" Организация коррекционно-логопедической работы с учетом общественно-ориентированного образования. Работа с родителями ".

Автор: Жукова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида "Малышок"
Населённый пункт: Липецкая область, село Доброе
Наименование материала: конспект
Тема: " Организация коррекционно-логопедической работы с учетом общественно-ориентированного образования. Работа с родителями ".
Дата публикации: 19.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


« Организация коррекционно-логопедической работы с

учетом общественно-ориентированного образования.

Работа с родителями ».
Воспитатель: Жукова Н.А. Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. С введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. На современном этапе детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны, педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами. Таким образом, получается, что социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. Одним из самых важных и ближайших партнёров являются родители наших воспитанников. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях: 1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями. 2. Повышение педагогической культуры родителей. 3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обме- ну опытом. Основные задачи работы:  установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;  объединить усилия для развития и воспитания детей;
 создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоцио- нальной взаимоподдержки;  активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;  поддерживать их уверенность в собственных педагогических возмож- ностях. Принципами взаимодействия с родителями являются: 1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.  Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фунда- ментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требователь- ный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспи- татель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с ро- дителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зави- сит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное до- брожелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие. 2. Индивидуальный подход.  Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настрое- ние мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое уме- ние воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации. 3. Сотрудничество, а не наставничество.  Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды пе- дагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованно- сти коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее же- лание помочь. 4. Готовимся серьезно.  Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество,
а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут не- гативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом. 5. Динамичность.  Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функ- ционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребно- сти и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. Глава 1.Взаимодействие ДОУ и семьи: типичные проблемы. Традиционные формы работы ДОУ с семьей.К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными: 1. Педагогическое просвещение родителей: беседы, консультации. 2. Общие и групповые собрания. 3. Наглядная пропаганда: родительские уголки, стенды. Типичные проблемы. Педагогическое просвещение родителей проходит через "Университет родительских знаний", "Школа для родителей" и др. Широкая педагогическая пропаганда была явно нацелена на убеждение родителей в важности семейного и общественного воспитания. При добросовестном выполнении это просвещение полезно, интересно и необходимо до сих пор. Но содержание лекций нередко подвергалось идеалогизации. Больших
результатов эта форма работы с семьей не дает, так как направлена на взаимодействие с широким кругом родителей. В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально. - Посещение семьи воспитателем для выяснения общих условий семейного воспитания в последнее время вызывает недовольство родителей по причине ухудшения экономического положения семей. Многие родителей испытывают стеснение из-за скромной обстановке квартиры. - Беседы, консультации в основном исходят от воспитателей и ведутся в том направлении, которое им кажется необходимым. редко запрос идет от родителей. - Общие или групповые собрания также оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Воспитатели проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темы. Время на родительские выступления и вопросы отводится в конце собрания, хаотично, без подготовки. Это дает малый результат. - наглядная пропаганда оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы. Анализ традиционных форм работы с семьей показал, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы. Это указывает на то, что семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка. Профессиональное мастерство педагогов в общении с родителями, в свете новой философии взаимодействия. Очень многое для ребенка зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих отношений взрослых: воспитателей, специалистов, родителей - их отношения самим к себе, друг к другу, ребенку. Все эти взрослые непосредственно причастны к созданию благоприятного климата для ребенка. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками сада и родителями не сложились. К сожалению, некоторые педагоги исходят из того, что именно они должны "разъяснять" родителям, как следует воспитывать своих чад, и избирают назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а наставляют. Все это отталкивает родителей. А итог один - детский сад и родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом.
