"Анализ работы учителя за 2015-2016 учебный год"

Автор: Севрюгин Владимир Сергеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ Тацинская средняя общеобразовательная школа № 2
Населённый пункт: станица Тацинская
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Анализ работы учителя за 2015-2016 учебный год"
Дата публикации: 19.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Анализ

работы учителя физической культуры

МБОУ Тацинская СОШ № 2 Севрюгина Владимира Сергеевича

по итогам 2015 – 2016 учебного года
Особенностью организации учебного процесса на уроках физической культуры является укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. А также формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Образовательная деятельность по предмету «Физическая культура» в 2015-2016 учебном году была организована в соответствии с нормативными документами: - Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Физическая культура (одобрен решением коллегии Минобразования РФ и Президиума РАО от 23.12.2003 №21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089); - приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; - Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на период 2011-2015 годы»; - приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»; - приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - приказом Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»; - приказом Минобрнауки России от 10.11.2011 № 2643 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089»; - приказом Минобрнауки России от 01.02.2012 № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312»; - приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Цель
физического воспитания в школе за прошедший 2015 – 2016 учебный год – это всестороннее развитие учащихся посредством физической культуры. Решаемые
задачи
физического воспитания за прошедший 2015 – 2016 учебный год: - укрепление здоровья; - развитие физических качеств учащихся; - приобретение необходимых знаний в области физической культуры; - обучение жизненным важным двигательным навыкам и умениям; - воспитание потребности самостоятельным занятиям физической культуры; - формирование здорового образа жизни.
Работа учителя физической культуры в 2015-2016 учебном году была направлена на выполнение федерального государственного стандарта образования, на сохранение и укрепление физического и психического здоровья школьников, формирование здорового образа жизни средством физической культуры и спорта. Программой по физической культуре была взята комплексная программа физического воспитания для общеобразовательных учреждений учащихся 1-11 классов под редакцией В.И. Ляха. А также учебники и методические пособия для учеников 1-11 классов под редакцией В.И. Ляха и А.А. Зданевич.
Планирование
уроков физической культуры осуществлялось по составленной авторской (рабочей) учебной программе для обучающихся 1-4, 5-9 классов, принятой на заседании педагогического Совета, протокол № 1 31.08 2015 г и утверждённой 31.08.2015г директором образовательного учреждения.
Авторские (рабочие) программы
содержат определённое распределение учебного материала по годам обучения из расчёта трёх уроков в неделю. При этом программы разработаны с учётом введения в их содержание вариативной части материала, учитывающего климатические особенности региона, материально-техническую оснащенность школы, имеющиеся традиции, уровень профессионализма педагогов, а также психофизические особенности учащихся, уровень их подготовленности, способности и интересы, т.е. реализующего вариативность образования в сфере физической культуры. Программный материал преподавался по разделам и темам: лёгкая атлетика, спортивные игры, гимнастика, спортивные игры и лёгкая атлетика, кроссовая подготовка Уроки физической культуры проводились согласно календарно – тематическому планированию в соответствии с погодными условиями в спортивном зале и на открытой спортивной площадке. В рамках ФГОС
внеурочная деятельность по спортивно – оздоровительной направленности
в начальных классах проводилась по программе кружка «Шахматы» 2015г для 1 кл.(по 1ч в неделю в каждом классе) автор составитель Севрюгин В.С. Программа принята на заседании педагогического Совета, протокол № 1 31.08 2015г и утверждённой 31.08.2015г директором образовательного учреждения. В рабочих программах учитель большое внимание отводит содержанию: – в начальной школе – освоение общеобразовательных упражнений, русских народных (казачьих) подвижных игр, подвижных игр с элементами спортивных игр, элементов музыкально - ритмического воспитания, гимнастики, средств физкультурно-оздоровительной и корригирующей направленности; – в основной школе – освоением технических и тактических основ спортивных игр и легкой атлетики, упражнений силового и скоростно-силового характера, элементов – для мальчиков и упражнений на развитие координации, пластики движений под музыку с предметами и без, элементами ритмической гимнастики – для девочек. Инструктивно-методическую базу организации образовательного процесса по предмету «Физическая культура» составляли: 1. Методические рекомендации Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Министерства образования и науки «О введении третьего часа физической культуры в недельный объём учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений РФ» от 11.10.2010.
