"Буквы з и с на конце приставок"

Автор: Грачева Гульназ Тагировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №32"
Населённый пункт: города Нижнекамска РТ
Наименование материала: конспект
Тема: "Буквы з и с на конце приставок"
Дата публикации: 22.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема урока:
Буквы з и с на конце приставок

Тип урока:
«открытие» нового знания
Цель урока:
освоение способа действия при выборе согласных з – с на конце приставок.
Задачи урока
:
1.

Образовательные

:
 выявить условия выбора согласных з – с на конце приставок;  формировать навык написания приставок, оканчивающихся на –з, с;  повторить морфемный разбор слов ;  развить умение формулировать определение понятий ;  обогащать словарный запас учащихся ;  совершенствовать орфографические и умения .
2.

Развивающие

:
 осуществление системно - деятельностного подхода ;  развитие критического мышления ;  развитие внимания ;  формирование УУД ( личностных , регулятивных , познавательных ): o развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения ; o развитие умений анализировать , сравнивать , обобщать ; o развивать умение применять новые знания ; o развитие творческих , речевых способностей учащихся ; o формирование логических умений ; o развитие умения опираться на уже известное , на свой субъективный опыт ; o развитие умения формулировать проблему ; o развитие умения групповой и парной работы .
3.

Воспитательные

:
 воспитание интереса и уважения к родному языку ;  воспитание ценностного отношения к слову ;  развитие коммуникативных УУД : o создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности , уважения и сотрудничества ; o взаимодействие учащихся в групповой и парной работе : развитие уважения друг к другу .
Планируемые результаты:
Личностные: 1) уважительное отношение к родному языку; 2) стремление к речевому самосовершенствованию; 3) пополнение словарного запаса; 4) способность к самооценке на основе критерия успешности; Метапредметные: 1) овладение изучающим видом чтения; 2) умение воспроизводить прочитанный текст; 3) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; 4) взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении; Предметные: 1) развитие творческой самостоятельности; 2) владение разными видами речевой деятельности; 3) умение воспроизводить прочитанный текст; 4) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме
5) способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета 6) проведение морфемного анализа слов.
Основные понятия:
приставка, морфема, звонкие и глухие согласные звуки, фонетика
Оборудование

:
 ПК ;  мультимедийный проектор ; Ход урока.
1.Организационный момент
Ребята встали, подравнялись, садимся. Давайте поприветствуем друг друга. Поздоровайтесь с партнёром по плечу, по лицу. Выразим своё настроение. Моё настроение похоже на…, потому что я … . Например, Моё настроение похоже на солнышко, потому что я даю свет и тепло. А сейчас мы проведем структуру ТАЙМД ПЭА ШЭА - вы проговорите друг другу на что вы похожи в течении 10 секунд, а затем выслушиваются ответы 2 детей, начинает партнёр А.
2.Целеполагание и мотивация
Прослушайте загадку
Самый хмурый месяц года,

Хочется домой, -

Скоро сонная природа

Встретится с зимой
.
(осень)
Вот поэтому в нашем кабинете появились осенние вестники и я предлагаю вам оценивать свою работу с помощью этих вестников, на полях, после каждого задания нужно будет нарисовать нужные предметы: солнышко - если всё понятно, солнышко с тучкой – были ошибки, тучка- не справился. Мыслительный приём СИ-ФИНК УАНДЭ. Рассмотрите картинку. Что вы видите? Подумайте.( осень,ветер, дождь и т.д.) Что вы об этом думаете? ( закончили собирать урожай, на полях пусто) Какой вопрос можем задать? (Для чего они собрали сено? Почему она так стоит?. Кто живёт в доме?)
3. Минутка чистописания.
Проведём минутку красивого письма, как можно назвать кучу сена которую собрали Запишем эти слова : стог
Самооценивание. Оцените свою работу нарисуйте на полях нужную эмблему.

