"ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС"

Автор: Курилова Надежда Валерьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: СП "Детский сад "Волна"" ГБОУ СОШ №3 им. М.Ф. Леонова с. Приволжье
Населённый пункт: Самарская область, Приволжский район, с. Приволжье
Наименование материала: статья
Тема: "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС"
Дата публикации: 23.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОО В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС. Ф. И. О. Курилова Надежда Валерьевна Должность: Старший воспитатель Полное наименование образовательной организации: структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №3 имени М. Ф. Леонова с. Приволжье муниципального района Приволжский Самарской области «Детский сад «Волна»» Почтовый адрес образовательной организации: 445560 Самарская область, Приволжский район, с. Приволжье, ул. Школьная, д.7 Телефон: 89272964031 E mail: kurilowa.nadejda2012@yandex Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы духовно-нравственного воспитания. Наша работа по духовно- нравственному воспитанию детей, основывается на программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (образовательная область «Социализация). Также педагоги черпают информацию и интересный материал из парциальных программ по православной культуре «Мир - прекрасное творение» Л. П. Гладких, Архимандрит Зиновий (А. А.Корзинкин) и программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой. Основой содержания программы духовно-нравственного воспитания является православная культура. Главными средствами мотивации духовно- нравственного развития личности ребенка является народная культура, использование специально отобранных народных сказок и малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, потешек, прибауток), через знакомство детей с музыкальными и живописными произведениями православной культуры, русским народным творчеством, праздниками и играми. Цель – содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка, обеспечивая развитие его духовного, психического
и телесного здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры и при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи). Педагоги нашего детского сада только начинают делать первые шаги в этом направлении. Тем не менее, мы хотим поделиться своим небольшим опытом. Методическая работа в ДОО направлена на повышение уровня теоретических знаний педагогов о православной культуре и воспитании, освоение разнообразных форм и методов духовно-нравственного развития детей в различных видах деятельности, а также определение основных направлений взаимодействия с семьями детей. Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта, т.к. они развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного, поэтому в нашем детском саду оформлены мини-музеи «Народная игрушка», мини-музей «Куклы-обереги», мини-музей «Русская изба», оформлен уголок «Край – родной Приволжский» и патриотические уголки.  В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через различные формы работы: информационные стенды для родителей «Благовест» (на которых располагаются насущные вопросы воспитания детей и создании духовной атмосферы в семье), анкетирование («Отношение родителей к духовно-нравственному воспитанию ребенка»), родительские собрания, папки-передвижки, тематические выставки семейного творчества, православные календари и совместные праздники. Совместная деятельность с детьми самое обширное и самое благодатное направление в духовно-нравственном воспитании. Разнообразие форм позволяет нашим воспитанникам с большим интересом прикасаться к азам православной культуры.
 знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (традиционные «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Колядки» и др.);  чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви; беседы на нравственные темы;  слушание аудиозаписей (детские православные песни и сказки);  просмотр видеофильмов;  рассматривание книжных иллюстраций и фотографий;  тематические выставки детского творчества;  экскурсии на природу (красота Божьего мира);  постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших);  цикл непосредственно образовательной деятельности под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей, которые проводятся 1раз в неделю во второй половине дня. На «Уроках доброты» ведутся беседы на нравственные темы: «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Там, где дружат – живут не тужат», « Что такое добро и зло», «Доброе дело делай смело», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой непосредственно-образовательной деятельности небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала. Предполагается использование в практической части различных видов художественной деятельности рисования, аппликации, лепки. Обрядовые праздники тесно связанны с трудом и с различными сторонами общественной жизни человека. Мы считаем, что народная мудрость, заключенная в этих праздниках, сохраненная в веках, должна быть передана детям. В нашем детском саду стало традицией проведение таких обрядовых праздников, как Колядки, Масленица, Пасха, Троица, Праздник русской березки.
Конечно, стоит отметить, что во всех этих праздниках родители принимают активное участие. На музыкальных занятиях последовательно дети знакомятся с произведениями народного музыкального творчества, с музыкой великих русских композиторов. Музыкальные произведения и праздники, посвященные армии, развивают чувство восхищения героями, знакомят с особенностями военной службы в мирное время, формируют представления о воинском долге, воспитывают гордость за своих отцов. Праздник «8 марта» воспитывает чувство уважения, любви к мамам, бабушкам, сестрам и т.д. Знакомство с православным храмом, его архитектурной особенностью , его назначением является одной из форм введения детей в духовную культуру, которое проходит в форме рассматривания альбомов с храмами. Дети, под руководством педагога знакомятся с внутренним убранством церкви. В нашем детском саду сейчас ведется огромная работа по созданию медиатеки, в которой имеется материал из опыта работы других ДОО, много мы черпаем информации из православного сайта «Лучик света», где в рубрике детям есть необходимый материал (мультфильмы, православный календарь детям, православные детские передачи и многое другое). Детский фольклор дает возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Пословицы, поговорки, песенки, потешки используем не только на занятиях, но и в других режимных моментах, в каждодневной педагогической практике. Приобщение детей к музыкальному фольклору происходит не только в разучивании песен, но и в исполнении хороводов, плясовых, в использовании традиционных народных инструментов, конкурсов, частушек. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Дети знакомятся с известными во всем мире образцами русского декоративно- прикладного искусства, такими как Хохломская, Гжельская, Городецкая росписи. Дымковская и Филимоновская игрушки. Знакомим детей с красотой, эстетической ценностью, художественным вкусом мастеров русского народа на занятиях по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Образцы вышивки, кружева, тканные ручные изделия, глиняная посуда, самовар, прялка и другие экспонаты, открывают нам особенности русского быта и творчества. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, находчивость. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром. Несправедливо будет, если не отметим значение и дидактических игр в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника. Чувства уважения и гордости прививают дидактические игры: «Символика России», «Исправь ошибку», «Рукотворный и нерукотворный мир» и т.д. Используем много словесных игр, например “Вкусные слова”, «Скажи ласково», «Похвали соседа», «Добро — зло» и т.д. И, конечно огромная работа по привитию у детей любви к народному искусству, культуре, проводится в кружковой деятельности. Поэтому, в нашем дошкольном учреждении действует кружок по духовно-нравственному воспитанию «Добродеи» по основам православной культуры, которое проводится педагогом Нагорновой Л.А. Педагогом проводится образовательная деятельность по духовно- нравственному воспитанию со старшей группой, содержание деятельности определено перспективно-тематическим планированием, разработаны планы - конспекты и необходимый наглядный материал для их проведения. Наша работа – это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств духовно-нравственных, любви и гордости за свою Родину. Литература:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой МОЗАИКА … СИНТЕЗ Москва, 2014ББК 74.100 Программа по православной культуре «Мир - прекрасное творение» Л. П. Гладких, Архимандрит Зиновий (А. А.Корзинкин) Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой.