"Социально-педагогическая помощь беспризорным детям"

Автор: Черепанова Ксения Игоревна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГПОУ СО "Каменск-Уральский техникум металлургии и машиностроения"
Населённый пункт: город Каменск-Уральский, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Социально-педагогическая помощь беспризорным детям"
Дата публикации: 26.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«социально-педагогическая помощь беспризорным детям»
ФГБОУ ВПО «Шадринский Государственный Педагогический Институт» Г. Шадринск
Черепанова К.И. Чуйкова И.В.
Все увеличивающиеся в стране масштабы детской беспризорности вызывают большое беспокойство. Детям требуется помощь. Но семья не может самостоятельно справиться с этими проблемами. Причин тому множество: изменение отношения к детям; ухудшение материального положения семей; отсутствие взаимопонимания и доверия между детьми и родителями, учителями и, вообще взрослыми; ограничение доступа детей к образованию. Без помощи социальных педагогов, работающих в специализированных учреждениях, проблемы беспризорных детей не могут быть решены. Однако государство по-прежнему не воспринимает детей и подростков как приоритетную группу населения, от благополучия которой зависят успех и развитие государства и страны. Интенсивно идет формирование детского социального дна со своей достаточно агрессивной субкультурой, чужой для окружающих, представляющей собой общественно опасное явление и несущей угрозу безопасности всему обществу. Эти дети с большим трудом поддаются процессу социальной реабилитации, ресоциализации и интеграции в социокультурное пространство. В силу указанных объективно-субъективных обстоятельств беспризорность выдвинула на одно из первых мест как сложное социальное явление. В работе рассмотрены проблемы профилактики беспризорности в подростковом возрасте, обобщены исследования, раскрывающие различные подходы к изучению проблем беспризорности. Проведенный анализ социально-педагогической и психологической литературы позволил рассмотреть современные подходы в исследовании и решении проблем современных детей и подростков. Приоритетным направлением системы профилактической работы социального педагога является воспитание будущего самостоятельного и активного человека. Социально- педагогическая деятельность должна быть ориентирована на десоциализированного несовершеннолетнего (в сущности ребенка), на его будущее, а не на выполнение социального заказа по его изоляции от общества и на жесткую реализацию уставных требований по его содержанию.
На всех этапах пребывания несовершеннолетнего в специализированном учреждении должен выстраиваться план различных мероприятий по его интеграции в социальнокультурное пространогство. В результате исследования мы пришли к выводу, что работа по предупреждению беспризорности должна идти в трех направлениях: с семьей, с подростками и педагогами. Необходимо оказывать семье всестороннюю помощь в воспитании детей и прежде всего научить их основам воспитания ребенка и организации их взаимоотношений; повышать ответственность семьи и родителей за детей. Нужно следить за тем, чтобы дети не бросали школу, ведь подчас школа, уроки – единственное, что связывает ребенка с нормальной жизнью. Следует помочь таким детям в образовании. Наша система образования едина для всех. Необходима подготовка кадров для работы с беспризорными детьми. Не каждый воспитатель и педагог в работе с этими детьми может быть уместен. Нужны специально подготовленные работники, знающие специфику и особенности этих детей и умеющие обращаться с ними. Центральная задача при решении проблемы по предупреждению детской беспризорности – обеспечение согласованности действий всех трех направлений. Только в случае понимания этого всеми без исключения и добросовестной работы будут достигнуты положительные результаты. Работу социального педагога с безнадзорными и беспризорными детьми можно разделить на два направления – это профилактическое и коррекционно-реабилитационное. Профилактическая направленность социально-педагогической деятельности с этими детьми включает в себя: – работу по организации благоприятной среды воспитания и общения; – своевременную коррекцию семейных отношений; – поиск форм занятости детей в свободное время; – формы опеки детей в период объективной занятости родителей и членов семьи; – постановка детей на социально-педагогический учет; – патронирование отдельных детей.
