"Число 0. Цифра 0. Свойства 0".

Автор: Ястребинская Наталия Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: г. Усинск Республика Коми
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Число 0. Цифра 0. Свойства 0".
Дата публикации: 25.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Учитель
Ястребинская Наталия Николаевна
Место работы, должность:
МБОУ СОШ № 4 с УИОП г. Усинск Республика Коми, учитель начальных классов
Предмет:
Математика 1 класс
Тип урока:
Урок изучения нового материала.
Используемые учебники и учебные пособия:
мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация Power Point, Методические рекомендации для учителя «Математика. 1 класс». Авторы: Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П.Тонких у учащихся: учебники Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П.Тонких «Математика 1 класс» (часть 2), тетради с печатной основой.
Раздаточный материал:
набор цифр, поделка снеговик, смайлики, фишки.
Тема: Число 0. Цифра 0. Свойства 0.

Цели:
1. Познакомить с числом 0 как с пустым множеством и началом отсчёта на числовом отрезке 2. Научить писать цифру 0. 3. Развивать навыки сложения и вычитания в пределах девяти.
Планируемые результаты образования:

Предметные:
знают: число 0 – пустое множество, начало отсчёта на числовом отрезке; умеют: писать цифру 0,характеризовать 0 как пустое множество, выполнять сложение и вычитание в пределах 9. 
Метапредметные:

Регулятивные:
определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя, высказывают своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. 
Познавательные:
добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информа- цию, полученную на уроке. 
Коммуникативные:
умеют вступать в речевое общение, допускать существование различных точек зрения, строить монологи- ческое высказывание; владеют диалогической формой речи и способами совместной деятельности в группе. 
Личностные УУД:
проявляют самоорганизованность, самодисциплинированность, самоконтроль, имеют целевую установку на отработку математических навыков.
Цель ученика:
буду узнавать про нуль, учиться его писать, решать с ним примеры, выражения. 1

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных

успехов)

Ι. Актуализация

знаний.

2 3 8 4

1.“Яркое пятно”:
– Ой, ребята, что случилось? Тут такое приключилось… Снеговик – храбрый, снежный почтовик, Он спешил так в гости к нам! Передать хотел письмо От Деда Мороза самого! Но налетели вьюги злые, И метели закружили! И осталось от него – Вот эти части и ведро. Мы должны его собрать И письмо то прочитать! Необходимо выполнить задание И пройти через все испытания.
1-е испытание

2. Повторение знаний о числах. 2 3 4 3
Индивидуальная работа. У доски 4 ученика. 6 7 8 9 4
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1)
самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью рисунков, схематических рисунков, кратких записей;
2)
составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием;
3)
обобщать и классифицировать по признакам;
4)
находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1)
работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом);
2)
вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
3)
активно участвовать в обсуждениях, 2
3
Разминка.
- У квадрата четыре угла, а у треугольника … - Слон большой, а мышка … - У дуба ствол толстый, а у берёзы … - Ручей узкий, а река … - Закончилась осень и наступила … - Завтракаем утром, а ужинаем … - Сегодня среда, а завтра … - Закончился ноябрь, наступил … - Назовите наименьшее однозначное число. (1) - Назовите соседей числа 3. - Назовите предыдущее число числа 4. - Какое число меньше 6 на 1 ? - Назовите следующее число за числом 6 . - Какое число стоит между числами 9 и 7? - Какое число больше 8 на 1 ? На доске запись 1 2 3 4 5 7 8 9 - Кто заметил, как расположились числа? (В порядке возрастания) - А всё ли у нас в порядке? ( Не хватает цифры 6) - Что получилось? (Натуральный ряд чисел) - Почему называется натуральное число? Проверка ёлочек. (Если верно поднимаем снеговиков) Самооценка работавших у доски: - Мне надо было записать состав числа 6. - Я выполнила задание без ошибок и без посторонней помощи. Итог
:
вы замечательно работали с числами. А для чего мы их изучаем, зачем нам нужны числа? (чтобы считать, решать примеры, обозначать количество предметов) возникающих на уроке;
4)
ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу;
5)
ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;
6)
участвовать в обсуждениях, работая в паре;
7)
ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;
8)
не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;
9)
работать консультантом и помощником для других ребят;
Регулятивные УУД
Развиваем умения:
1)
принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;
2)
принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий);
3)
выполнять работу в соответствии с заданным планом;
4)
участвовать в оценке и обсуждении полученного результата.
Личностные УУД
Развиваем умения:
1)
понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; 3

II. Открытие

нового знания и

формулирование

темы и цели урока.

1-й ком снеговика скатали.

