"Рабочая программ по обществознанию 5 класс ФГОС"

Автор: Горлова Елена Александровна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МКОУ Волчно-Бурлинская средняя общеобразовательная школа
Населённый пункт: село Волчно-Бурлинское, Алтайский край
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Рабочая программ по обществознанию 5 класс ФГОС"
Дата публикации: 26.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Волчно-Бурлинская средняя общеобразовательная школа»

Крутихинского района Алтайского края

«Рассмотрено»

Методический совет

Протокол №________

«___» _________ 2015

«Согласовано»

Заместитель

директора по УВР

_________________

/В.М.Ягунова/

«___» _________ 2015

«Утверждено»

Директор

__________________

/С.Н.Карлова/

Приказ № ______

«___» ___________ 2015

Рабочая программа

по обществознанию для учащихся 5 класса

основного общего образования

(срок реализации программы – 1 год)

(2015 – 2016 учебный год)

Составлена на основе Рабочей программы « Обществознание »,- предметная линия учебников 5-9 классы; автор программы Л.Н.

Боголюбов ; М., издательство «Просвещение» 2014 г.
(базовый уровень)
Составитель рабочей учебной программы:
Горлова Елена Александровна, учитель истории и обществознания (первая категория)
Волчно-Бурлинское

2015


Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе « Рабочей программы « Обществознание »,- предметная линия учебников 5-9 классы под ред. Л. Н. Боголюбова ; М., издательство «Просвещение» 2014 г. Реализация программы осуществляется за счёт обязательной части учебного плана, составляет 35 учебных часов ( 1 час в неделю). «Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях. Изучение обществознания в основной школе призвано соз дать условия для полноценного выполнения учеником ти- пичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реали зации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению. В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социали - зации младших подростков. На этом этапе необходимо обе спечить преемственность по отношению к курсу «Окружаю - щий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого — тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человече ской жизни в теме «Труд» до самого общественно значимо го -- тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их обществен ном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. В состав УМК входят: учебник для 5 класса «Обществознание», рабочая тетрадь, поурочные разработки к учебнику, дидактические материалы. Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что методическая система, реализованная в программе и УМК, позволяет использовать педагогические технологии, развивающие систему универсальных учебных действий, сформированных в начальной школе, создаёт механизмы реализации требований ФГОС ООО.
Изучение обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих
целей:
1.
Развитие
личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
2.

Воспитание
общероссийской идентичности
,
гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
3.

Освоение
на уровне функциональной грамотности системы
знаний,
необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;,
4.

Овладение
умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
5.

Формирование

опыта
применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие
задачи:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности); - способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив); - помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению; - содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин); - обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса; - предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах; - предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета -
выработка компетенций:
исследовательских компетенций:
- формирование умения находить и обрабатывать информацию, - использовать различные источники данных - представлять и обсуждать различные материалы - работать с документами;
социально-личностных компетенций:
- формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества - осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; - вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.
коммуникативных компетенций:
- формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; - дискутировать и защищать свою точку зрения; - создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных. Для реализации поставленной цели и задач планируется использовать предполагается в образовательном процессе применение следующих педагогических технологий обучения и форм организации учебной деятельности. Технологии:
o
Технология развития критического мышления учащихся;
o
Технология проектного обучения;
o
Технология проблемного обучения;
o
Интерактивные технологии;
o
ИКТ;
o
Игровые технологии. Формы организации учебной деятельности:
o
Исследование
o
Презентация творческих работ
o
Защита исследовательских проектов
o
Ролевые и интеллектуальные игры
o
Викторины и конкурсы
o
Решение и составление познавательных задач
o
Репортаж с места событий
o
Урок открытых мыслей

o
Домашнее задание исследовательского характера
o
Экскурсии
o
Практикум
o
Дискуссия
Требования ФГОС к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию.
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются: • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотиз ма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддер жания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разно образных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситу ации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические за дания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объ екта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставле ния, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в дру гую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окру жающей среде; выполнение в повседневной жизни этиче ских и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются: • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, меха низмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основ ных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в пе дагогически отобранных источниках; адекватно её восприни мать, применяя основные обществоведческие термины и поня тия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (ана лизировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре лич ности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуля торов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуа ций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
Планируемые результаты освоения курса:

