"Откуда берутся снег и лёд?"

Автор: Груздева Светлана Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Магистральнинская средняя общеобразовательная школа № 22"
Населённый пункт: п. Магистральный
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Откуда берутся снег и лёд?"
Дата публикации: 22.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема
«Откуда берутся снег и лед?»
Цель
формирование представлений о свойствах снега и льда, о погодных явлениях, происходящих в природе зимой, обучение практическому исследованию природных объектов и явлений.
Планируемые

образовательные

результаты

Предметные:
научатся наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках; получат возможность научиться проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы и оценивать свои достижения.
Метапредметные:
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Личностные :
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося.
Формируемые УУД

Регулятивные:
целеполагание, умение оценивать правильность выполнения действий, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные
: умение осуществлять анализ объектов, овладение логическими действиями сравнения, классификации, построения рассуждения, умения структурировать знания; выбор наиболее эффективных способов решения задач;
Коммуникативные
: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение путей достижения общей цели, готовность признать возможность существования различных точек зрения, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
Личностные
: проявление положительного отношения к школе и учебной деятельности; стремление к самоконтролю и анализу своих действий.
Оборудование и

средства обучения
1. Компьютер, медиапроектор, интерактивная доска 2. Презентация к уроку «Откуда берутся снег и лед?» 3. Окружающий мир: Учебник для 1 кл. начальной школы/ А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011. 4. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. 1 ч. / А. А. Плешаков, - М.: Просвещение, 2011. 5. Цветные карандаши. 6. Оборудование для опытов: снег и лёд в стаканах, стаканы с водой, ложки, деревянные палочки, цветной и белый картон, молоток (для учителя), салфетки для рук.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

УУД

1.Самоопределение к

учебной деятельности

(организационное

начало) – 1 мин.

Цель:
эмоциональный настрой обучающихся на урок; включение детей в деятельность на личностно–значимом уровне. - Поприветствуем гостей. Мы урок начнем с разминки, Выпрямили свои спинки, На носочках потянулись, Все друг другу улыбнулись. Раз, два, три, четыре, пять – Нам урок пора начать. - Я вижу у вас хорошее настроение и желаю всем на этом уроке подняться еще на одну ступеньку выше в познании окружающего мира. Приветствуют учителя, друг друга, проверяют свою готовность к уроку
Личностные:
развитие познавательного интереса, формирование определённых познавательных потребностей и учебных мотивов
Коммуникативные:
планирование совместной деятельности с учителем и со сверстниками.
II этап. Постановка

учебной задачи– 2 мин.

Цель:
подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Закружили метели, песни вьюга поёт. До весенней капели вся природа заснёт. Холод, песни метели и дорога пуста… И закованы реки в прочный панцирь из льда. - О каком времени года это стихотворение? (О зиме. Появляется картинка «Зимы») - Что вы знаете о зиме? - К нам на урок пришёл наш друг муравьишка Вопросик и приготовил для вас загадки. Если мы их отгадаем, узнаем тему урока. Готовы?
Всю зиму смирно лежит,

А потом убежит. (Снег)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь его в окно. (Лёд)
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- Зимой на улице мы видим много снега и льда.

- Откуда они берутся?
Отгадывают загадки.
«Снег и лёд»
Отвечают на вопросы учителя, выдвигают гипотезы (предположения)
Личностные:
проявление интереса к поставленной проблеме.
Регулятивные:
целеполагание; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Коммуникативные:
развитие умения точно и правильно выражать свои мысли.
Познавательные:
самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели.

III Открытие нового

знания– 10 мин.

Цель:
в ходе исследовательской деятельности познакомить обучающихся со свойствами снега и льда -
Сегодня у нас урок не простой. На уроке, как

настоящие учёные, мы будем заниматься

исследовательской работой. Благодаря этой работе,

мы с вами узнаем много нового и интересного.

- Учёные-исследователи проводят опыты и делают

научные открытия.

- Муравьишка предлагает нам открыть учебник
на странице 68 для изучения свойств снега и льда.
Слайд
- Работать будем по плану:  называем предметы оборудования,  выполняем опыт,  формулируем вывод,  оценивают сигналами светофора (зелёный – согласны, красный – нет).
Слайд

Опыт 1
- Что нам нужно для опыта? - Попробуйте в снегу сделать ямку. - А теперь попробуйте в кусочке льда сделать ямку. - Что заметили? - Я попробую ударить по льду молотком. - Что заметили? Формулируют вывод
(снег рыхлый, а лёд…),
остальные оценивают.
Слайд

Опыт 2
- Что нужно для второго опыта? - Сравните цвет снега и льда с листами картона и закончите вывод. - Формулируют вывод
(снег белый, а лёд…)
, остальные оценивают.
Слайд

Опыт 3
- Что нужно для этого опыта? - Можно ли разглядеть через снег предмет? - А через лёд? Работа в парах. Обсуждают, высказывают своё мнение, определяют пути решения, выполняют действия по алгоритму, представляют результат работы.
Личностные:
проявление интереса к поставленной проблеме.
Регулятивные:
организация своей деятельности, определение ее целей и задач, выбор средств реализации цели и применение их на практике, оценивание достигнутых результатов
Познавательные:
овладение логическими действиями сравнения, классификации, построения рассуждения
Коммуникативные:
умение организовывать учебное сотрудничество, осознанно использовать речевые и графические средства для представления результата; - допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению; - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
- Какой вывод можно сделать? - Формулируют вывод
(снег непрозрачный, а лёд…),
остальные оценивают.
Слайд

Опыт 4
- И последний опыт. - Что берем для опыта? - Положите снег и лёд в стаканы с водой. - Что происходит со снегом и льдом? - Закончите вывод с помощью слова-помощника. - Вывод формулирует
(в тепле снег и лёд … .

