. Белинский Переступая порог первого класса, ребенок оказывается в воспитательном пространстве, каждый компонент которого в той или иной мере способствует воспитанию детей. Мальчишки и девчонки поднимаются на новую ступеньку своей жизни. Для них открывается новый мир, полный тайн и загадок, радостей и огорчений, побед и поражений. Дети идут в школу с надеждою, что их научат, воспитают, им помогут. И естественно, что процесс обучения и воспитания неразделимы. Это единый, целостный процесс, способствующий развитию личности. Современная школа – не просто учебное заведение. Она важнейший компонент в единой системе общественного воспитания, включающий помимо школы, другие социальные институты. Это и семья, внешкольные учреждения, учреждения культуры, СМИ. Все они принимают участие в воспитании подрастающего поколения. Школа – основной институт общества в сфере воспитания, и ее задача - свести все влияния воедино; такая интегрирующая функция ныне является для нее важнейшей. Задача школы – не только использовать возможности окружения в решении познавательных и воспитательных задач, не только предотвратить или скорректировать возможные отрицательные влияния среды, но и стать базой объединения всех влияний и целенаправленных и стихийных, испытывающих современными школьниками. Школа – центр воспитательной работы. Учителя и родители должны помнить, что детство – это не подготовка ребенка к жизни, не вестибюль, не прихожая, это уже начавшаяся жизнь. В последствии мы займем в ней то место, какое заработаем сегодня, пока ребенок мал. 2 слайд - Рассмотрим с этой позиции школу как воспитательное пространство, включающее в себя: 1) комплекс задач, определяющих содержание организованного в ней воспитательного процесса; 2) материальную базу, обеспечивающую решение поставленных задач; 3) сам воспитательный процесс, направленный на организацию жизнедеятельности детей, их всестороннее развитие; 4) субъект воспитания (педагоги, дети). Итак, школа – центр воспитательной работы. Одним из составляющих факторов, определяющих успешное решение поставленных задач, является наличие системы отношений. Система отношений – наличие школьного коллектива, или если точнее сказать системы коллективов – ученического, педагогического, родительского. В совокупности этот разновозрастной общешкольный коллектив составляет ядро воспитательного пространства.
Воспитание эффективно там, где есть постоянная заинтересованность взрослых о ребенке. Для педагога личность школьника – главная ценность и основной объект его заботы. Личность ребенка, подростка формируется тогда, когда рядом с ним яркая личность педагога, когда педагог создает и сохраняет красоту в делах, в природе, в человеке, в отношениях. Таким ярким примером для ребят является классный руководитель. Это основное действующее лицо в реализации воспитательных задач. Провести диагностирование, которое мы все чаще применяем в своей практике, определить интересы, потребности обучающихся, помочь им в выборе занятия, подготовить с ними общеклассное дело, и это каждодневная кропотливая работа. Большой творческий потенциал педколлектива положительно влияет на школьников. Окружают материнской заботой в первые годы обучения, помогают адаптироваться к новой школьной жизни, формируя при этом классный коллектив, закладывают основы обучения, готовы прийти на помощь в решении множества проблем, стремятся сформировать определенные взгляды на жизнь. Самое первое и главное место в этой системе семья. Это основа воспитания. Все начала от семьи. И, естественно, школа находится в тесной связи с семьей. Семья – часть общешкольного коллектива. 3 слайд - «Каждая семья представляет явление особое, индивидуальное и воспитательная работа в одной семье вовсе не должна быть точной копией такой же работы в другой». А.С. Макаренко Утверждение, что хорошая семья – хороший воспитатель, плохая – плохой воспитатель, звучит банально. Но известно, что иной раз в плохих семьях вырастают хорошие дети, а в хороших – плохие. Известно и что, ребенок, лишенный семьи – несчастный , обездоленный ребенок, в каком бы хорошем детском учреждении он ни воспитывался. Сила влияния семьи очень велика. В ту или иную сторону, но всегда эффективно семья формирует личность ребенка в течение многих лет, прививая ему определенные взгляды, нравственные нормы, ценностные ориентации. Воспитание ребенка должно строиться с учетом его возрастных особенностей, ибо каждый возраст связан с необходимостью решать помимо общих задач, еще и специфические. Так, по отношению к младшему школьнику одной из главных задач является воспитание человечности, гуманного отношения к людям, ко всему живому. Но на решение этих задач направлены и усилия школы. Причем семья не может сделать для ребенка многое из того, что может и должна делать и делает школа. Мало того, не только школа без семьи не может эффективно реализовать свои воспитательные задачи, но и семье без школы с этим не сладить. Школа и семья – те два общественных института, без совместных действий которых процесс воспитания нередко оказывается ущербным.