Предметные результаты:
Учащиеся научатся: 1) использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности; 2) характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью;
3) сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода; 4) выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека; 5) характеризовать собственный социальный статус и социальные роли; объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»; 6) описывать гендер как социальный пол; приводить примеры гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек; 7) давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам; 8) демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества. 9) характеризовать семью и семейные отношения; оценивать социальное значение семейных традиций и обычаев; 10) характеризовать основные роли членов семьи, включая свою; 11) выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов; 12) исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа и знаковой системы. Учащиеся получат возможность научиться: 1) формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректироватьсобственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; 2) использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности; 3) описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности. 4) использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов.
Метапредметные результаты:

Регулятивные:
Учащиеся научатся: 1) формулировать и удерживать учебную задачу;
2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик; 5) составлять план и последовательность действий; 6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; 7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; 8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Учащиеся получат возможность научиться: 1) определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата; 2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении поставленных задач; 3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; 4) выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; 5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся: 1) организовывать учебное сотруд ничество и совместную деятельность с учителем и сверстни ками: определять цели, распределять функции и роли участников; 2) взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разре шать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; 4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; 5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; 6) аргументировать свою позицию по проблемам прошлого и современности, координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки фактов, вести конструктивный диалог. Учащиеся получат возможность научиться: 1)принимать во внимание разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию; 2)оказывать поддержку тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности в группе, паре; 3)вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать свою позицию.
Познавательные:

Учащиеся научатся: Выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) подкрепление изученных положений конкретными примерами; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Учащиеся получат возможность научиться: 1)устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктив ные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; 2)формировать учебную и общепользовательскую компе тентности в области использования информационно-комму никационных технологий (ИКТ-компетентности); 3)видеть изучаемую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни; 4)ставить проблему, аргументировать её актуальность (под руководством взрослого); выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; 5)планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; 6)выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения поставленных задач; 7)интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); 8)оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности); 9)устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения.
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы: 1) ответственное отношение к учению; 2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры; 4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире; 5)экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения; 6)мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; 7)заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; 8)ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; 9)необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношения к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремления к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признания равноправия народов, единства разнообразных культур; 10)убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями. У учащихся могут быть сформированы: 1) первоначальные представления об обществоведческих науках как сферах человеческой деятельности, об этапах их развития, о их значимости для развития цивилизации; 2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творче ской и других видах деятельности; 3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; 4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении исторических задач.
В ходе решения системы проектных задач у учащихся 5-х классов будут сформированы способности:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности); моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное); проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задач; вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Обучающийся получит возможность научиться: самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

Формирование ИКТ-компетенций обучающихся:
Обучающийся получит возможность научиться: правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание); выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами; соблюдать требования техники безопасности, гигиены при работе с устройствами ИКТ; проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать презентации на основе цифровых фотографий; сканировать рисунки и тексты; создавать диаграммы различных видов (алгоритмические, концептуальные, классификационные, организационные, родства и др.) в соответствии с решаемыми задачами; использовать различные приёмы поиска информации в Интернете и анализировать результаты поиска; приобретут умения готовить и проводить презентацию.
Нормы оценок знаний и умений учащихся по устному опросу

Критерии и нормы устного ответа по обществознанию:

Оценка «5» ставится, если ученик:

1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. 2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники. 3.Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1.Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины. 3.Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1.Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает не систематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно. 2.Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 3.Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении 4.Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5.Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте. 6.Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1.Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений. 2.Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов. 3.При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка «1» ставится, если ученик:
1.Не может ответить ни на один их поставленных вопросов. 2.Полностью не усвоил материал.
Критерии оценивания письменных работ по обществознанию:
Оценка за письменную работу выставляется исходя из % правильно выполненных заданий.
Виды работ

Оценка «5»

Оценка

«4»

Оценка

«3»

Оценка

«2»

Оценка «1»

Контрольная работа Тест Самостоятельная работа проверочная работа словарный диктант 85% от максимальной суммы баллов 75-84% 50-74% менее 50% мене е 20%

Содержание курса

5 класс (35 часов)

Введение. (1 ч.)

Тема 1. «Человек» (5 ч)

Загадка человека
. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность – биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.
Отрочество – особая пора
. Легко ли быть подростком? Отрочество – пора мечтаний. Самостоятельность – показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.
Учимся общаться
.
Практикум.