Коррекционно-реабилитационное направление предполагает скорую социально- педагогическую помощь, такую как: – постановку ребенка на учет; – экспресс-диагностика состояния несовершеннолетнего; – диагностика личностных особенностей и социальной ситуации развития ребенка; – решение вопроса о месте, куда будет направлен несовершеннолетний; – информирование семьи (или государственного учреждения) о месте пребывания ребенка; – состояние несовершеннолетнего и программа дальнейшей работы с ним; – организация необходимых контактов со специалистами для оказания психологической, медицинской, правовой помощи несовершеннолетнему; – разработка и реализация программы по адаптации ребенка к социально здоровой среде, восстановлению или компенсации утраченных социальных связей, позитивных форм активности в игре, познании, труде. Социально-педагогическая помощь беспризорным и безнадзорным детям может быть оказана в специализированных учреждениях, центрах и службах: социальных приютах, центрах временного размещения, реабилитационных центрах и др. Целью данных учреждений является – создание комфортной социально- психологической атмосферы для ребенка, благодаря чему становится возможным частичное восстановление его контакта с социумом. Формами организации деятельности социального педагога являются: анализ документов ребенка, анализ собранных данных о ребенке, ведение личных дел и др. Деятельность социального педагога в данных учреждениях можно разделить на четыре этапа. Основной целью взаимодействия социального педагога и ребенка является – возвращение ребенка в социально организованную среду. 1. Вводный этап. Он может длиться от трех дней до трех месяцев. Цель этапа – частичное включение ребенка в социально организованную среду.
На этом этапе, эффективное взаимодействие осложняется следующими особенностям безнадзорных и беспризорных детей: – трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками; – отчуждённость и агрессивность по отношению к взрослым; – негативное отношение к педагогу и полное недоверие к нему. На вводном этапе ребенок является основным субъектом деятельности, поэтому взаимодействие осуществляется лишь по его инициативе и наличию желания общаться. Предъявление к ребенку жестких требований в данном случае недопустимо. Данное положение соответствует либеральному стилю педагогического руководства, который характеризуется тем, что ребенку предоставляется большая свобода, чем педагогу. В этот период педагогу необходимо продемонстрировать ребенку полное принятие его образа жизни, сопереживание его проблемам, готовность помочь. В его работе преобладают методы стимулирования, поощряется любая инициатива, одобряется проявление активности в предлагаемой деятельности. Из словесных методов чаще всего используется беседа (важно объяснить ребенку, что для посещения клуба ему не обязательно менять свой образ жизни), из которой педагог может узнать общую информацию о ребенке (педагогом заполняются карты наблюдения). На успешное завершение данного этапа указывают такие показатели, как добровольное согласие ребенка посещать учреждение, заинтересованность его предлагаемыми видами деятельности и установление первичного контакта с педагогами. 2. Начальный этап. Длительность этапа от месяца до года. Цель этапа – адаптация ребенка к условиям социально организованной среды, освоение социально одобряемых форм поведения и деятельности. К особенностям детей, влияющим на эффективность процесса взаимодействия на этом этапе, относятся: – настороженность к педагогу со стороны детей, – отсутствие опыта полноценного, положительного общения со взрослыми, – низкий уровень социального интеллекта, затрудняющий понимание общественных норм, правил, необходимость соответствовать им.
На этом этапе взаимодействие социального педагога и ребенка должно носить поддерживающий характер. Потому что возможно, за много лет, ребенок вновь оказался включенным в организованную социальную среду, что требует от него самоорганизации и самодисциплины На начальном, этапе, субъектом деятельности, в большинстве ситуаций выступает педагог, он организует деятельность детей, предлагает новые формы досуга, управляет и контролирует их деятельность, но делает это еще не на прямую, а опосредованно (через группу, правила клуба и т.д.). Данный стиль педагогического руководства является либерально-демократическим: у педагога появляется больше функций по руководству деятельностью ребенка, но потребности и желания ребенка по-прежнему важны и первостепенны. Смысл социально-педагогического взаимодействия на данном этапе – в переориентировании внимания ребенка на позитивное отношение к себе и окружающему миру. В работе социального педагога на втором этапе из числа словесных методов наиболее эффективны: индивидуальная беседа с ребенком (цель беседы – предоставить беспризорнику важную для него информацию, расширить его представления о социуме, окружающем мире и узнать больше о нем самом); индивидуальное консультирование, направленное на осознание ребенком своих положительных сторон. Из организационно-досуговых методов используются игры с элементами тренинга, направленные на развитие познавательной сферы; обучение эмоциональному самоконтролю; навыков конструктивного общения и т.