4.Актуализация знаний и целеполагание
Предлагаю поработать в группах. Вам нужно распределить слова по группам мыслительный приём СОРТ КАРДС – у вас на столах лежат конверты а в конвертах карточки со словами разделите их на группы. (На выполнение этого задания даётся 2 минуты.) Бе…хитростный, бе…злобный, бе…заботный, жизнерадос…ный, счас…ливый, со…нце, б…жать, поб…жать, уб…жать
На какие группы вы распределили слова отвечает стол под номером 2, п
роверка путем чтения учащихся с места и моделирования на доске. После объяснения появляются названия частей речи.
Прочитайте первую группу слов. Почему вы их отнесли к этой группе
(Бесхитростный, беззлобный, беззаботный –
обозначают признак предмета, отвечают на вопрос КАКОЙ? – это имена ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ с согласной в приставке.) Прочитайте вторую группу слов.
(жизнерадостный, счастливый, солнце –
слова с непроизносимой согласной) Прочитайте третью группу слов. (
бежать, побежать, убежать –
обозначают действия предмета, отвечают на вопросыЧТО ДЕЛАТЬ? – это глаголы, родственные слова, безударная гласная в корне.
)

Самооценка. Нарисуйте у себя нужным цветом.

Бесхитростный, беззлобный, беззаботный –
выставляются отдельно Да Нет Как можно назвать эту группу слов?( слова с приставками) Тема нашего урока: Приставки и проверка х написания согласных Как можно назвать эту группу слов?( не знаем) Какая тема нашего урока? Новая часть слова. Откуда вы знаете, как они называются? Почему вы их так сказали? ( читали в книгах) Какая цель будет нашего урока? (узнать побольше об этой группе слов уметь проверять их) Какая цель будет нашего урока? ( узнать об этих словах побольше.) Как будем узнавать? (понаблюдаем за этими словами в учебнике и тетради) Сейчас мы с вами повторим, что знали до этого о частях слова? Что их объединяет? Какие это части слова? Чем они отличаются? Проведём в виде обучающей структуры ИНСАЙД-АУСАЙД СЁКЛ –вы встаёте в круг внутренний и внешний. Двигаетесь по кругу отсчитывая количество хлопков, затем находите пару и отвечаете на поставленный вопрос. -Сколько букв в слове арбуз? (5) Что такое корень? (неизменяемая часть слова) Сколько слов в предложении МАША ЕЛА СУП? (3) Что такое суффикс ?( изменяемая часть слова которая стоит после корня ) На какой по счёту слог падает ударение в слове машина? (2) Что такое окончание? (изменяемая часть слова. Которая стоит в конце слова) Сколько слогов в слове поросёнок? (4) Что такое приставка? (изменяемая часть слова которая стоит перед корнем ) Как можно назвать эти части слова? (состав слова)
Самооценка. Нарисуйте у себя нужные предметы.
Мы назвали части слова. Когда мы разбираем слова по составу что мы сначала делаем? 1. Выделить окончание 2. Выделить основу 3. Выделить корень
4. Обозначить приставку 5. Обозначить суффикс А давайте исследуем другие слова по этому алгоритму. Подумайте на какие вопросы отвечают эти слова. Что они обозначают? Как себе доказать (В течении 20 секунд)алгоритм Структура ТАЙМ РАУН РОБИН –проговорите каждый свой ответ по кругу в течении 10 секунд , начинает партнёр под номером 2) кто желает высказаться на поставленный вопрос? (2 ученика) Молчат Говорят Я заметила что вы молчали, почему? Вытягивать ответы) Вы могли задать вопрос? Можете определить что обозначает? Почему? (мы не можем задать вопрос Так как проверить эти слова? Давайте выяснять.
5.Наблюдение над приставками с з и с в конце приставок

Мыслительный приём СИ-ФИНК УАНДЭ.