2. Письмо Министерства образования и науки России от 7 сентября 2010 г. № ИК-1374/19 и Минспорттуризма России от 13 сентября 2010 г. № ЮН-02-09/4912 с методическими указаниями по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы. 3. Методическое письмо Федерального центра образовательного законодательства «О преподавании учебного предмета «Физическая культура» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» lexedstandart/02/02/22.html 4. Письмо Министерства образования Российской Федерации «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» от 31.10.2003 № 13-51-263/13. 5. Письмо Департамента общего среднего образования Министерства образования РФ «О преподавании физической культуры в общеобразовательных учреждениях в 1999/2000 учебном году» от 14.05.1999. 6. Письмо Министерства образования РФ «О повышении роли физической культуры и спорта в образовательных учреждениях» от 26.03.2002 № 30-51-197/20. 7. Письмо Министерства образования Российской Федерации: Методические рекомендации «Об увеличении двигательной активности обучающихся общеобразовательных учреждений» от 28 апреля 2003 г. № 13-51-86/13. Работа с учащимися строилась с учётом теории личностно-деятельностного подхода и целей школьного предмета «Физическая культура». Которые были направлены на создание условий для развития личности школьника, приобщение его к ценностям физической культуры, формирование мотивации и потребности к познанию и творчеству в организации физкультурной деятельности для укрепления психического и физического здоровья. Изменились и результаты освоения учебного предмета. Так, базовым результатом в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» стал способствовать развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура». Система оценки по физической культуре призвана обеспечивать индивидуальные достижения обучающихся, что позволит переориентировать содержание образования с единых количественных показателей физической подготовленности обучающихся, на качественные показатели их личностного развития. В 2015 – 2016 учебном году уроки физической культуры в 1а, 2б, 3б, 3а, 5а, 5б, 6а, 6б классах посещало 185 обучающихся, из них 3 чел. специальной медицинской группы, подготовительной 2 чел. и основной группы 180 чел. Занимающиеся в подготовительной группе выполняли все упражнения и задания на уроке, но с ограничениями по их заболеванию (согласно рекомендациям врача). Школьники, относящиеся по состоянию здоровья к специальной группе, требовали к себе особого внимания. Поэтому они привлекались для помощи в проведении и судейства школьных соревнований, составлению презентаций, подготовки сообщений и рефератов т.д. Все эти средства способствовали развитию интереса и приобщению этих учащихся к занятиям физической культурой. По итогам успеваемости за 2015– 2016 учебный год количественная успеваемость составила-
100 %, качественная -100% во всех классов, мною обучающихся. Программный материал не выполнен в полном объёме по причине прохождения курсов повышения квалификации и объединения часов, даты, проведения которых совпадали с праздничными днями. № Классы Количество часов (уроков) Качественная успеваемость Количественная успеваемость 1 1а 99 (97) - - 2 2б 102 (100) 100% 100% 3 3а 102 (100) 100% 100% 4 3б 102 (100) 100% 100% 5 4б 102(101) 100% 100% 6 5а 68 ( 68 ) 100% 100% 6 5б 68 (68 ) 100% 100% 7 6а 68(68) 100% 100% 8 6б 68 (68) 100% 100% Согласно плану спортивно - массовых мероприятий школы 100% моих обучающихся приняли участия в этих мероприятиях (спортивные соревнования и спортивные праздники, олимпийские игры, зимний фестиваль ВФСК ГТО). В целях профилактики утомляемости и оптимизации работоспособности учащихся в процессе учебной деятельности проводились утренняя гимнастика до начала учебных занятий, физкультминутки, подвижная перемена, внеклассная работа, спортивные часы в ГПД начальной школы, общешкольные «Дни здоровья». В качестве руководителя учитель принял участие с командой (учеников) в районных соревнованиях: 1. Туристический слёт – 1 место 2. Зимний фестиваль ВФСК ГТО – благодарственное письмо 3. Соревнования по мини - футболу – 1 место 4. Соревнования по спортивно-игровым видам спорта – 1 место 5. Соревнования по спортивному ориентированию – 1 место 6. Спортивно-туристическая эстафета – 1 место 7. Соревнования по шахматам- 1 место Мероприятия по олимпийскому образованию отразились проведение олимпийских уроков в тех классах, где учитель ведёт занятия, а также в олимпийских эстафетах между учащимися 1, 2, 3, 5,6 классов. Деятельность в качестве педагога характеризует учителя как педагога-воспитателя и организатора социальной жизни класса. Успешность этой деятельности не менее важна, чем эффективность преподавания учебного предмета. Поэтому, во внеурочное время учителем проводились весёлые старты, «А ну-ка мальчишки», олимпийские уроки,
эстафеты, соревнования по пионерболу. Организовывались встречи с родителями учащихся, проводились спортивные праздники: «Папа, мама и я – спортивная семья». В 2015-2016 учебном году приняло участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях 83% учащихся, 25 человек занимались в туристическом кружке «Юный турист», в шахматном кружке – 22 чел. Положительные результаты работы подтверждаются исследованиями: тестирования, другим методиками, доказывающими наличие в классе благоприятного психологического климата (атмосферы товарищества, взаимопомощи, толерантности), отсутствие правонарушений у учащихся, активное участие учащихся в спортивной жизни образовательного учреждения и местного сообщества. Методическая проблема, над решением которой работает учитель в течение 4-х лет – это ф ормирование и развитие образованной, нравственно и физически здоровой личности путём внедрения и использования коллективного способа обучения (КСО) на занятиях по физической культуре. На занятиях используется технология сотрудничества в обучении (коллективный способ обучения). Коллективные учебные занятия развивали у учащихся самостоятельность, коллективизм, ответственность, взаимовыручку и т.