д.; тематические досуговые мероприятия, направленные на приобщение ребенка к культуре, религии и т.д.; ролевые игры, направленные на восстановление способности ребенка выступать во взаимодействии активным субъектом деятельности. Из наглядных методов на данном этапе целесообразно использование информационных буклетов. На эффективность и успешное завершение начального этапа указывают систематическое посещение ребенком учреждения, соблюдение правил нахождения в нем, активное участие в предлагаемых мероприятиях, возрастание потребности в достижении успеха и отсутствие агрессивных реакций на требования педагога. 3. Основной этап. Длительность этапа от недели до полугода. Цель этапа – развитие социальной активности ребенка, формирование мотивации изменить своей образ жизни. Основная проблема ребенка, которую необходимо решить на этом этапе, – страх перед дальнейшим развитием отношений и последующими изменениями в его жизни. Ребенок
боится вновь оказаться в травмирующей его ситуации без поддержки взрослых. Данная ситуация осложняется: – неуверенностью ребенка в себе, – отсутствием постоянных друзей и поддержки с их стороны, – несформированностью волевой сферы, – отсутствием целеустремлённости, направленной на будущую жизнь, – несформированностью жизненных планов. На основном этапе взаимодействие социального педагога и ребенка должно носить открытый характер. И уже здесь субъектами взаимодействия социально-педагогического процесса являются как социальный педагог, так и ребенок. Социальный педагог организует деятельность детей, проводит коррекционную работу, стимулирует и поддерживает положительные изменения, происходящие в ребенке, но осуществление данного процесса, характер изменений и их динамику устанавливает сам ребенок. Такой стиль педагогического руководства можно назвать демократическим, т.е. признается право за каждой стороной быть субъектом своей собственной деятельности. Противоречия, возникающие на данном этапе (отказ от деятельности, несогласие с педагогом и т.д.), необходимо разрешать с помощью анализа ситуации и совместного договора. В работе на основном этапе необходимо учитывать, что одна из причин дезадаптации несовершеннолетних – непопулярность и социальная отверженность ребенка в среде сверстников. Важно попытаться включить ребенка в группу просоциальной направленности, где у него появятся новые друзья, увлечения, ценности. Содержание деятельности на данном этапе будет включать в себя такие формы работы, как занятия с элементами тренинга (обучение способности планировать и прогнозировать свою жизненную деятельность, развитие рефлексивных способностей), создание воспитывающих ситуаций, индивидуальное консультирование (развитие ответственности), ролевые игры, диспуты (формирование просоциальных поведенческих умений и навыков) и т.д. О переходе ребенка на следующий этап указывают такие показатели, как устойчивый интерес к социально одобряемой деятельности, эффективное и активное взаимодействие с педагогами по решению и восстановлению утраченных социальных контактов, утрата зависимости от «уличной» группы и установление новых (просоциальных) контактов.
4. Заключительный этап. Длительность этапа от двух недель до месяца. Цель этапа – восстановление социальных контактов ребенка. Согласие ребенка изменить свой образ жизни знаменует начало четвертого этапа работы. Главное препятствие в осуществлении деятельности социального педагога по ресоциализации дезадаптированного ребенка – его страх перед произошедшими изменениями. Ребенок, имеющий опыт проживания на улице, знает, как легко и быстро заработать деньги. Не стоит забывать, что именно на улице он впервые нашел укрытие, помощь, поддержку и по возвращению в общество при любой травмирующей его ситуации у него будет возникать желание все бросить и вернуться к старому образу жизни. В этом случае ребенку необходима поддержка со стороны социального педагога. Ребенок должен осознавать, что только жизнь в обществе и по его законам вызывает уважение и одобрение, возврат к старому образу жизни возможен лишь при разрыве отношений с учреждением и педагогами. Таким образом, в ситуациях срыва и опасности рецидива активным субъектом взаимодействия выступает социальный педагог. Он направляет ребенка, открыто высказывает свое мнение и по необходимости применяет санкции. Данное положение свидетельствует об авторитарном стиле взаимодействия. В ситуациях отсутствия рецидива у детей взаимодействие носит демократический характер. Для осуществления профилактики рецидивов с детьми проводятся индивидуальные беседы с ребенком, целью которых является планирование дальнейшей жизненной перспективы. Важно отметить, что завершением четвертого этапа считается момент включения ребенка в организованный социум и отсутствие рецидивов в течение полугода. Для эффективности процесса социально-педагогического взаимодействия социального педагога с беспризорными и безнадзорными подростками, необходимо привлекать: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.