Прочитайте предложения.
Рассмотрите четверостишие.
Что вы видите? Подумайте. Обсудите с партнёром по плечу.(слова, стихотворение и т.д) Что вы об этом думаете? Подумайте. Обсудите с партнёром по лицу. (не хватает слов, не красиво, не связано, что-то не так…) Какой вопрос можем задать? Подумайте. Обсудите с партнёром по плечу. (о ком говориться? Почему не хватает слов?...) У меня вопрос такой: Почему в предложении слова между собой не связаны? Какое будет задание? (вставить предлоги или приставки) Выполните задание. ( на своих маршрутных листах вставляют пропущенные предлоги
Рыбачили пять рыбаков по__ мостком.

У первого- клюнул башмак __ каблуком.

Второй по__цепил бе__каблучный башмак.

Каблук бе__башмачный-третий рыбак.

Что там у четвёртого? Велосипед!

И даже у пятого рыбки всё нет?
Структура ТАЙМД ПЭА ШЭА – обсудите с партнёром по плечу. Начинает партнёр В. Кто хочет зачитать свой текст? У кого получилось по другому? Давайте проверим по образцу.
Рыбачили пять рыбаков под мостком.

У первого- клюнул башмак с каблуком.

Второй подцепил бескаблучный башмак.

Каблук безбашмачный-третий рыбак.

Что там у четвёртого? Велосипед!

И даже у пятого рыбки всё нет?

( И. Шевчук )


Самооценка. Раскрасьте у себя цветочки нужным цветом.
Мы с вами вставили эти слова. К какому выводу пришли? ( стал понятен смысл предложения, они нужны для связи слов в предложении, значит это слово) Я вас поняла одна, две буквы играют важную роль в предложении) Но как вы догадались какие буквы мы можем вставить в слова бескаблучный и безбашмачный? Как вы догадались? Попробуйте дать определение, пользуясь алгоритмом.
Вывод: В приставках оканчивающихся на з и с зависит от согласного. Если он

глухой то пишется с, если звонкий то з
Алгоритм как проверить эти парные согласные в конце приставки Определить в какой части слова они находятся Посмотреть на согласную после приставки Если она звонкая то з если глухая то с Как бы вы их назвали эти согласные которые мы вставляли ? Прочитаем в учебнике правило страница 75 Почему мы урок начали с этой репродукции картины? Подумайте. ( высказывания детей фронтально)( потому что там стог сена, а стог сена приставлен ассоциируется с частью слова приставкой)
7.

Итог урока
Вставьте в слова пропущенные буквы
Бе_ценный, бе.. шумный, бе…конечный, бе…вкусный.

Самооценка.
Какую согласную з или с мы должны написать в приставке?
В приставках

оканчивающихся на з и с зависит от согласного. Если он глухой то пишется с, если

звонкий то з

8.Рефлексия .
На ваших маршрутных листах появились символы, посчитайте каких символов у вас больше, встаньте к этим символам. Я желаю вам хорошего осеннего настроения и много красивых дней.
10. Домашнее задание.
Кто на уроке совсем справился, составьте небольшой рассказ об осени из 4-5 предложений, используя слова с приставками без или бес. У кого были ошибки страница 73 упражнение 134 Кто не справился с заданием страница 73 упражнение 136 (а) Спасибо за урок!
Ф.И.___________________________________________________________ _____________________________________________________ _____________________________________________________
№ Самооценивание

Задания

1.
______________________________________________________
2.

3.

4.

Рыбачили пять рыбаков по__ мостком.

У первого- клюнул башмак __ каблуком.

Второй по__цепил бе__каблучный башмак.

Каблук бе__башмачный – третий рыбак.

Что там у четвёртого? Велосипед!

И даже у пятого рыбки всё нет?

5.
_______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________

бе…хитростный бе…заботный счас…ливый б…жать уб…жать бе…злобный жизнерадос…ный со…нце поб…жать

Алгоритм
Выделить окончание Выделить основу Выделить корень Обозначить приставку
Обозначить суффикс

Алгоритм
Определить в какой части слова они находятся. Посмотреть на согласную после приставки. Если она звонкая, то
з
, Если глухая то
с
.
бе…хитростный бе…заботный счас…ливый б…жать со…нце
уб…жать бе…злобный жизнерадос…ный поб…жать