Тема 2. «Семья» (5ч)

Семья и семейные отношения
. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.
Семейное хозяйство
. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.
Учимся помогать

вести семейное хозяйство
.
Свободное время
. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.
Практикум

Тема 3. «Школа» (6 ч)

Образование в жизни человека.
Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.
Образование и

самообразование
. Формы самообразования. Испокон века книга растит человека. Самообразование – путь к успеху. Самообразование и самоорганизация.
Одноклассники, сверстники, друзья
. Ты и другие ребята. Слово не воробей.
Учимся дружить жить в классе
.
Практикум.

Тема 4. «Труд» (6 ч)

Труд – основа жизни
. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.
Учимся трудиться и уважать труд
.
Труд и творчество
. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.
Учимся

творчеству
.
Практикум.

Тема 5. «Родина» (10 ч)

Наша Родина – Россия
, Российская Федерация. Русский язык – государственный. За что мы любим свою страну.
Государственные

символы России
. Герб России. Флаг. Гимн.
Гражданин России.
. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю?
Учимся быть достойными гражданами
.
Мы – многонациональный народ
. Что говорит закон. Мы – дети разных народов, мы – один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
Учимся уважать людей любой национальности
.
Практикум.

Заключительные уроки – 2 ч.


Распределение учебного материала
– в соответствии с авторской программой Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы».
Тема

Кол-во часов
Введение 1 1 Человек 5 2 Семья 5 3 Школа 6 4 Труд 6 5 Родина 10 Заключительные уроки 2
Итого

35


Календарно-тематическое планирование

N

уро

ка

Тема

раздела,

урока

Дат

а

Содержание

урока

Тип урока

Оборудование

(учебник,

тетрадь)

Планируемые результаты обучения учащихся

предметные

метапредметн

ые

личностные
1
Введение
. Что нам предстоит узнать. Чему мы должны научиться. Как работать с учебником и рабочей тетрадью в классе и дома. Изучение нового материала. Введение «Обществознани е 5кл.» Л.Н.Боголюбов, Рабочая тетрадь. Знать значение, использование термина «обществознание». Иметь представление о связи обществознания с другими науками.
Познавательн

ые УУД
Извлекать информацию из текста
Коммуникати

вные УУД
Составлять целое из частей, работая в группах
Регулятивные

УУД
Составлять план своих действий Осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение. 2-3
Раздел 1.

Человек (5

часов).
Цели и ценность человеческой жизни. Природа Изучение нового материала. «Обществознани е 5 кл.»Л.Н.Боголю Объяснять, как происходило развитие
Познавательн

ые УУД
Высказывать свои предположения о
Загадка человека. человека. Человек —биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность. бов Рабочая тетрадь. первобытного челове ка в человека разумного современного вида. Характеризовать особенности познания человеком окру - жающего мира и самого себя. Проверять правильность своих выводов об отличиях человека и животного, рассматривая схему. Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни. Характеризоват ь и конкретизирова ть конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека.
Коммуникати

вные УУД
Готовить коллективный ответ на том, зачем человек рождается и каковы ценности человеческой жизни.
вопрос: «Как на поведение живого существа влияют инстинкты?»
Регулятивные

УУД
Составлять свой план текста 4-5 Отрочество - особая пора жизни. Отрочество — особая пора жизни. Особенности под росткового возраста. Размышления подростка о будущем. Комбинир ованный. «Обществознани е 5 кл.»Л.Н.Боголю бов Рабочая тетрадь. Характеризовать черты подросткового возраста; уметь объяснять может ли самостоятельность быть отрицательным качеством.
Познавательн

ые УУД
Описывать отрочество как особую пору жизни. Самостоятельн о составлять схему правил общения. Приводить примеры, когда мечты и целеустремлен ность человека помогли ему достичь в жизни Сравнивать свои чувства, настроения, черты характера с тем, что происходит с твоими сверстниками.
значительных успехов, используя дополнительны е источники или опираясь на жизненный опыт близких знакомых.
Коммуникати

вные УУД
Придумывать сценки из жизни, разделившись на группы».
Регулятивные

УУД
Оценивать результатов работы. 6. Практикум по теме «Человек». Почему человеком нельзя стать без общения. Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими и с младшими по возрасту партнё- рами. Урок практикум . «Обществознани е 5 кл.»Л.Н.Боголю бов Рабочая тетрадь. Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.
Познавательн

ые УУД
Находить основную мысль прочитанного текста и записывать ее. Высказывать свое мнение. Почему очень часто дети хотят поскорее стать взрослыми, а многие взрослые не прочь вернуться в детство.
Готовить сообщение об одном из мнений о происхождении человека, используя учебник истории, энциклопедию, Интернет.
Коммуникати

вные УУД
Инсценировать жизненные ситуации, работая в группах
Регулятивные

УУД
Составлять план текста 7.
Раздел 2.