д. А также личностно- ориентированный подход в обучении, при котором учитываются личность ученика, его функциональные возможности и способности. Результат работы – это высокая успеваемость и качество знаний учащихся, хорошие показатели сдачи спортивных нормативов, призовые места на школьных, районных, региональных соревнованиях. Опыт работы по методической проблеме обобщён и представлен в виде педагогического проекта. Провёл открытые уроки по теме: «Разминка с элементами здоровье сбережения»- 3а класс – 11.09.2015г «Система подготовки учащихся к сдачи норм ГТО» - 5а класс- 23.11.2015г «Баскетбол. Передача мяча от груди двумя руками с отскоком от пола » 3а класс - 11.02. 2016г Повышению успеваемости и качества знаний способствуют разные приемы: - прием значимости; - прием прогнозирования; - прием моделирования; - прием новизны; - прием нахождения причинно-следственных связей; - прием создания проблемной ситуации. Учитель стремиться к постоянному повышению своей компетентности, использует все возможности для профессионального роста. Прежде всего,- это успешное прохождение курсов повышения квалификации в ГБОУ ДПО РО Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по теме: «Педагогическое проектирование образовательного процесса по физической культуре в соответствии с требованиями ФГОС» в объёме 144ч. (Свидетельство № 2628) 2013г
«Развитие профессиональных компетенций учителя физической культуры в условиях требований ФГОС» в объёме 144ч (Свидетельство № 611200105007) 2015г В качестве обобщения своей методической работы защитил проект по теме: «Развитие личности ребёнка в условиях ФГОС с использованием технологии сотрудничества в обучении» Имеет свои страницы на учительском сайте, сайте методкабинет РФ. Размещает и охотно делится своими методическими разработками и другим методическим материалом. В 2015- 2016 учебном году принял участие в конкурсах профессионального мастерства: Международный творческий конкурс для детей и педагогов «Вдохновение и талант» Номинация: Педагогический проект Тема: «Развитие личности ребёнка в условиях ФГОС с использованием технологии сотрудничества в обучении» (Диплом 1 степени) Участника VI Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России – 2015г» Муниципальный этап (3 место) Участник ХII Всероссийской акции «Спорт – альтернатива пагубным привычкам» (Победитель муниципального этапа, участник областного этапа) Участник Открытого публичного Всероссийского конкурса на лучшую общеобразовательную организацию, развивающую физическую культуру и спорт «Олимпиада начинается в школе» (Победитель муниципального этапа, участник областного этапа) Призёр турнира Спартакиада Дона -2015г (2 общекомандное место) Грамота Отдела культуры, физической культуры и спорта Тацинской районной администрации Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Педагогический проект» (Диплом победителя) Учитель систематически повышает свой методический и общеобразовательный уровень. Изучил методическую и нормативную литературу: 1. Дьяченко В.К. «Сотрудничество в обучении»- Москва, 1991. 2. Дьяченко В.К. «Общие формы организации процесса обучения»- Красноярск, 1984. 3. Дьяченко В.К. «Организационная структура учебного процесса и ее развитие» - Москва, 1989. 4. Казакова А.Г. «Организация нетрадиционных форм обучения»,- Иркутск, 1990. 5. Гульчевская В.Г. « Концептуальные основы организации образовательного процесса в системе индивидуального обучения», Ростов-на – Дону 1998.
6. Нормативные документы по преподаванию физической культуры. Анализируя данные, можно сказать, что результатами моей работы как учителя по предмету «Физическая культура» за 2015 – 2016 учебный год являются: стабильность результатов, успехи воспитанников в школьных и районных соревнованиях, повышение интереса учащихся к занятиям физической культурой и спортом, отказ от вредных привычек и формирование здорового образа жизни, а также снижение пропусков учебных занятий по причине заболеваемости . А также моё личное участие в педагогических конкурсах и занятые призовые места, накопление методического материала и рост авторитета среди учащихся и коллег.
В следующем учебном году необходимо обратить внимание:
- на привлечение учащихся к активному занятию спортом, посещению спортивных секций и кружков; - на работу с одарёнными детьми через привлечение их в спортивные секции и кружки с целью развития физических способностей, укреплению здоровья и завоевания призовых мест; - на анализ и отслеживание результатов мониторинга, с целью сохранения высокого качества знаний; - на повышение творческой активности учащихся, с цель формирования активной жизненной позиции, здорового образа жизни, участия учащихся в спортивных соревнованиях и конкурсах; - на повышение методической подготовки путём самообразования; - на осуществление педагогического проекта: «Формирование и развитие образованной, нравственно и физически здоровой личности путём внедрения и использования коллективного способа обучения (КСО) на занятиях по физической культуре»; - выступить на методическом объединении с докладом «Внедрение коллективного способа обучения (КСО) на учебных занятиях; - дать открытое занятие по применению коллективного способа обучения на занятиях по физической культуре; - участвовать во всероссийских конкурсах и международных для педагогов; - разработать учебно-методические комплекты (аннотации, программы, календарно - тематическое планирование, поурочное планирование) по физической культуре для 1-6 классов - обобщить опыт своей методической работы; - подготовить материал и аттестоваться на высшую квалификационную категорию. Учитель физической культуры: В. С. Севрюгин
02.06.2016г.