Многое же здесь зависит от согласованности действий этих важнейших институтов общества. Действительно, там, где родители оказываются несостоятельными в воспитании собственного ребенка, педагоги пытаются компенсировать или скорректировать их влияние. Важно не только установить специфические функции школы и семьи по отношению к ребенку, но и охарактеризовать те возможные или желательные связи между ними, которые делают воспитание наиболее эффективным. Каковы эти связи? 4 слайд - Условно их можно разделить на три группы: 1) связи, имеющие целью оптимизировать влияние семьи на подрастающее поколение за счет повышения ее педагогической культуры и оказания ей педагогической помощи; 2) связи, с помощью которых родители включаются в учебно- воспитательный процесс, помогают ей; 3) связи, в которых семья и школа выступают как партнеры в воспитании. Работа педагога с родителями невозможна без сотрудничества, активного вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию различных кружков, спортивных секций, участия в мероприятиях. К сожалению, многие родители настолько перегружены работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку. Тем не менее, один – два энтузиаста всегда находятся. Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Традиционными стали общеклассные и общешкольные семейные праздники, которые дарят столь редкие минуты общения родителей, детей и учителей. Наверное, нигде не чувствуешь столько тепла и отдачи. Это праздники, посвященные Дню матери, к 23 февраля, фестивали «В школе есть у нас таланты», акция «Спаси ребенка». Ваши общеклассные праздники. Система работы педагога с родителями предусматривает и вовлечение их в школьное самоуправление. Родители обучающихся юридически не входят в школьный коллектив, но не менее педагогов заинтересованы в успешной работе школы. Они своего рода социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни. Этим целям могут служить школьные родительские собрания, конференции, родительский комитет. Родительский комитет работает на основе Положения о родительском комитете школы. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании
детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. Не случайно на протяжении многих лет между родителями и учителями складываются добрые отношения. И естественно, главная роль в получении результатов принадлежит воспитательному пространству, в центре которого школа. Задача есть и будет: создание на деле коллектива единомышленников в решении важнейших вопросов воспитания детей. Результаты анкетирования: Слайд №5 1. Нравится ли Вам наша школа? Да - 67 Нет - 0 Не совсем -0 (нужное подчеркнуть.) 2. Доверяете ли Вы классному руководителю вашего сына, дочери. Да - 66 Нет - 0 Не совсем - 1 3. Какие отношения преобладают между учителями и родителями в нашей школе? Доброжелательные -65 Равнодушные- 1 Неприязненные - 0 Конфликтные – 0 4. Есть ли единство педагогических требований у Вас и педагогов к Вашему ребенку? Да – 64 Нет – 0 Не совсем - 3 5. Был ли классный руководитель у Вас дома? Да – 60 Нет - 7 6. Какова цель визита? 7. Обстановка в семье непосредственно после визита учителя. Спокойная беседа родителя с ребенком - 14 Ребенка похвалили - 21 Ребенка поругали - 0 Ребенка наказали - 0 Конфликт между родителями – 0. Спокойная беседа родителя с ребенком и Ребенка похвалили – 4 Не заполнили - 28 8. Посещаете ли Вы родительские собрания в школе? Регулярно – 63 Иногда - 4 Нет - 0(Если не посещаете, то почему?) 9. Помогают ли Вам родительские собрания в воспитании Вашего ребенка? Да - 61 Нет - 0 Не совсем - 6 10.Какие особенности в характере и поведении Вашего ребенка Вас больше всего волнуют. Назовите 3-4 личностных и профессиональных качества учителя, которые с Вашей точки зрения являются основными для авторитета учителя среди учеников и родителей. 1. доброта, терпимость, понимание, требовательность 2. профессионализм, умение донести материал доступно
3. умение наладить отношения с родителями, индивидуальный подход к детям. - чувство юмора, оптимизм, самосовершенствование. СХЕМА стр. 133 К счастью школа не одинока в своей работе. Нас окружает благоприятное соседство – наше воспитательное пространство.
Детский сад
– это ступенька детской жизни, предшествующая школе. Поэтому поддерживаются взаимные отношения. Преемственность между д/садом и школой – экскурсии в школу, выступления наших детей перед детьми д\с, спортивный праздник.
ДК «Строитель».
Непосредственное место, где развивается артистичность, художественные данные ребят. Сотрудничество в нескольких направлениях – когда-то были совместные праздники, фестивали и конкурсы между школами, праздники, утренники и т. д. В ДК ведутся различные секции, кружки, которые наши дети с удовольствием посещают. -41 человек – 10,8% посещаемости.