«Семья».

(5 часов).
Семья и семейные отношения. Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. От- ношения между Комби- ниро- ванный. «Обществознани е 5 кл.»Л.Н.Боголю бов Рабочая тетрадь. Характеризовать понятие «семья». Показывать роль и значимость семьи в жизни любого чело века, т. е. то, что называют
Познавательн

ые УУД
Объяснять значение слов, используя Составить свой кодекс семейных отношений
поколениями. Се- мейные ценности и нормы . «семейные ценности». Характеризовать причины возникновения семейных конф - ликтов, предлагать пути их разрешения. справочную литературу или материалы Интернета. Выражать собственную точку зрения на значение семьи.
Коммуникати

вные УУД
Готовить совместные ответы на вопросы, работая в парах.
Регулятивные

УУД
Вносить коррективы в план. 8. Семейное хозяйство Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Комби- ниро- ванный; работа в парах. «Обществознани е 5 кл.»Л.Н.Боголю бов Рабочая тетрадь. Описывать совместный труд членов семьи. Характеризовать статьи семейного бюджета; объяснять
Познавательн

ые УУД
Готовить рассказ о роли техники в быту. Учимся быть рачительными хозяевами. Учимся помогать семье, как правильно вести
Обязанности под- ростка. Рациональное ведение хозяйства. правила ведения семейного хозяйства; выпол- нять творческие задания по изученной теме. Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства. Характеризоват ь совместный труд членов семьи.
Коммуникати

вные УУД
Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя, работая в группах
Регулятивные

УУД
Оценивать результаты работы хозяйство.
9. Свободное время. Свободное время. Занятия физ- культурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни. Комби- ниро- ванный; индивидуа льная «Обществознани е 5 кл.»Л.Н.Боголю бов Рабочая тетрадь. Объяснять какое время можно назвать свободным, какие движения губительны для организма, а какие - полезны и ценны для развития и совершенствования человека; что досуговая деятельность - это сфера самовоспи- тания и самоопределения.
Познавательн

ые УУД
Определять основную мысль текста. Приводить примеры из своего опыта, когда время летит очень быстро и тянется очень медленно
Коммуникати

вные УУД
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени, работая в группах
Регулятивные

УУД
Воспитание умения правильно использовать свободное время.
Составлять план своего рабочего дня и выполнять его Вносить коррективы в план. 10- 11. Практикум по теме «Семья». Я и моя семья. Учимся рационально вести домашнее хозяйство. Семейный досуг и здоровый образ жизни. Повто- рение и обоб- щение; работа в парах. «Обществознани е 5 кл.» Л.Н.Боголюбов Рабочая тетрадь. Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.
Познавательн

ые УУД
Составлять вопросы к тексту, документу.
Коммуникати

вные УУД
Составлять коллективный портрет рачительного хозяина. Подготавливать рассказ по группам.
Регулятивные

УУД
Воспитание ответственност и, выражать собственную точку зрения на значение семьи.
Планировать свой режим для будничного дня и свои занятия во время каникул. 12- 13
Раздел 3.

Школа (6

часов).
Образовани е в жизни человека. Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Урок изучения нового материала; индивидуа льно- групповая. «Обществознани е 5 кл.»Л.Н.Боголю бов Рабочая тетрадь. Характеризовать задачи школы. Рассказывать о значении школы в судьбе каждого человека. Раскрывать роль школы в развитии ребенка. Показывать, какое место в системе образования занимает школа.
Познавательн

ые УУД
Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования.
Коммуникати

вные УУД
Участвовать в коллективном обсуждении Высказывать свое мнение с каким настроением ходишь ты в школу.
проблем
Регулятивные

УУД
Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений 14- 15. Образовани е и самообразо вание. Образование и самообразование. Учение вне стен школы. Умение учиться. Комби- ниро- ванный; индивидуа льно- групповая. «Обществознани е 5 кл.» Л.Н.Боголюбов Рабочая тетрадь. Характеризовать учёбу как основной труд школьника. Опираясь на примеры из художественных произведений, вы- являть позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека.
Познавательн

ые УУД
Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом. Описывать ступени школьного образования.
Коммуникати
Воспитание ответственности умения учиться.

