"Проектирование учебных прогулок для дошкольников"

Автор: Сермус Ирина Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБДОУ ЦРР детский сад № 33
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Проектирование учебных прогулок для дошкольников"
Дата публикации: 23.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Проектирование учебных прогулок для дошкольников
В наше время наблюдается процесс отчуждения детей от природы. Многие дети живут практически в искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами. Дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Но никакой фильм не заменит живого общения с природой. Дети должны иметь возможность вдохнуть запах цветов, послушать пение птиц, побегать босиком по траве, самостоятельно открыть тайны природы. Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Дети интересуются различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, и взрослыми. Умение излагать свои мысли поможет ребенку лучше учиться в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно и не исчезает бесследно. Сухомлинский писал:
«Человек стал человеком только тогда, когда

увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе,

услышал пение соловья и пережил восхищение красотой

пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом, вознося и

возвеличивая человека. Но это облагораживание требует больших

воспитательных усилий».
(Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю 3
детям»). Умение видеть и понимать другого живого существа, тонкое движение души ребёнка, зависит от интереса к растению, животному – от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое на планете. Учебные прогулки, образовательные путешествия в парки и сады окажут весомую помощь в воспитании бережного отношения детей к природе, умения заботливо обращаться с животными. Учебные прогулки и образовательные путешествия закладывают основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы.
Задачи:
1.Исследование в области создания учебных прогулок. 2.Разработка серии маршрутов учебных прогулок на тему «Прирученная природа.
Исследования в области создания учебных прогулок
Учебная прогулка – один из методов активного обучения, предполагающий орга низацию познавательной деятельности детей непосредственно в городской среде. Этот метод позволяет развить у детей визуальные способности, умение формулировать выводы на основе своих наблюдений, давать оценку увиденному, ориентироваться в городском пространстве. Почему же из многочисленных форм «культурного» общения (экскурсия, прогулки с родителями) в дошкольном возрасте предпочтение отдается учебной прогулке? Прежде всего, в силу психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста: они эмоциональны, впечатлительны, подвижны, у них быстрая утомляемость и переключаемость внимания. Учебные прогулки могут быть очень непродолжительными по времени – 30 – 45 минут. На
прогулке дети знакомятся с 2 – 3 объектами, а значит, они могут более подробно рассмотреть каждый объект. Главное отличие прогулки от традиционной экскурсии заключается в том, что взрослый, владеющий информацией (педагог, экскурсовод, родитель),
непосредственно или опосредовательно (с помощью

маршрутного листа) руководит осмотром объектов, организует беседу,

предоставляет дополнительную информацию (ту, что невозможно

выявить в ходе рассматривания объекта)
. Другими словами, в рамках прогулки монолог сменяется диалогом. В ходе прогулки педагог не столько информирует учащихся об истории бытования памятников, сколько с помощью серии вопросов создает ситуации, при которых дети могут тщательно и подробно рассмотреть объекты, обменяться возникшими в ходе визуального исследования мнениями, выразить собственное отношение к объекту. Вопросы и задания, звучащие на прогулке, как правило, направлены на определение специфики места расположения исследуемой достопримечательности, составление описания ее облика, нахождение зависимости декоративного убранства объекта от его функционального назначения, выявление исторической информации, которую несут мемориальные доски и надписи, при необходимости педагог дополняет результаты детского исследования своими комментариями, информацией историко-краеведческого характера. Поэтому учебная прогулка может рассматриваться как один из возможных инструментов формирования краеведческих умений. Для дошкольников учебные прогулки проводятся под руководством взрослого. На подготови тельном этапе педагог составляет необходимый маршрут следования и придумывает за дания, провоцирующие детей на детальное рассматривание определенных объектов культурного наследия.
В качестве руководителей учебной прогулки могут выступать и родители , в этом случае перед проведением семейной прогулки педагог должен выдать маршрутный лист с заданиями и проконсультировать родителей (дистанционно – через сайт ОУ или инст руктивные письма, или очно – на родительском собрании или педагогическом тренинге), объяснив, как лучше организовать исследование городской среды. Так, например, мамы и папы, бабушки и дедушки, которые собираются с ребенком на городскую образовательную прогулку, должны понимать, что каждый городской объект требует комплексного исследования. Учебные прогулки могут быть вводными к изучаемой теме или обобщающими, могут быть направлены и на изучение нового материала, все зависит от того, какие цели ставит перед собой педагог, главное, чтобы дети активно принимали участие в процессе познания. На прогулках прививаются и правила поведения горожанина, петербургский стиль поведения. Организация учебных прогулок соответствует следующим принципам ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;  формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;  формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
Список использованной литературы 1. АрхиповН.И., РаскинА.Г. Петергоф. СПб., 2012. 2. ВанюшкинаЛ.М., Коробкова Е.Н.. Культурное наследие и подходы к его освоению в курсах МХК и краеведения: Учебно-методическое пособие.М.,2010 3. Ванюшкина Л. М., Копылов Л. Ю., Соколова А. А. Программа «Кругозор» с методическими рекомендациями. СПб., 2006 . 4.ЕрмолаеваЛ.К., СмирноваЮ.А., ШейкоН.Г. Теория и методика преподавания учебного предмета «История и культура Санкт- Петербурга» СПб., 2014 . 5. ЕрмолаеваЛ.К., КораблинаЮ.А., МельниченкоО.О., ШейкоН.Г. . История и культура Санкт-Петербурга :контуры современного урока СПб., 2007 6. Ефимов П. Г., Лысюк В. Г. Художественный образ и его пластическое вопло щение. СПб., 2001 . 7. ШейкоН.Г. История и культура Санкт-Петербурга .Портфолио слушателя СПб., 2008. 8. ПодгорноваС.В., СмирноваЮ.А., ШейкоН.Г. Город как школа толерантности СПб., 2012 .