Семинар - практикум: "Сенсорное воспитание детей в домашних условиях".

Автор: Ковтун Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №11 г.Ейска МО Ейский район
Населённый пункт: город Ейск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Семинар - практикум: "Сенсорное воспитание детей в домашних условиях".
Дата публикации: 18.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Семинар практикум

«Сенсорное воспитание детей в домашних условиях»
Здравствуйте уважаемые коллеги. Я хочу поделиться своим опытом работы с родителями. Набрав, вновь прибывших детей, я провела диагностику по сенсорному развитию и анкетирование родителей на тему "Сенсорное воспитание детей?" Пришла к выводу, что результаты диагностики и знания родителей в этой области ниже среднего. Поэтому мною были проведены следующие мероприятия, направленные на повышение знаний родителей в области сенсорного развития детей. В них вошли консультации для родителей, буклеты, индивидуальные беседы с родителями. Так же было дано домашнее задание родителям по изготовлению атрибутов к сенсорным дидактическим играм для нашей группы на развитие сенсорных эталонов. В заключении я провела итоговую тематическую встречу с родителями на тему:
"Сенсорное развитие детей в домашних условиях".

Цель этого мероприятия была:
помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей дошкольного возраста в домашних условиях.
Задачи:
1. продолжать знакомить родителей с понятием «сенсорные эталоны»; 2. знакомить с играми и упражнениями, направленными на формирование сенсорных эталонов и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях; 3. создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей и родителей.
Сенсорное развитие ребенка
– это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире. Одна из главных задач – дать ребенку как можно больше естественных знаний, для более точного выражения себя и своего видения мира. Важно, чтобы окружающий мир был обогащен развивающей предметной средой, подобраны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения. Я предложила родителям некоторые простые, но в тоже время очень интересные, познавательные игры, которые они могут организовать со своими детьми дома. Игры, которые с минимальными затратами сил и времени можно сделать в домашних условиях, а материалом для игр послужит то, что легко найти в доме каждой хозяйки. Крышки — предмет простейший, но тем не менее обладающий таинственным обаянием. Их всегда жалко выкидывать. Так и копятся в каждой семье большие коллекции этих маленьких вещиц. Мы почти всегда не знаем, что с ними делать, но на подсознательном уровне убеждены — для чего-то они пригодятся. Игры которые можно сделать из крышек
Сухой аквариум
«Сухой аквариум» — набор цветных крышек, собранных в пластмассовом тазике или коробке —– используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес, звук; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. можно предложить ребенку в любое время: когда у него плохое настроение, или, наоборот, он слишком возбужден, или ему просто нечем заняться. Можно также использовать капсулы от киндер-сюрприза, их наполняем различными наполнителями (рис, горох, фасоль), обклеиваем наклейками складываем их в небольшой глубокий пластиковый контейнер, на дно можно спрятать игрушки от киндер-сюрприза. Главная ценность этого пособия в том, что малыш не боится что-то сломать, потерять. Цель такого пособия: - Снятие напряжения, усталости, расслабление мышц спины, плечевого пояса.
- Развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, мелкой моторики рук.
2. Игра «Мозаика из пробок».
Подберите разноцветные крышки от пластиковых бутылок. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. В таких играх мы закрепляем формирование сенсорного эталона – цвет, форма.
3. Игра «Шагаем в пробках».
Не стоит далеко убирать пробки, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог. Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы. А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно! Мишка косолапый, по лесу идёт… Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.
1. Игра «Песочница» на кухне.
Возьмите поднос или плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики малыша. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения. Все дети любят различные кнопочки. Я предложила родителям из старой компьютерной клавиатуры сделать – игровую (для развития сенсорики). Вырезаем из цветной бумаги треугольники, квадратики, круги и овалы. Приклеиваем их на кнопочки. Просим малыша найти желтый круг, красный квадратик, оранжевый треугольник и т.д. Игра развивает внимание и помогает изучить геометрические фигуры. Вместо фигур можно приклеить картинки животных, фруктов, овощей.
Так же предлагаю вашему вниманию игры с прищепками:

Вариантов игр с прищепками множество, например:

Рыбки
. Предложите малышу накормить рыбок, показав, как рыбки-прищепки открывают ротик. Попробуйте захватывать таким образом мелкие предметы — макароны, пуговицы и т. п. Эта игра отлично развивает мелкую моторику и координацию движения ручек.
Жуки
. Прикрепите прищепки в разных местах по всей комнате — на шторы, на скатерть, на книжку, на игрушку, на ковёр… Скажите малышу, что маленькие жуки спрятались и нам надо их найти и посадить в домик-коробку. Эта игра развивает внимание.
Уголки
. Дайте малышу геометрические фигуры из картона. Предложите прикреплять прищепки к уголкам. Эта игра помогает изучить понятие «угол». С детишками постарше можно посчитать количество углов, расширяя понятие о многоугольниках.
Конструктор
. Конечно же, грех не использовать прищепки в качестве конструктора. Из них можно смастерить самолётик, забавных человечков, бабочку, паука и много ещё всего. Эта игра очень творческая, а потому, прекрасно развивает детское воображение.
Цвета.
Покажите малышу картинки с изображением различных предметов. Каждый предмет должен быть определённого цвета, повторяющего цвет прищепки. Предложите малышу прикрепить прищепки к предметам по цвету. Я вам назвала наиболее интересные игры. Но пожалуй, самой популярной игрой с прищепками можно по праву назвать
«Солнышко»
. В этой игре малыш должен прикрепить солнышку лучики, чтобы солнышко ярко светило. Вариантов и у этой игры множество. Это и колючки для ёжика, и веточки для ёлочки, и ушки для зайчика, и крылышки для бабочки и всё-всё, на что только способна Ваша фантазия. Эта игра учит малыша открывать прищепку, отлично тренируя ловкость пальчиков и, разумеется, развивая мелкую моторику в целом.
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам немного поиграть с прищепками.