Да и сами формы работы с семьей не дают должных результатов, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы. В этих условиях невозможно узнать индивидуальность семьи и ребенка, его проблемы и успехи, сблизиться и контактировать, активизировать и работать сообща. Глава 2. Новая система взаимодействия ДОУ с семьей. Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей. Преимущества новой системы взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны. - Это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги , в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие. - Это учет индивидуальности ребенка. Педагог постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности и привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педпроцесса. - Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители берут на себя ответственность за воспитание ребенка. - Это укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий. - Это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье. - Это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.
При реализации новой системы взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Основные принципы при организации работы в рамках новых форм работы с семьей: - открытость детского сада для семьи ( каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок); - сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; - создание активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ; - диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка. Функции работы ДОУ с семьей. - Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса, организуемого в ДОУ. - Психолого - педагогическое просвещение родителей. - Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. - Помощь отдельным семьям в воспитании детей. - Взаимодействие родителей с общественными организациями села. Для лучшей организации взаимодействия родителей и педагогов целесообразно распределение сфер ответственности в работе с родителями между воспитателем, методистом, медперсоналом, заведующей и специалистами. Новые формы взаимодействия с семьей. В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга. Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в ДОУ начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей: - "Круглый стол" по любой теме;
- тематические выставки; - соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы; - консультации специалистов; - семейные спортивные встречи; - открытые занятия для просмотра родителей; - конкурс семейных талантов; Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей. - Изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать. - Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей. - Изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону. - Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности. В нашем детском саду существует давняя практика взаимодействия детского сада и семьи. В связи с введением ФГОС ДО изменилась роль родителей в образовательном процессе детей. Родители обязаны участвовать в освоении детьми образовательной программы детского сада. В нашей группе мы используем разнообразные современные формы работы с родителями . Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от нас более тщательной и длительной подготовки, но
результат стал ощутимее. Собрания проводим в виде дискуссий, круглых столов, и т. д. Используем фрагменты занятий и видеозаписи деятельности детей в ходе режимных моментов. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок. Организация совместных мероприятий может выражаться в разных видах работы: • участие в подготовке и проведении развлечений, праздников для детей; • участие в проведении занятий и бесед с детьми на различные темы (встречи с родителями определенной профессии, с ветеранами и т. д.) Сценарии праздников и развлечений разрабатываем совместно с родителями. Стараемся, чтобы мероприятия стали обучающими, для детей и родителей. С учетом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: оригинальность, востребованность и интерактивность. Проведение открытых просмотров различных видов детской деятельности для родителей носит не только показательный, но и обучающий характер. Поэтому при подготовке к открытым НОД нам необходимо продумывать вопросы для последующего обсуждения, чтобы родители были не только пассивными наблюдателями, но и активно участвовали в беседе, анализировали поведение своего ребенка. Наряду с организованными просмотрами родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу и понаблюдать за ребенком, при этом они обязаны заранее ставить в известность воспитателя о своем посещении. Совместное участие педагогов, родителей и детей в методических мероприятиях, сближает всех, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами, что является залогом плодотворного сотрудничества и заинтересованности родителей в будущем своих детей, и стремление детей быть лучшими в глазах своих родителей: изготовление костюмов, атрибутов к НОД, в организации фотовыставок. Наши родители не остаются равнодушными к делу дошкольного воспитания и оказывают посильную помощь по благоустройству территории детского сада, принимают участие в ремонте оборудования и группы. В группе сложились свои традиции: совместные дни рождения детей; стенд «Звонкое лето», где размещены фотографии родителей с детьми во время летнего отдыха; выставки «Дары природы» (поделки из природного материала» и т. д.) Родители нашей группы участвуют в улучшении материально – технической базы ДОУ и благоустройстве его территории. Они оформляли не только помещение ДОУ, но и обогащали предметно – развивающую среду. Наша
приемная, благодаря родителям, стала не просто местом для переодевания и хранения одежды, а еще и информационным островком педагогического просвещения, в котором: родительские уголки, фотостенды, уголки творчества детей, папки передвижки. Чтобы привлечь внимание родителей у нас появился уголок «Для вас родители», который несет информационную нагрузку: консультации, памятки, рекомендации и другое. Как и в любой группе детского сада у нас есть зона речевого развития, центр конструирования, кукольный уголок, уголок ПДД, учебная зона, уголок природы который содержит календарь природы, материалы опытнической деятельности, дидактические игры. Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.