"Развитие познавательной активности детей посредством проектной деятельности"

Автор: Алтунина Марина Александровна
Должность: заместитель заведующего по увр
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с № 60 "Крепышок"
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательной активности детей посредством проектной деятельности"
Дата публикации: 25.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Развитие познавательной активности детей посредством проектной

деятельности»
Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в обучении, нам приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование.
Наглядное моделирование
– это воспроизвести существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работы с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольного, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваиваемый лучше вербального. ( Т.В.Егорова 1973г; А.Н.Леонтьев 1981 г.). Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. Во время проведения непосредственно образовательной деятельности в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Использование метода наглядного моделирования – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо, Хализева Л.М. и др.). Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольника. Следовательно,
актуальность использования наглядного моделирования

в работе с дошкольниками
состоит в том, что,  во-первых, ребёнок – дошкольник очень пластичен и лёгко обучением, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;  во-вторых, использование символической аналогичные облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления память гласит; «Когда учишь – записывай, рисуй схема, диаграммы, черти графики»;  в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Моделирование дает возможность изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания дошкольников. Обычно в основе занятий в детском саду лежит усвоение ребёнком знаний, умений и навыков, определяемых программой. Иначе говоря,
управление развитием ребёнка при этом осуществляется косвенным путём. Л. А. Венгер, П. Я. Гальперин, Ю. Ф. Гаркуша, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия и др. доказали возможность прямого развития дошкольника при овладении действиями замещения и наглядного моделирования
Моделирование состоит из следующих этапов:
 усвоение и анализ сенсорного материала;  перевод его на знаково – символический язык;  работа с моделью. Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определённой последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие
дидактические задачи
: o знакомство с графическим способом представления информации; o развитие умения дешифровки модели; o формирование навыка самостоятельного моделирования. В логопедической работе моделирования выступает как определённый метод познания, с одной стороны, а с другой – как программа для анализа новых явлений. Использование приёма наглядного моделирования даёт возможность:  самостоятельные анализы ситуации или объекта;  развития децентрации (умения менять точку отсчёта);  развития замыслов – идей будущего продукта. В ходе использования приёма наглядного моделирования, дети знакомятся с графическим способом предоставления информации –
моделью.
В качестве условных заместителей (элементов модели) могу выступать символы разнообразного характера:  графические фигуры;  символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);  планы и условные обозначения, используемые в них;  контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания и многие другие.
Методические рекомендации по использованию метода моделирования работе с

дошкольниками.


Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Цель моделирования – обеспечить успешное освоение детьми знаний об окружающих объектах и предметах, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Моделирование основано на принципе замещения реальных предметов, объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модель даёт
возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становятся возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию. Обучение моделированию следует осуществлять в такой последовательности. Воспитатель:  предлагает детям описать новые объекты с помощью готовой модели;  организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства;  постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трёх-четырёх;  обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков;  руководит созданием моделей элементарных понятий. Модели многофункциональны. На основе моделей можно создать различные дидактические игры. Требования к моделям:  модель должна отображать обобщённый образ и подходить к группе объектов.  раскрывать существенное в объекте.  замысел по созданию модели надо обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна. Приём наглядного моделирования может быть использован в работе по всем
направлениям коррекционной программы
: - коррекция звукопроизношения; - коррекция фонематического слуха; - формирование навыков звукового анализа и синтеза слов; - формирование представлений о структурах единицах языковой системы; - оптимизация темпо – ритмической организации речи; - обогащение эмоциональной лексики; - формирование лексика – грамматических категорий; - развитие связной речи; - подготовка к обучению грамоте. Используемый в коррекционно – развивающем обучении наглядные модели помогают целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.
Первое, где мы начинаем использовать модели – это артикуляционная гимнастика. При знакомстве с названиями упражнений сначала используем картинки – символы, которые соответствуют данному упражнению, а когда дети знакомы со всеми упражнениями, можно показать при помощи картинок - символов, над какими упражнениями будем сегодня работать. Сначала показываем взрослый самостоятельно, а затем привлекает детей. Начиная работу над звуками, мы также используем модели – символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесение звука. Модели легко классифицируются по всем видам нарушенного произношения звуков, поэтому хорошо узнаваемы. Это даёт возможность легко их запоминать. Звуковой анализ и синтез слогов и слов – это один из этапов коррекционно – образовательной работы с детьми, он вызывает наибольшие трудности. Детям сложно на слух определить наличие, или отсутствие какого – либо звука в слове, сосчитать их количество и определить последовательность в слоге или в слове. Для обозначения звуков мы используем (общепринятые) три цвета: красный – для гласных, синий – для твердых согласных, зелёный – для мягких согласных. Сначала ведётся работа над гласными звуками, а когда дети хорошо выделяют и различают гласные, переходит к согласным звукам. Все звуки у нас живут в замках: красном, синем, зелёном. Но сначала мы используем картинные символы, а затем цветовые: феи звуков, звуковички. Модели артикуляции звуков облегчают усвоение сложного материала по фонетике, служат дополнительной опорой для автоматизации и дифференциации звуков. Поднимают наглядность на высший качественный уровень - уровень мыслительных операций. Знания, заложенных в моделях, ребёнок сможет воспринять и освоить, если осмыслит их. В отличие от демонстративной наглядности, несущей знания, которые можно взять сразу, модели требуют различных операций теоретического мышления. Включение наглядных моделей в процессе обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико – грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. При этом используем, модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи («стрелка» вместо глагола, «волнистая линия» вместо прилагательного в моделях предложений и др.). В процессе коррекционного обучения большое внимание уделяется воспитанию словообразовательных навыков у детей с нарушенной речью. Применение наглядных моделей способствует более точному и прочному усвоению детьми, на практическом уровне, отдельных словообразовательных операций. Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно от исходного коренного слова. Схемы употребляются для формирования навыков правильного применения предложно – падежных конструкций, при работе над
составлением притяжательных и относительных прилагательных , согласовании различных частей речи и т.д. Продуктивным, на наш взгляд, является использование наглядных моделей при формировании у детей умений конструировать предложения различных типов. На первом этапе работы в данном направлении, возможно обучение детей конструировать отдельных словосочетаний по наглядной модели (гриб – корзина). Затем целесообразно использование наглядные модели, максимального конкретизирующие структуру предложения (например, составления простого предложения с прямым дополнением к игре «Кто из домашних животных, какую пользу приносит?»). На первых занятиях, посвящённых составлению простых предложений, дети составляют однотипные предложения по одной модели. В процессе последующих занятиях, посвящённых составлению простых предложения по двум – трём, а затем и большему числу моделей. Знакомя детей с приставками и предлогами, мы так же используем карточки – схемы, карточки – символы. Детям показывают карточки – символы предлога, они должны найти картинку, соответствующую данной карточки. Или на доске вывешивается модель, а детям раздаются картинки – карточки и они должны составить предложение, используя нужный предлог. Ёще мы учим составлять рассказы по графическим схемам, используя предлоги и приставки по какой – либо теме, например «Как я гулял», « Путешествие на машине» и т.