Шаблоны находятся на ваших столах, давайте поиграем с ними. Доделайте пожалуйста недостающие части: животным, птицам, насекомым, овощам и фруктам и др. предметам.
Еще одна игра, в которую я предлагаю Вам поиграть, называется "Найди мышке норку"
. Найдите пожал. мышке норку не только по цвету, но и по наполнителю. Для этого прощупайте мышек и посадите мышку в норку такого же цвета, как она сама и с таким же наполнителем какой будет лежать в норке. Материал: цветные воздушные шары для изготовления мышек, наполнители для шаров (горох, фасоль, крупы и др.), цветной картон для изготовления норок для мышек (разных цветов).
Уважаемые коллеги,
сейчас я Вам предлагаю немного отдохнуть, расслабиться по фантазировать, заняться творчеством и сделать своими руками развивающие пособия направленные на сенсорное развитие наших воспитанников. Попробуем сделать "Сенсорную коробочку".
Сенсорная коробка либо (сенсорная ванночка)

Что это такое?
Это домашние песочницы, они пришли к нам из США, где очень популярны. Их часто называют "сенсорными коробками" и приписывают авторство Марии Монтессори. По сути, сенсорная коробка - это емкость с наполнителем, предназначенная для игры. Ребенок не только увлеченно играет, но и получает разнообразные тактильные ощущения. Наполнителем могут быть любые предметы, природные материалы и даже продукты, которые не опасны для ребенка. Емкость помогает держать эти материалы в одном месте.
Как устроена сенсорная коробка?
Поскольку сенсорная коробка — это домашний аналог песочницы, то и устроена она также. — Ёмкость — любая коробка, можете выбрать один удобный вариант, а можете экспериментировать; — Сыпучий наполнитель — чем разнообразнее ощущения ребенка тем лучше; — Игрушки и другие небольшие предметы — для сюжетных игр и поиска сокровищ; — Инструменты — чтобы ставить опыты по пересыпанию и переливанию. Все эти элементы могут объединены одной темой или быть случайным сочетанием того, что попалось под руку.
Почему мне понравились сенсорные коробки?
Сначала отвечу с точки зрения родителей, которые испробовали эту игру: — сенсорная коробка увлекает детей и дарит родителям свободное время; — если ваши дети любят хранить различные камушки, фантики, вы наконец найдете им применение; — сенсорная коробка оказывает колоссальное воздействие на органы чувств ребенка и мелкую моторику, а значит и на развитие интеллекта;
РЕЧИ
— возбужденный ребенок успокаивается, возясь с крупами; — с помощью сенсорной коробки вы можете расширить представление ребенка об окружающем мире; — менять содержимое сенсорной коробки можно бесконечно, эта игра почти ничего не стоит и никогда не надоедает.
Теперь посмотрим на сенсорную коробку глазами ребенка
: — новая игра! — что мама спрятала на дне сегодня? вдруг я еще не все нашел? — ничего себе! Настоящие часы! Ничего, что они уже сломались. — как приятно запустить руку в фасоль! — здесь будет стройка и экскаватор будет копать яму.
Как можно играть с сенсорной коробкой?
У вас уже, наверное, появились идеи. Вот идеи, которые использовали мы с родителями: — сюжетные игры с игрушками; — закапывать и находить игрушки; — сажать растения; — переливать и пересыпать наполнитель; — сортировать. Игры с сенсорными пособиями успокаивают ребенка, стимулируют познавательные процессы, развивают мелкую моторику и утончают чувственное восприятие окружающей среды. Цвета, запахи, текстуры, звуки, колебания, возможность сыпать, лить, мять, шуршать дают малышу новый материал для интеллектуального роста.
Наполнение сенсорных боксов изменяется вместе с ребенком, отвечая его новым потребностям и познавательным особенностям. Все дети развиваются по-разному, поэтому наше разделение «начинок» по возрастам весьма условно. Темы для оформления наборов подсказывают праздники, смена времен года, семейные события и любимые детские развлечения. Вот несколько интересных образцов сенсорных коробок.
Посмотрите пожалуйста примеры таких сенсорных коробок (слайды).
Давайте попробуем сделать "Сенсорную коробочку".
Идеальными наполнителями сенсорной коробки являются:
1. рис простой или окрашенный с помощью пищевых красителей, 2. бобы, красная и зеленая чечевица, 4. пена для бритья, 5. свежескошенная трава, 6. сухие и свежие листья, 7. песок (натуральный и крашеный), 8. соль (мелкая и крупная морская), 9. льняное семя, 10. макароны сухие (желательно «бабочки» или «ракушки»), 11. вареные спагетти, 12. земля, 13. кукурузный крахмал, 14. мука, 15. галька, мелкие камушки, 16. мыльный раствор, 17. сено и солома, 18. горох, 19. кускус, 20. лед, 21. воа, 22. блестки, 23. нарезанная бумага, 24. желе, 25. ватные шарики, 26. салфетки, 27. помпоны, 28. овсяные хлопья, 29. манка, 30. гречка, 31. обрезки ткани или цельная ткань, 32. деревянная стружка, 33. хлопья для завтраков, 34. цветные скрепки, 35. пуговицы,