"Мнемотехника"

Автор: Пристюк Ольга Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №4"
Населённый пункт: село Винсады Предгорного района
Наименование материала: статья
Тема: "Мнемотехника"
Дата публикации: 22.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Мнемотехника
Актуальность.
Общаясь с детьми, наблюдая за ними и проанализировав результаты диагностики по развитию речи, я сделала вывод, что большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Особенно эти трудности я наблюдаю у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи. Поэтому на занятиях по обучению рассказыванию, я использую методы моделирования: использование схем-моделей и мнемотаблиц для формирования связной речи у детей с ОНР. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного, систематического и развернутого изложения. Одной из таких методик является — мнемотехника, эффективное коррекционное средство при обучении связной речи дошкольников. И поэтому на своих занятиях я решила использовать эту методику. Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов». Мнемотаблицы — это схема, в которую заложена необходимая информация и основываются на педагогическом принципе от простого к сложному. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным.
Цель обучения :
- развитие памяти разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной, а также развитие мышления, внимания, воображения. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемодорожек, мнемотаблиц и схем — моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана — схемы делает рассказы, сказки чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определённая информация.
Анализ результатов:
Следовательно, можно сделать вывод, что, с помощью метода моделирования- использования схем- моделей и мнемотаблиц мне в своей работе удалось достичь значительных результатов в следующем: -автоматизация поставленных звуков в связной речи; -расширяется круг знаний об окружающем мире; - активизируется словарный запас; - свободно пересказывают сказки, как на занятиях, так и в повседневной жизни ;
--развивается фантазия и творческое воображение детей; -дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Использование наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей