Технологическая карта с дидактической структурой урока биологии по теме "Клеточные элементы крови"

Автор: Белова Наталья Александровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 8"
Населённый пункт: г. Петрозаводск
Наименование материала: технологическая карта урока ФГОС
Тема: Технологическая карта с дидактической структурой урока биологии по теме "Клеточные элементы крови"
Дата публикации: 21.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Технологическая карта с дидактической структурой урока

1. Ф.И.О. учителя
: Белова Наталья Александровна
2. Класс
: 8А
Дата
: 02.02.2016г.
Предмет
: Биология
№ урока по расписанию
: 2.
3. Тип урока
: Урок усвоения новых знаний
4. Организационная форма урока:
Фронтальная, индивидуальная, работа в группах.
5. Тема урока
: «Клеточные элементы крови».
6. Место и роль урока в изучаемой теме
: «Внутренняя среда организма», урок в теме №2.
7. Цель урока
: Рассмотреть особенности строения форменных элементов крови в связи с выполняемыми функциями и установить, почему состав крови является важной характеристикой состояния здоровья.
8. Задачи урока
:
Общеобразовательные:
раскрыть особенности строения клеток крови в связи с их функциями;
Развивающие:
продолжить формирование умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы об особенностях строения клеток;
Воспитательные:
воспитывать культуру речи; бережное отношение к своему здоровью.
9. УМК:
Н.И. Сонин, М.Р. Сапин «Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2011.- 287 с. Н.И. Сонин, И.Б. Агафонова «Биология. Человек. 8 класс: рабочая тетрадь»: к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. 8 класс. Человек».- М.: Дрофа, 2014. Н.Б. Ренева, В.И. Сивоглазов «Методическое пособие»: к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс».- М.: Дрофа, 2011.- 176 с.160 с.
Н.И. Сонин, А.М. Дагаев «Дидактические карточки-задания»: к учебнику Н.И. Сонина , М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс».- М.: Дрофа, 2010.- 46 с.
10. Средства обучения:
Рабочая тетрадь, учебник, дополнительный материал к уроку для работы в группах, опорные листы. Технические средства обучения: ПК Интерактивная доска Презентация к уроку Интернет
11. Планируемые результаты:

Познавательные УУД
: создание условий для управления своей познавательной деятельности, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.
Личностные УУД
: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому материалу, устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работу группы.
Регулятивные УУД
: постановка целей и высказывание своего предположения на основе учебного материала; проговаривание последовательности действий на уроке; работа по плану, инструкции; осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.
Коммуникативные УУД
: умение слушать и понимать речь других; умение формулировать и аргументировать свои мнения и позиции.

Дидактическая

структура урока

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых

приведет к достижению планируемых

результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационны

й момент
Приветствие учителя, проверка готовности рабочих мест. Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест, фиксирует отсутствующих и настраивает класс на деловой ритм. Создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. О сновы системы научных знаний.
Личностные УУД:
умение соблюдать дисциплину на уроке, корректно относиться к учителю и одноклассникам.
Коммуникативные

УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Проверка

домашнего

задания
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, заполняют логическую схему, составляют небольшой рассказ. Формируют тему урока. Учитель организует устную проверку знаний обучающихся в форме беседы. Определяет цели и задачи урока. Воспроизведение материала, изученного на прошлом уроке. - Что такое внутренняя среда организма? - Какая среда окружает наш организм? - Является ли кровь компонентом внутренней среды организма? - В каких случаях люди сдают кровь? Заполнить логическую схему: КЛЕТКА





… ОРГАНИЗМ Актуализация и систематизация знаний о внутренней среде организма, значение крови в организме человека.
Регулятивные УУД:
определение степени успешности выполнения работы.
Познавательные

УУД:
формирование у обучающихся умения выстраивать логические цепочки, формирование у обучающихся способности называть иной смысл понятия в какой-то другой области знаний.
Кровь - удивительная жидкость, которую философы Древней Греции считали носителем души. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. Доноры своей кровью спасают другие жизни. Учитель предлагает составить небольшой рассказ, в заключение которого можно поставить знак равенства между понятиями «кровь» и «жизнь».
Коммуникативные

УУД:
умение слушать и понимать речь других.
Личностные УУД:
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Создание

проблемной

ситуации
Обучающиеся знакомятся с анализом крови виртуального пациента и делают предположения о его состоянии здоровья. Выдвигают гипотезы, строят предположения. Затем обучающиеся приходят к мысли, что им не хватает знаний о Учитель раздает каждому ученику карточку с анализом крови виртуального пациента и обращается к классу с заданием высказать свое предположение о состоянии здоровья виртуального пациента. Учитель корректирует Карточка анализа крови: Форменные элементы Содержание в 1мкл. эритроциты 4,5 млн. лейкоциты 11 тысяч тромбоциты 200 тысяч Гемоглобин мг/100см крови 12 СОЭ 20 мм/ч Знание особенностей внутренней среды организма и ее постоянства, о важности присутствия крови в организме, обеспечивающей существование жизни; умение работать с различными источниками информации, анализировать, делать выводы.
Коммуникативные

УУД:
умение высказывать свое мнение.
Регулятивные УУД:

у
мение прогнозировать решение проблемы, намечать план по ее решению.
Познавательные

УУД:
установление причинно- следственных связей, построение логических цепей
форменных элементах крови и предполагают, что это и будет темой урока. Тема урока сформулирована. формулировку темы урока. рассуждений и доказательств
,
формирование умения постановки проблемы и ее решения на примере подводящего проблемного диалога.
Изучение нового