РДК –
выставки работ, выступление ансамбля «Горенка».
Спортивные школы
– 42 чел. – 11,1% футбол и спортивные часы с гпд. Из общения с ними, понятно, что это творческие личности, с огромным энтузиазмом. Призовые места. Дети «группы риска».
Дом детского творчества
- кружок декоративно-прикладного творчества на базе школы, кружки и секции, которые посещают наши дети. 37 чел. – 9,8%
ДОФ –

СЮТ – 27 чел. – 7,1%

Библиотеки –
Особые слова о сотрудничестве
с музеем истории города и флота
, так как многолетнее сотрудничество и посредством музее сотрудничаем с ДМШ и ДХШ, и у уже сотрудничаем непосредственно с ДХШ, которая стала нас приглашать на спектакли. Я уверенна, что в начальной школе надо дать ребенку возможность попробовать себя во многих видах деятельности, показать ему
возможности воспитательного пространства, дать возможность выбирать.
Улица
– кроме целенаправленного воздействия различных факторов окружающих школу, современные дети испытывают немало ее «стихийных» влияний. На ребят влияют люди, с которыми они случайно встретились на улице, разговоры, которые они услышали в транспорте, уличные сценки или сцены. Весь окружающий школу мир людей, звуков, красок, настроений, отношений, от которого ребенка изолировать невозможно (да и не нужно) и управлять которым очень трудно. Действует на ребенка неотвратимо, непредсказуемо и далеко неоднозначно. Как относится к влиянию «стихийной» среды, окружающей школу? К влиянию улицы? Возможно ли, если не управлять этим влиянием, то хотя бы как-то корректировать его? Существуют две крайние точки зрения. Одни считают, что ребят по возможности надо изолировать от неорганизованной среды, другие выступают в защиту улицы. Улица – наша жизнь и жизнь наших детей . Она отражает состояние, уровень семейного и общественного воспитания. Она нужна детям: «Улица моделирует человеческие отношения и ситуации отнюдь не игровые, а самые взаправдашние. Ребенок рвется на улицу и в этом беды нет. Действительно, школьники в подавляющем большинстве «болеют» улицей, стремятся увидеть здесь что-то новое, ранее им неизвестное, стремятся расширить с ее помощью свои представления о мире. Не случайно как с массовым явлением мы встречаемся с попытками ребят изъездить весь город из конца в конец разными маршрутами автобусов, с их стремлением «Прошвырнуться» по центральной улице, потолкаться в толпе. Улица была, есть и будет. И если она нас беспокоит, то в большей мере не за детей, а за себя, пересилят ли наши методы воспитания улицу? Улица проверяет не столько детей, сколько родителей и учителей. Мы думаем, что улица формирует характер, а ребенок – то вышел на улицу с уже сформированным характером и разные улицы воспитывают по- разному… Детям надоели регламентированная жизнь в семье, д\с, школе. Они стремятся вырваться из пут педагогической назидательности. Ребята нередко стремятся «внедриться» в компании старших по возрасту. Для некоторых это кончается трагично. Не дворовые объединения сверстников, а компании взрослых бездельников опасны для школьников. Из-за отсутствия жизненного опыта многие дети попадают под жестокое воздействие уличных образов. между школой и улицей существуют противоречия как между идеальным и реальным. В
одном случае жизнь строится по педагогическим нормам, в строго очерченном круге обязанностей и возможностей. В другом, жизнь, подверженная жесткой педагогической регламентации, насыщена разнообразной информацией и пестрыми событиями, каких не может дать школа. В сознании школьников идет процесс взаимной корректировки «как надо и как есть». Улица привлекает прежде всего общением. Известно. Что лечить надо не болезнь, а причины. Ясно, исправить мы ничего не можем, но выявить причины можем. Давайте вместе с вами сейчас оценим те негативные и позитивные влияния, которые испытывают наши дети на улице. Вывод: В традиции российской школы – создать ребенку «социальную ситуацию развития» (Л.С. Выгодский), среду общения, поле деятельности, которые невозможно заменить даже очень интересным уроком». После принятия закона об образовании внешкольные учреждения становятся сложными многоуровневыми социокультурными педагогическими системами, которые выполняют задачи дополнительного образования, образуя сферу наибольшего благоприятствования для развития личности ребенка. Школа устанавливает связи с другими социальными институтами, формируя социально-педагогический комплекс: Стр. 117 Разветвлена сеть воспитательно-образовательных учреждений, социально-педагогических общностей, территориальных групп и объединений, служб помощи семье и детству направлена на социальную защиту и реализацию прав человека, на успешное разностороннее развитие и самореализацию. Именно социально- педагогический комплекс может решить реально проблемы детей, и творчески и интеллектуально одаренных, и ослабленных физически, и имеющих умственные или психические отклонения, также детей группы риска. Отдельные звенья структуры обеспечивают целостный процесс социального воспитания, который помогает эффективно решать задачи разностороннего творческого развития личности, создания комфортной социально-образовательной среды в мире социума, правовой экономической защиты, социальной профилактики. Многогранная деятельность данных учреждений требует сотрудничества детей и взрослых, взаимосвязи учителей, родителей, работников социальной сферы. Формы сотрудничества самые разные: организация досуга. Совместная деятельность в кружках, секциях, студиях, совместные экскурсии. Органическое сочетание досуга с различными формами образовательной деятельности позволяет сокращать пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей. Период детства характеризуется проявлением талантов.
