"Дошколята играют в шахматы"

Автор: Рубцов Леонид Александрович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ "Темп"
Населённый пункт: г.Амурск Хабаровского края
Наименование материала: статья
Тема: "Дошколята играют в шахматы"
Дата публикации: 20.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Рубцов Леонид Александрович,
Дошколята играют в шахматы
Раннее приобщение детей к этой древней игре помогает развивать громадные потенциальные возможности, таящиеся в дошкольном детстве. Шахматное образования дошкольников очень актуально и не стоит пропускать эти годы для воспитания и обучения. «А возможно ли обучать дошколят игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная и увлекательная игра?» История шахмат убеждает — многие выдающиеся шахматисты познакомились с этой игрой в достаточно раннем возрасте: Х.К.Капабланка, А.Карпов – в четыре года, М.Чибурданидзе – в пять лет, Г.Каспаров – в шестилетнем возрасте. Шахматы – это целый мир со своими законами, легендами, традициями. Игра является «королевским» инструментом для развития логического мышления, памяти, пространственного воображения, умения прогнозировать свои действия и тут же проверять себя. Неоценима роль шахмат в воспитании сильного характера, усидчивости, настойчивости, привычки к преодолению трудностей, уверенности в себе, выдержки, воли, дружелюбия, взаимопомощи. С чего следует начинать обучение дошкольников шахматной игре? Ин терес к игре в шахматы у одних детей проявляется самостоятельно, под некоторым влиянием родных и близких, товарищей, телевизионных пере дач, у других его можно вызвать, сформировать незаметно для ребенка. И то и другое приемлемо для детей дошкольного возраста. В 2014 году центре «Темп» впервые было организовано целенаправленное обучение игре в шахматы детей старшего дошкольного возраста. Обучение проводится на доступном для детей уровне. В своей работе я следую дидактическому принципу: от простого к сложному, от легкого в более трудному, от известного к неизвестному, внося элементы занимательности и новизны. Обучая дошкольников, на первых порах я предлагаю детям играть не сразу всеми фигурами. Это приучает малышей видеть всю доску, а также отдельное поле, клеточку, квадрат, равномерно распре делять внимание по всей доске. Постепенно количество знакомых и разучен ных пешек и фигур увеличивается до полного комплекта, и только тогда мы приступаем к игре вначале всеми пешками, а затем пешками и фи гурами. Важно, чтобы дети твердо усвоили согласованность действий пе шек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом. Считаю, что нужно учить детей запоминать различные простейшие ловушки и ком бинации а затем переходить к решению
элементарных шахматных задач и этюдов, отгадыванию загадок. На игровых занятиях в простой и доходчивой форме дошколята знакомятся со своеобразным миром шахмат, узнают о секретах шахматных фигур, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, элементарных правилах игры и некоторых её принципах, этике шахматной борьбы. Играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные. Изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, степень усвоения шахматного материала на разных этапах обучения, мето дику постоянно меняю. Наибольшего эффекта удается достичь, когда вся группа детей делится на две подгруппы: сильную и слабую, и занятия ведутся с ними раздельно. Подбираю пары, играющие примерно одинаково, иначе постоянные проигрыши слабейшего приведут к тому, что он быстро разочаруется, по теряет веру в свои силы. Через какое-то время пары (подгруппы, команды) изменяю в зависимости от уровня игры, его повышения' или понижения. Неоспоримо, что сам процесс обучения шахматам должен быть облечен в форму увлекательной игры. Для этого я предлагаю дошкольникам сказки, где действующие герои — ровесники дошколят, стихи, загадки, эстафету на быструю и пра вильную расстановку пешек и фигур, отгадывание и придумывание самими детьми шах матных загадок и т. д. Методы и приемы варьируются, но основным остается игра. По мере того как дети все больше овладевают азами шахматной науки, им чаще предоставляется возможность сражаться на 64-клеточной доске. Наблюдая за ходом игры и контролируя действия играющих, сосредоточиваю внимание лишь на характерных ошибках, показывая их всем детям на демонстрационной доске. Раннее обучение детей игре в шахматы помогает выявить шахматные дарования. В шахматном объединении «Белая ладья» и раньше занимались дошкольники. В шесть лет сел за шахматную доску Чмелев Игорь. Его отличает упорство, усидчивость, выносливость, хорошая интуиция. Он является победителем практически всех турниров проводившихся в шахматном объединении, городе и районе. При этом Игорь охотно помогает своим сверстникам, объясняет ошибки, помогает найти правильное решение в игре. С ейчас ему 10 лет, он победитель и призер краевых соревнований по шахматам в своей возрастной группе. А совсем недавно Плишкина Алина (6 лет) стала серебряным призером краевых соревнований среди детей до 8 лет. Юная шахматистка имеет ярко выраженное
логическое мышление, большой объем памяти. Организовывать работу с дошкольниками мне помогают родители малышей. Они занимаются с детьми лома, помогают в подготовке дидактического материала. С целью популяризации игры в шахматы, мы планируем проведение встреч-соревнований родителей, «Конкурс шахматных знатоков», праздник «Шахматный переполох». Не стоит недооценивать значение шахмат в жизни ребенка дошкольного возраста. Игра в шахматы помогает в решении многих задач: образовательных, воспитательных, эстетических, физических. Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир. Удивительная игра стала средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного. Все дети изначально талантливы. Но, знакомя с элементарными пра вилами игры, ребенку-дошкольнику следует помочь усвоить извечную ис тину: шахматы — дело занимательное, увлекательное, шахма ты — это каждодневный труд, труд упорный и настойчивый.