"Современные формы сотрудничества с семьями воспитанников"

Автор: Фисик Светлана Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №18
Населённый пункт: Краснодарский край, город Крымск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Современные формы сотрудничества с семьями воспитанников"
Дата публикации: 19.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМ Ы СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ. «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность». В.А. Сухомлинский. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях взаимодействия семьи и воспитателя. Диалог между детским садом и семьей я строила на основе демонстрации достижений ребенка, его положительных качеств, веры в его силы и способности. В такой позитивной роли меня принимали, как равноправного партнера в воспитании: мне доверяли, прислушивались к моим советам. При знакомстве с родителями всегда учитывала возраст родителей, их образовательный уровень, наличие или отсутствие специальных знаний. Первое мое знакомство с семьей происходило при поступлении ребенка в группу. Сначала я собирала информацию о ребенке и родителях, оформляла «Социальный паспорт семьи»; выясняла проблемы, с которыми в воспитании и развитии ребенка приходится сталкиваться дома; определяла круг вопросов интересных родителям, получить ответ, на которые они могут в процессе совместных мероприятий и индивидуальных консультаций. С целью изучения уровня педагогической культуры семей использовала следующие методы: анкетирование родителей, индивидуальные беседы, тестирование, наблюдение за взаимоотношением родителей и детей во время приёма и ухода детей, наблюдение за ребёнком во время сюжетно-ролевой игры «Семья». Изучение уровня педагогической культуры родителей начиналось с того момента, когда родители приводили детей в детский сад и забирали их домой, то есть проводилось наблюдение за общением родителей и детей. По общению можно сказать, какое отношение между ребенком и родителями, какой стиль общения в семье преобладает. Я отметила, что не все родители спрашивают или с интересом слушают своих детей о проведенном дне. Также очень мало родителей интересуется поделками, рисунками своих детей. По такому отношению я поняла, как родители относятся к разностороннему 1
развитию своих детей, они считают, что для детей важна только материальная обеспеченность. Также во время ухода детей домой проводились беседы с родителями, чаще индивидуальные, был использован наглядный метод сотрудничества с родителями (рекомендации для родителей на темы: «Книга и ребенок», «Игры в семье»), консультации для родителей, дни открытых дверей. Получив реальную картину, на основе собранных данных, я проанализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Традиционные формы работы с родителями такие, как консультации, родительские собрания, изготовление папок – передвижек всем известны и имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества. Я не отказалась и от них, но решила использовать новые, нетрадиционные формы взаимодействия с родителями для установления партнерских взаимоотношений. Мною проведены: -Семинар-практикум «Спорт любите с детских пор-будете здоровы! -Родительский тренинг «Эмоциональное благополучие моего ребенка» -Спортивно-музыкальный досуг «Навстречу Олимпиаде» -Мастер-класс «Эти разные елочки» -Познавательное ток-шоу «Этот загадочный мир воды» -КВН «День Земли» -Субботники -Урок воспитания -Звездный час «Азбука птиц» -Развлечение «День узлов» Для родителей провела дни открытых дверей, совместные конкурсы «Поделки из овощей», «Необычная елочка», фотоконкурсы «Как мы отдыхаем», «Как прошло лето», оформили тематические и праздничные плакаты и коллажи. Такие формы общения полюбились нашим родителям. Они активно принимали в них участие, изменился стиль общения с детьми, повысился авторитет родителей, увеличилось время для совместных дел и игр, был создан союз друзей-единомышленников. Налажены новые виды общения, такие как Skype, Whats App и Viber. 2
Каждый родитель всегда может задать интересующий его вопрос, внести свои предложения, а на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме. Вместе с родителями дети изготавливают поделки, рисуют рисунки, сочиняют рассказы и сказки, затем открытым голосованием, дети с родителями выбирают наиболее понравившийся шедевр. Администрация детского сада организует награждение. Совместные мероприятия - одна из востребованных родителями и детьми форма взаимодействия. Родители активно участвуют в организации и проведении мероприятий: «День Узлов», «День отцов», «Масленица», «Яблочный спас », «Осенины». Участие родителей в составлении сценариев выпускных и их проведении тоже стало традицией нашей группы. Всё это вместе, на мой взгляд, способствовало вовлечению родителей в жизнь группы, их заинтересованности и активному участию в воспитательно- образовательном процессе и созданию условий для нормального личностного развития ребёнка в семье и в детском саду. От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывали все. Дети – дошкольники стали с гордостью и уважением относиться к своим родным. Родители приобрели опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с коллективом специалистов. Дружба педагогов и родителей позволила лучше узнать своих детей, посмотреть на них с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании их индивидуальных особенностей, развитии способностей детей, в преодолении их негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентаций. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому я и в будущем особое внимание буду уделять внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 3