д. Работая над формированием и совершенствованием монологической речи, мы так же используем модели, так как монологическая речь детей, имеющих нарушения речи характеризуются пропуском смысловых звеньев, нарушением последовательности повествования, длительными паузами, большим числом ошибок в построение предложений. Известно, что С. Рубенштейн, А. Леушина, Д. Эльконин, Л. Выготский считали рассматривание картин, иллюстраций, схем способствуют стремлению детей называть характерные признаки представленных на них объектов, рассказывать о них; при этом очень важно, чтобы все элементы на схеме, рисунке и т. д. были расположены для развёрнутого высказывания последовательности. Поэтому, в процессе работы над умением детей составлять рассказы по опорной сюжетной линии можно использовать модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. Называние предлагаемых наглядных опор напоминает детям о так называемых «ключевых» словах рассказа и способствует правильному определению последовательности высказывания. Приобретая навыки речевого высказывания, дети составляют развернутые рассказы с опорой на модели, состоящие из 6-8 наглядных опор, самостоятельно осуществляют выбор моделей, а также овладевают умениями придумывать рассказы по предложенной взрослым наглядной модели. Применение наглядных моделей в работе над монологической речью с детьми, имеющих нарушения речи, позволяет в
дальнейшем более успешно обучать детей составлению связного речевого высказывания, а также сочинению рассказа по замыслу. Таким образом, различные приёмы наглядного моделирования используются нами при работе над развитием всех видов монологического высказывания: - пересказ: опорные сигналы, заместители – геометрические фигуры, символы – буквы, идеограммы и т. д. - описательный рассказ: схемы – загадки, детальные схемы, сенсорные схемы, схемы Ткаченко и Волковой, модифицированные схемы Потаниной; - рассказы по картине: шаговая система описания картины по ТРИЗ, метод фрагментарного деления; - творческие рассказы: карты Проппа, цветные рассказы и т. д. Метод наглядного моделирования используется на занятиях по всем разделам коррекционной программы и формирует умение анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет детям осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, также способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья. Использование наглядного моделирования в коррекционно – образовательной работе с детьми, имеющих нарушения речи, эффективно влияет на развитие у дошкольников памяти, воображения, логического мышления; служат дополнительной основой для исправления звукопроизношения. Развития связной речи.
Список литературы:
1. Агаева Е. Л. «Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования», Москва. 1984 - с.14-16 2. Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет», Москва, 1988 – с. 9-10 3. Ветрова Н. М. «Формирование у детей старшего дошкольного возраста способности к абстракции приемами моделирования». (Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста), Иркутск,1972 – с. 24 4. Выготский Л. С. « Развитие высших психических функций», Москва, 1960. 5. Венгер Л.А. « Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», Москва « Просвещение», 1989 – с. 4 6. Волкова Л. С. « Логопедия», Москва, 1989 – с. 57 7. Глухов В. П. «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием», Москва «Аркти», 2004 - с.12 8. Ефименкова Л.Н. «Формирование речи дошкольников», Москва «Просвещение», 1985 - с.21 9. Жукова Н. С. «Формирование устной речи»,Москва , 1994 – с. 16 10.Леон Лоренсо С., Хализеева Л. М. «Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребёнка - дошкольника». (Психолого-
педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду), Москва, 1979 – с.33 11. Леонтьев А. А. «Теория речевой деятельности», Москва, 1968 - с. 12 12. Леонтьев А. А. «Слово в речевой деятельности», Москва, 1965 - с. 7 13.Леонтьев А. А. «Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания», Москва, 1969 - с. 20 14.Малетина Н., Пономарева Л. « Моделирование в описательной речи детей с ОНР», журнал «Дошкольное развитие», №6 2004 - с.23 15. Правдина О. В. «Логопедия»,Москва, 1969 - с.61 16. Роговенко Т. «Речевые тренажёры? Да!», журнал «Дошкольное воспитание», №10 2004 - с.15 17.Рудакова Н. «Обучение старших дошкольников с ОНР предложно-падежным конструкциям», журнал «Дошкольное воспитание», №11 2004 - с.10 18.Сековец Л. С. «Коррекция нарушения речи у дошкольников», Нижний Новгород, 1999 - с.21 19.Ткаченко Т. А. «В первый класс без дефектов речи», С-П «Детство - пресс», 1999 - с.5 20.Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит», С-П «Детство - пресс», 2000- с.15 21.Ткаченко Т. А. «Формирование лексико – грамматических представлений», (логопедическая тетрадь) С-П «Детство - пресс», 1999 - с.3 22.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. « Коррекционное обучение и воспитание детей 5- летнего возраста с общим недоразвитием речи», Москва, 1991 – с.12