Поддержка и развитие творчества детей является одной из главных задач. Это тем более важно, что не все дети обладают к академическому учению, и что выход в другие сферы деятельности, их успех в них, в конечном итоге, положительно сказывается и на результатах общего образования. Происходит компенсация ограниченных возможностей индивидуального развития в условиях массовой школы. Возможность для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире, свобода выбора формы образования дополняются свободой принятия решения, самостоятельностью в самоосуществлении благодаря тому делу, который каждый делает сам.
Слайды: 1. Методическое объединение классных руководителей «Роль воспитательного пространства в условиях взаимодействия школы, семьи, внешкольных учреждений в развитии ученика». 2. «Школа – центр воспитательного пространства». 3. - « Никакой человек не родится готовым, то есть вполне сформированным, но вся его жизнь есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрерывное формирование». В.Г. Белинский 4. Школа, как воспитательное пространство, включает в себя: 5) комплекс задач, определяющих содержание организованного в ней воспитательного процесса; 6) материальную базу, обеспечивающую решение поставленных задач; 7) сам воспитательный процесс, направленный на организацию жизнедеятельности детей, их всестороннее развитие; 8) субъект воспитания (педагоги, дети). 5. «Каждая семья представляет явление особое, индивидуальное и воспитательная работа в одной семье вовсе не должна быть точной копией такой же работы в другой». А.С. Макаренко 6. Условия 4) связи, имеющие целью оптимизировать влияние семьи на подрастающее поколение за счет повышения ее педагогической культуры и оказания ей педагогической помощи; 5) связи, с помощью которых родители включаются в учебно- воспитательный процесс, помогают ей; 6) связи, в которых семья и школа выступают как партнеры в воспитании. 7.Результаты анкетирования: 11.Нравится ли Вам наша школа? Да - 67 Нет - 0 Не совсем -0 (нужное подчеркнуть.) 12.Доверяете ли Вы классному руководителю вашего сына, дочери. Да - 66 Нет - 0 Не совсем - 1 13.Какие отношения преобладают между учителями и родителями в нашей школе? Доброжелательные -65 Равнодушные- 1 Неприязненные - 0 Конфликтные – 0 14.Есть ли единство педагогических требований у Вас и педагогов к Вашему ребенку? Да – 64 Нет – 0 Не совсем - 3 15.Был ли классный руководитель у Вас дома? Да – 60 Нет - 7
16.Какова цель визита? 17.Обстановка в семье непосредственно после визита учителя. Спокойная беседа родителя с ребенком - 14 Ребенка похвалили - 21 Ребенка поругали - 0 Ребенка наказали - 0 Конфликт между родителями – 0. Спокойная беседа родителя с ребенком и Ребенка похвалили – 4 Не заполнили - 28 18.Посещаете ли Вы родительские собрания в школе? Регулярно – 63 Иногда - 4 Нет – 0 (Если не посещаете, то почему?) 19.Помогают ли Вам родительские собрания в воспитании Вашего ребенка? Да - 61 Нет - 0 Не совсем - 6 20.Какие особенности в характере и поведении Вашего ребенка Вас больше всего волнуют. Назовите 3-4 личностных и профессиональных качества учителя, которые с Вашей точки зрения являются основными для авторитета учителя среди учеников и родителей. 4. доброта, терпимость, понимание, требовательность 5. профессионализм, умение донести материал доступно 6. умение наладить отношения с родителями, индивидуальный подход к детям. - чувство юмора, оптимизм, самосовершенствование.