вные УУД
Участвовать в коллективном обсуждении проблем
Регулятивные

УУД
Соотносить то, что известно и неизвестно, применяя метод незаконченных предложений. 16. Одноклассн ики сверстники, друзья. Отношение младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс. Комби- ниро- ванный; индивидуа льная. «Обществознани е 5 кл.»Л.Н.Боголю бов Рабочая тетрадь. Использовать элементы причинно- следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Иллюстрировать примерами значимость товарищеской под -
Познавательн

ые УУД
Использовать элементы причинно – следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассника ми, сверстниками, Высказывать свое мнение.
держки сверстников для человека. друзьями.
Коммуникати

вные УУД
Проводить игру по командам, продекламиров ав куплет любой известной песни о дружбе.
Регулятивные

УУД
Оценивать собственные умения общаться с одноклассника ми и друзьями. Проверять и оценивать результаты работ 17. Практикум по теме «Школа». Школа в жизни человека и общества. «Век живи — век учись». Учись учиться. Урок- практикум ; групповые формы работы «Обществознани е 5 кл.»Л.Н.Боголю бов Рабочая тетрадь. Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы,
Познавательн

ые УУД
Готовить рассказ на тему «как учились раньше», опираясь на Высказывать свое мнение по жизненным ситуациям.
высказывать собственную точку зрения. жизненный опыт родных.
Коммуникати

вные УУД
Готовить презентацию «О нас и нашем классе», распределяя задания в группах.
Регулятивные

УУД
Оценивать результаты работы 18- 19.
Раздел 4.

Труд (6

часов).
Труд- основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд — условие благополучия чело- века. Благотворительнос ть и меценатство. Урок изучение нового материала; индивидуа льно- групповая. «Обществознани е 5 кл.»Л.Н.Боголю бов Рабочая тетрадь. Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества. Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека.
Познавательн

ые УУД
Характеризоват ь особенности труда как одного из основных видов деятельности человека. Заполнять сравнительную таблицу «Труд свободного Высказывать свое мнение
человека и труд рабов».
Коммуникати

вные УУД
Инсценировать труд раба, крепостного крестьянина и свободного человека. Готовить в группах ответ на вопрос: кого называют людьми творческих профессий и приводить примеры людей таких профессий.
Регулятивные

УУД
Различать материальное изделие и услугу по рисункам, заполняя таблицу. Составлять свои правила труда.
20- 21 Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в ис- кусстве. Урок изучение нового материала; индивидуа льно- групповая. «Обществознани е 5 кл.»Л.Н.Боголю бов Рабочая тетрадь. Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров.
Познавательн

ые УУД
Заполнять сравнительную таблицу «Труд» животных и труд человека. Объяснять смысл пословиц о труде.
Коммуникати

вные УУД
Оформлять выставку на тему «Труд и красота».
Регулятивные

УУД
Различать творчество и ремесло, рассматривая рисунки. Проверять и оценивать результаты работы. Давать характеристику своей трудовой деятельности.
22- 23 Практикум по теме «Труд». Каким бывает труд человека. Труд и его оценка. Труд и творчество. Урок- практикум ; индивидуа льно- групповая. «Обществознани е 5 кл.»Л.Н.Боголю бов Рабочая тетрадь. Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.
Познавательн

ые УУД
Извлекать информацию из текста. Осознавать какое значение и смысл для меня имеет труд
Коммуникати

вные УУД
Готовить проект «Творчество в науке и искусстве».
Регулятивные

УУД
Соотносить то, что известно и что неизвестно, применяя метод незаконченных предложений. Проверять и оценивать результаты работы. Высказывать свое мнение, отвечая на вопросы
24- 25
Раздел 5

«Родина».

(10 часов).
Наша Родина- Россия. Россия — федеративное госу- дарство. Структура России как фе- дерации, права субъектов России. Русский язык как государственный . Урок изучения нового материала; индивидуа льно- групповая. «Обществознани е 5 кл.»Л.Н.Боголю бов Рабочая тетрадь. Характеризовать понятие «малая родина». Объяснять, что оно значит для человека. Описывать свою малую родину. Рассказать о своей стране — Родине. Объяснять, почему люди любят свою Отчизну.
Познавательн

ые УУД.
Объяснять смысл понятия субъект Российской Федерации. Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа. Характеризоват ь особенности России как многонационал ьного государства. Объяснять значение русского языка как государственно го.
Коммуникати

вные УУД
Распределять задания по группам
Регулятивные

УУД
Воспитывать любовь к своей малой родине и к своему Отечеству.
Осознавать качество и уровень усвоения материала. 26- 27 Государстве нные символы России. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва — столица России. Комбинир ованный; групповые формы работы. «Обществознани е 5 кл.»Л.Н.Боголю бов Рабочая тетрадь. Объяснять смысл понятия «государственные символы», для чего они нужны. Рассказывать, когда применяются государственные символы. Рассказывать историю российского герба и флага.
Познавательн

