"Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС"

Автор: Цымбалюк Лариса Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 57
Населённый пункт: Краснодарский край, Крымский район, станица Троицкая
Наименование материала: Статья
Тема: "Внеурочная деятельность в рамках реализации ФГОС"
Дата публикации: 22.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать- образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. “ Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности” Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Особенности конструирования в рамках учебного плана внеурочной деятельности ФГОС определены ее направления: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, используемые в нашем образовательном учреждении. Образовательная деятельность, осуществляемая в формах , отличных от классно-урочной. Направлена на достижение воспитательных результатов(личностных и метапредметных ) через участие обучающихся в различных видах деятельности. Деятельность обучающихся характеризуется достижением результатов определенного уровня: приобретение школьниками социальных знаний; последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня. Получение опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества. Принятие детьми моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, общекультурных, духовно- нравственных . На уровне нашей школы МБОУ "Школа №4" г. Муравленко используются следующие формы внеурочной деятельности: различные школьные объединения, социальные акции, исследовательские проекты, экскурсии, конференции. В новых Федеральных государственных образовательных стандартах стандарты содержания дополняются стандартами условий осуществления образования (в том числе и санитарно-гигиенические) и стандартами воспитания, что позволяет не только обеспечить личностное развитие в рамках учебного процесса, но сформировать некие универсальные учебные действия, которые работают не на знания, умения, компетенции, а на развитие личности. Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС и должна быть интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и , даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Задачи внеурочной деятельности: - обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; - улучшить условия для развития ребенка; - учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося; Какое количество часов отводится на организацию внеурочной деятельности? Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение. Продолжительность занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом общеобразовательного учреждения Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении максимально допустимой учебной нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования. Основные принципы организации внеурочной деятельности: -учёт возрастных особенностей; -сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; -связь теории с практикой; -доступность и наглядность; -включение в активную жизненную позицию; Какие направления внеурочной деятельности закреплены в ФГОС? Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности спортивно-оздоровительное духовно-нравственное социальное общеинтеллектуальное общекультурное Виды внеурочной деятельности : Познавательная Игровая
Досугово - развлекательная деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность Художественное творчество Социальное творчество (социально преобразовательная деятельность) Проблемно-ценностное общение Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты. · Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; · Оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; · Улучшить условия для развития ребенка; · Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности; опора на традиции и положительный опыт организации ВУД; опора на ценности воспитательной системы школы; свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка. -Овладение обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру; - Формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности; - Формирование знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки. -Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.
- Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура). -Получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания. Внеурочная деятельность призвана способствовать более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время, т.е. внеурочная деятельность направлена на достижение, в первую очередь, личностных и метапредметных результатов. Каждый вид внеклассной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что даёт большой воспитательный эффект. Модель организации внеурочной деятельности – оптимизационная (на основе оптимизации внутренних ресурсов школы). Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся, социальному запросу родителей (законных представителей) обучающихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, объединений, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований и т.д. Посещая ообъединения, обучающиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у обучающихся такие способности, как нравственные, организаторские, творческие, музыкальные и др., что играет немаловажную роль в духовном развитии младших школьников.