материала
Обучающиеся в своих тетрадях рисуют сводную таблицу по форменным элементам крови. Используя учебник, самостоятельно находят информацию о форменных элементах крови и заполняют таблицу. Обучающиеся из разных групп Предлагает начертить сводную таблицу по форменным элементам крови. Организует работу в группах. Ориентирует обучающихся, где можно найти данную информацию в учебнике Осуществляет общий контроль. Предлагает Название форменного элемента эритроциты лейкоциты тромбоциты Знание особенностей внутренней среды организма и ее постоянства, о важности присутствия крови в организме, умение работать с различными источниками, анализировать, делать выводы.
Регулятивные УУД:
самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале; проговаривание последовательных действий на уроке; работа по плану.
Коммуникативные

УУД:
планирование работы учебного сотрудничества; контроль, коррекция, оценка действий товарищей.
проговаривают вслух информацию о клетках крови, уточняют, дополняют таблицу. обменяться найденной информацией, при необходимости корректирует ответы обучающихся. Выводит на экран заполненную сводную таблицу. Организует физкультминутку для глаз. Кол-во в 1мм. куб. крови 4-5 млн. 4 - 8 тыс. 150 – 400 тыс. Форма Двояковогнутый диск Форма непостоянная неправильная Строение Зрелые не имеют ядра, красного цвета, т.к. содержат гемоглобин Содержат ядро, бесцветные, передвигаются как амеба. Фрагменты крупных клеток костного мозга, без ядра. Функции Переносят кислород и углекислый газ Защитная Свертывают кровь, восстанавливают сосуды. Продолжительность жизни 120 дней От 1 дня до нескольких недель 5-8 дней заболевания Менее 4 млн. – малокровие. Снижение иммунитете – гемоглобин менее 12 гр. На 100 куб.см. Более 8 тыс. - воспаление Менее 150 тыс. – продолжительные кровотечения.
Закрепление

нового материала
Работа в группах. Каждая группа должна сравнить данные анализа крови виртуального пациента с нормой кровяных клеток на экране. По возможности необходимо поставить предварительный Организует работу в группах. Каждой группе предлагается ознакомиться с анализом крови виртуального пациента с возможной постановкой диагноза. Анализ крови - один из наиболее распространенных методов медицинской диагностики. Всего лишь несколько капель крови позволяют получить важную информацию о состоянии организма. Все мы многократно сдавали кровь для анализа. В результате получали бланк, на котором «куча» медицинских терминов и цифр. Оказывается, основное в этой премудрости может понять даже обычный пациент, если будет знать, что означают различные термины и цифры. Вам необходимо научиться самостоятельно разбираться в основных показателях анализа крови. Для этого еще раз обратитесь к таблице из предыдущего задания, прочитайте внимательно слайд, Понимание, что состав крови является важной характеристикой состояния организма.
Познавательные

УУД:
формирование умения постановки проблемы и ее решения на примере компетентностно – ориентированного задания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; выстраивание логической цепочки
диагноз. в котором дана информация о функциях форменных элементов крови. Соотнесите ее с предлагаемым анализом крови. 1 группа – данные анализа крови соответствуют норме. 2 группа – в данном анализе СОЭ превышает норму почти в 3 раза, мы считаем, что у пациента проходит в организме воспалительный процесс. 3 группа – анализ пациента показывает, что в 2 раза упал гемоглобин, т. е у него малокровие (анемия). рассуждения.
Коммуникативные

УУД:
умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
Личностные УУД:
умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Рефлексия
Обучающиеся включаются в беседу с учителем. Предлагают возможные варианты слов для составления синквейна, высказывают свои комментарии по работе товарищей. Учитель актуализирует знания обучающихся, организует рефлексию, предлагая придумать синквейн. Оценивает общий уровень учебных достижений, выставляет итоговые оценки за урок. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами: в каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное Пример возможного синквейна с урока: 1 строка – Кровь. 2 строка – Жидкая, уникальная. 3 строка – Транспортирует, защищает, пожирает. 4 строка – Кровь – это жизнь 5 строка – Жизнь. Умения и знания по изученной теме; объяснение значение понятий .
Познавательные

УУД:
контроль и оценка процесса и результатов деятельности; выстраивание логической цепочки рассуждения; рефлексия способов и условий действий.
Коммуникативные

УУД:
развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи обучающихся, ее
реализация в устной и письменной форме, обогащение речи.
Личностные УУД:
умение устанавливать связь между целью и результатом деятельности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности .
Домашнее задание
Обучающиеся прослушивают инструктаж по выполнению домашнего задания, записывают задание в дневник
.
Мотивирует обучающихся на важность выполнения домашнего задания и дает четкий инструктаж. Учитель благодарит обучающихся за активную работу на уроке. Изучить текст учебника на страницах 118-119, записать новые термины в словарь, повторить записи с урока. Умения и знания по изученной теме; объяснение значение понятий
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества.
Познавательные:
моделирование, поиск информации.
Регулятивные:
волевая саморегуляция.
Личностные:
продолжить формирование интереса к изучению биологии.
Информационные источники:

Биология: Словарь-справочник к учебн. «Биология. Человек. 9 класс» под ред. А.С. Батуева / А.С. Батуев, А.А. Александров, И.И. Александрова, Л.Н. Станкевич. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А., Биология человека. В таблицах и схемах. – М. «Издат-школа 2000» – 208 с. Ренева Н.Б. Биология. Человек. 8 кл.: методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс» /Н.Б. Ренева, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2011 Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.И. Сонин, М.Р. Сапин – М.: Дрофа, 2011 Федюкович Н.И. Основы медицинских знаний: учеб. пособие для учащихся 10 – 11(12) кл. общеобразоват. учеб. заведений, учащихся проф.- техн. и сред. спец. учеб. заведений. «Серия «Учебники XXI века », «Феникс», 2001. – 320 с.: ил. Энциклопедия для детей. Человек. Т.18. М.: Аванта +, 2001.