ые УУД
Использовать дополнительны е источники информации для создания коротких информационн ых материалов, посвященных государственны м символам России. Составлять собственные информационн ые материалы о Москве – столице России.
Коммуникати

вные УУД
Уметь слушать и вступать в диалог.
Регулятивные
Придумывать свой личный герб, нарисовать его и описать. Воспитывать уважение к государственны м символам России, патриотизм, чувство гордости за свою Родину

УУД
Проверять и оценивать результаты работы. 28- 29 Гражданин России. Гражданин — Отечества достой- ный сын. Права граждан России. Обязанности граждан РФ. Гражданственност ь. Комбинир ованный; индивидуа льно- групповая. «Обществознани е 5 кл.»Л.Н.Боголю бов Рабочая тетрадь. Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин». Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ. Называть основные обязанности граждан РФ.
Познавательн

ые УУД
Объяснять и конкретизирова ть примерами смысл понятия «гражданин» Заполнять таблицу, используя словосочетания из приведенного ниже списка.
Коммуникати

вные УУД
Уметь слушать и вступать в диалог.
Регулятивные

УУД
Оценивать результаты работы . Воспитывать уважение к своему народу и чувство едине - ния с ним, ощущать себя россиянином. Высказывать свое мнение по поводу участия в решении государственных дел в России .
30- 31. Мы- многонацио нальный народ. Россия — многонационально е государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональна я культура России. Комбинир ованный; индивидуа льно- групповая. «Обществознани е 5 кл.»Л.Н.Боголю бов Рабочая тетрадь. Знать, как называется наша страна. Рассказывать о главном богатстве нашей страны — ее народе. Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационально го государства. Перечислять, какие народы проживают в нашей стране, как они называются все вместе.
Познавательн

ые УУД
Составлять и записывать свои вопросы к кроссворду. Анализировать карту, о чем она тебе расскажет. Извлекать информацию из текста. Характеризоват ь и конкретизирова ть примерами этнические и национальные различия.
Коммуникати

вные УУД
Выполнять проект «русский язык – язык межнациональ ного общения», используя высказывания из книг и материалы из Привести конкретные примеры из своей жизни о том, люди каких национальностей находятся рядом с вами и как ты к ним относишься. Воспитывать толе рантное и терпимое отношение к людям разных национальносте й, проживающих в нашей стране, для поддер жания гражданского мира в России.
Интернета, подготовив плакат или компьютерную презентацию.
Регулятивные

УУД
Соотносить то, что известно и неизвестно, используя метод незаконченных предложений. 32- 33. Практикум по теме «Родина». Наша Родина — Россия. «Честь российского флага». Быть настоящим гражданином. Уважать людей любой национальности. Урок- практикум ; работа в группах. «Обществознани е 5 кл.»Л.Н.Боголю бов Рабочая тетрадь. Характеризовать основные положения раздела; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.
Познавательн

ые УУД
Работать с учебником и дополнительно й литературой.
Коммуникати

вные УУД
Готовить плакаты на тему «Участие гражданина в делах государства». «Главные обязанности гражданина». Принимать личное участие в озеленении школьного двора, улиц села.

Регулятивные

УУД
Осознавать качество и уровень подготовки и оценивать результаты работы.
34-

35

Заключите

льные

уроки.
Итогово- контроль ный урок; индивиду ально- групповая . «Обществознани е 5 кл.»Л.Н.Боголю бов Рабочая тетрадь. Знать основные положения курса. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; - работать с текстом учебника, выделять главное. Использовать ранее изученный материал для решения познавательны х задач. Воспитание гражданской ответственности; дружеских отношений между людьми разных национальностей . Определение собственного отношения к явлениям современной жизни. Формулирование своей точки зрения.

УМК программы
1) Обществознание: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений – под ред. Л.Н.Боголюбова – М.: Просвещение, 2008 г. 2) Обществознание. Рабочая тетрадь. – пособие для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений - авторы: О.А.Котова, Т.Е.Лискова.:М. Просвещение,2006 3) Боголюбов Л.Н. Методическое пособие для учителя. М: Просвещение, 2006г 4) Боголюбов Л.Н. Поурочные разработки по обществознанию 6 класс. Москва, Просвещение, 2009г
Оборудование
Интерактивная доска Компьютер