"Методика чтения и рассказывания детям".

Автор: Денисова Вера Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ д/с "Ёлочка"
Населённый пункт: Г.Пыть-Ях Тюменская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Методика чтения и рассказывания детям".
Дата публикации: 24.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад

Общеразвивающего вида «Елочка» с приоритетным осуществлением

деятельности

по познавательно-речевому развитию

г. Пыть - Ях Хантымансийского атономного округа-Югра

Методика чтения и

рассказывания детям.

Подготовка воспитателя к

выразительному чтению и

рассказыванию.

Подготовила воспитатель:

В.Л.Денисова

Методика чтения и рассказывания детям ( 1 слайд)


Основные методы ознакомления с художественной литературой
( 2 слайд) 1.Чтение воспитателя по книге или наизусть 2. Рассказывание воспитателя 3.Инсценировка 4. Заучивание наизусть
Методика художественного чтения и рассказывания на занятиях

выделяет несколько типов занятий
: (3слайд)  Чтение и рассказывание одного произведения;  Чтение нескольких произведений объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о времени года, о жизни животных) или единством образов (две сказки об одном животном)  Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства: - чтение литературного произведения и рассматривание репродукций картины художника - чтение (лучше стихотворения) в сочетании с музыкой
Чтение и рассказывание с использованием наглядного

материала
: (4 слайд)  Чтение и рассказывание с игрушками( повторное рассказывание сказки сопровождается показом игрушек и действий с ними); - настольный театр; - кукольный и теневой театр, фланелеграф; - диафильмы, кинофильмы, телепередачи.  Чтение как часть образовательной деятельности по развитию речи - оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе, чтение стихов, загадывание загадок); -чтение может быть самостоятельной частью занятия(повторное чтение стихов или рассказа, как закрепление материала)
В методике следует выделить вопросы
: (5 слайд)  Подготовка к занятию и методические требования нему;  Беседа о прочитанном;  Повторное чтение;  Использование иллюстраций. (6 слайд)

Приемы формирования полноценного восприятия произведения

детьми:
 Выразительное чтение воспитателем;  Беседа о прочитанном;  Повторное чтение;  Рассматривание иллюстраций;  Объяснение незнакомых слов.
Младший дошкольный возраст
(7 слайд)  Воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации;  формируют умение сосредотачивать внимание на тексте, слушать его до конца;  формируют умение понимать содержание и эмоционально откликаться на него;  формируют навык совместного слушания,  умение отвечать на вопросы;  воспитывает бережное отношение к книге;
Средний дошкольный возраст
(8слайд)  Продолжают работу по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения;  Стремления эмоционально откликаться на описанные события;  Формируют умение различать на слух форму произведения;  Формируют умение отвечать на вопросы о прочитанном;  Продолжают формировать умения различать жанры произведения.
Старший дошкольный возраст
(9 Слайд)  Развивают способность глубоко осмысливать содержание литературного произведения, оценивать поступки героев;  Формируют умение, при восприятии литературного произведения, замечать выразительные средства;  Развивают способность различать жанры литературных произведений, их специфические особенности;  Воспитывают любовь к книге, художественной литературе, способность чувствовать художественный образ.
Методические приёмы:
(10 сдайд)  Беседы после ознакомления с произведением, помогающие определить жанр, основное содержание;  Зачитывание фрагментов из произведения по просьбе детей;  Беседы о прочитанных ранее любимых детьми книгах;  Знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассматривание книг, иллюстраций к ним;
 Просмотр мультфильмов, кинофильмов по литературным произведениям (возможет только после знакомства с текстом книги);  Прослушивание записей исполнения литературных произведений мастерами художественного слова. ( 11 слайд) Свое отношение к сказкам, рассказам, басням, стихам дети выражают в рисунке, поэтому сюжеты литературных произведений можно предлагать как темы для рисования. (12 слайд)
Подготовка воспитателя к выразительному чтению и

рассказыванию
Речь – орудие труда педагога. Речь воспитателя – образец принятого употребления языковых средств. Воспитатель обязан соблюдать лексические, грамматические, стилистические, фонетические нормы. Подготовка воспитателя к выразительному чтению состоит в так называемом дикторском прочтении текста: воспитатель как бы становится в положение слушателя данного текста, старается предвидеть, что именно может затруднить его слушателей, и ищет средства, как облегчить им восприятие текста. (13 слайд) Как рассказывать и читать детям: громко или тихо? Здесь не может быть категоричного и однозначного ответа, поскольку громкое и тихое произношение текста зависит прежде всего от содержания. Как правильно надо читать ребенку голосом средней громкости, порой его усиливая, иногда ослабляя. Даже шумливые дети начинают прислушиваться, когда голос рассказчика ослабевает. Нужно читая, усиливать и ослаблять голос в строгом соответствии с содержанием. Точности и выразительности речи способствует правильная расстановка логических ударений, выразительность которых определяется умением чтеца модулировать свой голос по силе. (14 слайд) Очень важно при чтении и рассказывании выдерживать необходимый темп речи, который, тоже определяется содержанием. Слова, на которые мы хотим обратить внимание, произносим медленнее, а менее значительные – иногда почти скороговоркой. С помощью пауз можно полно передать настроение действующих лиц. Если воспитатель в процессе чтения не определит свое отношение к героям и изображаемым событиям, вряд ли это смогут сделать дети. Наоборот, чтение, которое передает оттенки, мысли писателя, драматизм или комизм положения, особенности характера действующих лиц, глубоко воспринимается детьми.
(15 слайд) Выразительное чтение воспитателя – это, с одной стороны способ довести до ребенка всю гамму эмоций содержащуюся в читаемом художественном произведении, с другой – способ развития и совершенствования чувств ребенка. Книга всегда была и остаётся основным источником формирования правильной развитой речи. (16 слайд) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!