образуется…)
- Назовите свойства снега. - Назовите свойства льда. - Вспомните, какова была цель наших опытов? (Изучить свойства снега и льда, доказать или опровергнуть нашу гипотезу.) Таким образом, мы опровергли гипотезу, что снег и лед – это не одно и то же. Хотя у них разные свойства,
снег и лед – это

замерзшая вода.

IV Физкультминутка–

2мин
.
Цель
: снять усталость, поддержать эмоциональный настрой.
Слайд 10.
Проводит физ.минутку с показом упражнений под музыку. -Давайте немножко отдохнем вместе с весёлыми снеговиками. На поляну, на лужок Тихо падает снежок, Улеглись снежинки. Белые пушинки. Но подул вдруг ветерок, Закружился снежок, Пляшут все пушинки, Белые снежинки. Выполняют движения, соответствующие заданию. Н.в. – присели, руки вперед П.в – встали на носочки, покружились, руки вверх Б.в. – танцуют под музыку
Регулятивные
: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

V Первичное

закрепление



5 мин.

Цель:
организация деятельности обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения - Ребята, посмотрите, что же произошло со снегом и льдом? (лёд и снег растаяли) - Из чего состоит снег и лед? - Снег – это вода, лёд – это тоже вода. - Почему они такие разные? Давайте попробуем в этом разобраться. -
Как из воды можно получить лед?

- Где в природе вы видели лёд?
(Лёд образуется на поверхности воды, когда та замерзает, поэтому его можно увидеть на поверхности лужи, пруда, озера, реки. Лёд, покрывающий водоёмы, спасает растения и животных от вымерзания зимой.)
-
Как образуется лёд мы знаем и можем получить его в домашних условиях в любое время года. Каким образом?
- А почему, когда мы идём по снегу слышится хруст?
-
А откуда берётся снег? Откуда прилетают

снежинки?

-
Снежинки падают из туч, как и дождь, но образуются совсем по-другому. Послушайте, как об этом рассказывает Марта Гумилёвская в своей книге «Почему так бывает?» (учитель читает) Какова была наша гипотеза? Что мы предположили? - А к какому выводу мы пришли?
Слайд

- Можете ли вы ответить на вопросы, заданные в

начале урока? Откуда берутся снег и лёд?
- Послушаем теперь Мудрую Черепаху и прочитаем вывод на странице 69 учебника.
- Согласны ли вы с ней?

- О каких свойствах снега и льда вы узнали выполняя

опыты?

- Какие цели мы ставили в начале урока? Каких

достигли?
Обсуждают, высказывают своё мнение, делают выводы. Заслушивают рассказ учителя, делают выводы.
Личностные:
-ответственное отношение к выполнению заданий.
Метапредметные:

Регулятивные:
- умение вести самостоятельный отбор информации; - умение выполнять учебное действие.
Познавательные:

-
уметь планировать, анализировать свою работу; - строить логическое утверждение, включающее установление причинно- следственных связей; - проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.
Коммуникативные:
- умение работать индивидуально.
Предметные:

исиспользовать приобретенные

знания и умения в

практической деятельности.


VIII Рефлексия

деятельности. Итог

урока– 3 мин.

Цель:
совместно с обучающимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся Организует рефлексию.
Слайд
- Снежная королева приготовила для вас вопросы. Вы должны будете ответить на эти вопросы, а ответы записать на листе исследований. Если на вопрос отвечаете «да» - зелёный кружок, если «нет» - красный кружок.
Тест
- Снег при таянии превращается в воду… - Если вода замерзает, она превращается в лёд… - Снег бесцветный… -Лёд прозрачный… -Лёд хрупкий… - Снег рыхлый… - У снежинок 5 лучей… - Снег прозрачный… - Все снежинки одинаковые… - Снег белый…
-Самопроверка: з, з, к, з, з, з, к, к, к, з.
-Поменялись листочками достижений, проверили по таблице, нарисуйте смайлик, поменяйтесь тетрадями и посмотрите свои результаты. -Я предлагаю вам построить снежную крепость для Муравьишки. У вас на партах три снежных комочка, выберите один, с таким же настроением как у вас и прикрепите на доску. У нас получилась крепкая веселая снежная крепость. Муравьишка Вопросик на память о нашем уроке приготовил для вас раскраски, на которых вам нужно дорисовать снежинки, но чтобы не было более двух одинаковых.
Слайд
-Я вами довольна. Вы настоящие исследователи. Давайте скажем друг другу – СПАСИБО! Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты. Степень их соответствия.
Личностные:
-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;
Регулятивные:
- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать интерес.
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные:
- умение систематизировать знания по теме «Откуда берутся снег и лёд?»