"Организация работы по патриотическому воспитанию в ДОУ"

Автор: Рязанова Татьяна Викторовна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: МДОУ №52 Центр развития ребенка - детский сад
Населённый пункт: г.Копейск Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация работы по патриотическому воспитанию в ДОУ"
Дата публикации: 23.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ»

(из опыта работы МДОУ № 52 г.Копейска Челябинской области)
Дошкольный возраст имеет огромные потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. В настоящее время усиленно внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. Отличительной особенностью ФГОС ДО является направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей и «воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим». Патриотическое воспитание в детском саду — это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Мы считаем, что начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлым играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование — чувство любви к своему Отечеству. Патриотическое чувство не возникает само по себе, это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. В чём же состоит своеобразие патриотизма ребёнка- дошкольника, каковы пути и методы патриотического воспитания в детском саду? (Рис.1) 1

Рис.1 Модель патриотического воспитания в ДОУ
Работа по патриотическому воспитанию включает в себя целый комплекс задач.
Задачи патриотического воспитания в детском саду:
- формирование у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду; - формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; - формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России; - воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики; -воспитание уважения к труду, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны. 2
Работа по патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении ведется по следующим направлениям: 1. «Я и моя семья» 2. «Мой детский сад» 3. «Мой родной край – моя малая Родина» 4. «Я - россиянин» Содержание и методы патриотического воспитания должны соответствовать возрастным особенностям детей. Самый существенный результат патриотического воспитания в детском саду — это положительный сознательный настрой детей, их общественно-нравственная направленность, живой интерес к общественным явлениям и событиям, происходящим в городе, стране, чувство радости, гордости за наши достижения. К основным методам патриотического воспитания можно отнести слушание музыкальных произведений о Родной земле, родном городе, показ детям фильмов, презентаций о подвигах русских людей, о истории России; рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни. 3
Проведение тематических праздничных событий: «День матери» «Колядки», «День защитника Отечества», «День Победы», «День семьи», «День защиты детей», «День России». В нашем детском саду решение программных задач реализуется через тематическое планирование, которое способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей семье, детском саде, родном крае, той местности, где они живут, стране. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Эти задачи решаются в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения), и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, т.к. воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Наряду с традиционными формами, такими как непосредственно образовательная деятельность, занимательные занятия, совместная деятельность педагога и детей, праздничные мероприятия, музейные занятия, в детском саду полюбились и, надеемся, станут традиционными и такие, как: - Флешмоб «1418» в этом году он пройдет под названием «Мирное небо»;- запуск воздушных шаров; - велопробег «Мы помним, мы гордимся»; 4
- акция «Цветок за того парня», «Клумба Победы»; - уход за вишневым садом Победы; - мастер-класс «Георгиевская ленточка»;
-
конкурс «Подарок ветерану»;
-
мемориальная акция «Цветы на граните» - марш «Бессмертного полка» 5
На сайте детского сада открыта страничка «Чтобы поняли, чтобы помнили» . Успех патриотического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома. Поэтому необходимо объединить усилия детского сада и семьи. Такая целенаправленность, педагогическая работа способствует воспитанию у детей трудолюбия, гуманизма, патриотизма, формирует активную жизненную позицию. Родители активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых в нашем детском саду: в экологических акциях, экскурсиях, развлечениях, викторинах, соревнованиях. При их непосредственной поддержке к 70-летию Великой Победы на улице города был установлен банер «Мы помним! Мы гордимся!» 6
Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: люди трудятся для всех (учителя учат детей, врачи лечат больных, рыбаки ловят рыбу, строители строят дома,);Современный ребенок — это житель XXI века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует. В то же время ребенок по-прежнему сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать В детском саду, в котором я работаю, педагоги стараются создать все условия для патриотического воспитания детей. В ДОО выработана система целостного образовательного пространства на основе организации развивающей предметно-пространственной среды по формированию у детей с малых лет гражданско-патриотических чувств. Педагоги ведут перспективное планирование по патриотическому воспитанию, у них имеются конспекты НОД и развлечений, подборка стихов о природе родного 7
края, познавательная детская литература о Южном Урале и многое другое Самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о своем городе, о родном крае. если ему будут известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. 8