2- е испытание
– А что это за коробочка? В коробочке …. (пусто). - Открываю, … пусто. Ничего. - Сколько подарков? (Ни одного)
Задание для смекалистых учеников.
Стоит в поле дуб. На дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок? (Нисколько)
Слайд № 2
Головоломка. - Назовите первые буквы названия слов. - Какое слово получилось?
2-й ком

3-е испытание 1 2 1 1 2
– А кто сможет определить тему нашего урока? Тема формулируется детьми. - Что хотели бы узнать на уроке?
План.
1. Числовой ряд. 2. Письмо цифры 0 3. Решать примеры с 0 – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
СЛАЙД № 3
УЧЕБНИК С. 20 № 1
1 2 3 4
- Рассмотрите рисунки в задании. - Сколько снежных шаров у снеговика было вначале? - Что произошло со снеговиком? Сразу ли он растаял? Расскажите как это происходило? - Сколько шаров на последнем рисунке? У Пети к вам еще несколько вопросов. Вы готовы помочь ему на них ответить? Тогда выполняем №2 - Сколько дедушек учится в твоём классе?
2)
быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
3)
не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.
ТОУУ
4

III. Первичное

закрепление.
- Сколько говорящих собак ты знаешь? - Сколько знакомых тебе кошек умеют вышивать? - Назовите в классе предметы, количество которых составляет нисколько,0. (0 слонов, 0 диванов и т.д.) - Что общего у всех заданий, которые мы с вами выполнили? Что будет ответом на все заданные вопросы? (Ответом на все заданные вопросы будет одно и то же число - нисколько, пусто, 0) - Нужно ли число для обозначения количества предметов, которых нет? – Какой знак обозначает число 0? (Цифра 0) Определите место числа 0 в числовом ряду. – Какое место займет число 0?
0
1 2 3 4 5 6 7 8 9
3-й ком

4-е испытание 1 6 2 3 9

а)
- На что похожа цифра 0? (на бублик, букву О, колесо) “Цифра вроде буквы О – Это ноль иль ничего. Круглый ноль такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки”. б) Цифры от 1 до 9 вы уже писать научились. А теперь Мудрая Сова научит вас писать цифру 0. Откуда начинаем писать цифру 0? (сверху) Давайте напишем сначала в воздухе. А теперь на стр. 46 в тетради на печатной основе №1 сначала найдите закономерность в 1-м ряду, а затем продолжите. 00 000 10 20 30 Работа в парах. По окончании работы берутся за руки и поднимают их вверх. Проверка. Очень хорошо. Все постарались. 5

IV. Открытие

нового знания

( Свойства нуля).

4-й ком

Слайд 5

3.Физкультминутка. (Для глаз)

5-е испытание
Расскажите, что знаете о числе 0. ( Число 0 не натуральное число, потому что оно ничего не обозначает. Все цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 обозначают какое-нибудь число, а 0 - его отсутствие!) Если 0 ничего не обозначает, зачем же он нужен? Раньше, когда не было этого числа и цифры, так и делали: место нуля оставляли пустым. И вы, наверное, догадаетесь, когда так говорят?
Слайд № 4
1) «Ноль внимания» (Никакого внимания.) 2)»С нуля начинать» (На пустом месте, когда еще ничего нет.) 3)»Ноль без палочки» (О том, кто не имеет никакого влияния, значения.) Ребята, а почему же мы с этим числом познакомились после всех чисел? Может оно и ненужно вовсе? Где его применяем в жизни? (01, 02, 03, 04) - Посмотрите на числа. Что происходит? В какой закономерности они записаны? (первая цифра всё время увеличивается, а вторая не меняется) - Был 1, а стало 10 10 20 30 40 50 60 70 80 90 Итог: прочитайте записанные числа. Какую цифру вы учились писать сегодня? (0)
5 – й ком
Лепим снеговика
2 4 4 2 8 1 3

6-е испытание
Раздаточный материал. (Фишки по 5 каждому ученику) Один ученик у доски. Задание №5 с. 21 - Рассмотрите рисунок Кати. Опишите действия и подтвердите 6

V . Первичное

закрепление и

самостоятельная

работа (применяем

новые знания)
предметными действиями. В коробке было 3 ёлочных игрушки. Над стрелкой стоит число 3 и знак «-». Значит, из коробки надо взять 3 игрушки. Берём. У нас в коробке пусто. На рисунке тоже пусто. Ничего нет. Это число ноль. Записываем на доске и в
(тпо №2 с. 46)
и комментируем: от 3 отнять 3, получим 0. К. 3 - 3 = П. + 3 В. 2 - Л. 2 + - Какой вывод сделаем? (Если из числа вычесть это же число, то получим 0) Какое буквенное равенство подойдёт? (а-а=0)
Слайд № 6 - 9

Глаз
Аналогично задания Пети (
Глаз
), Лены (
Нос)
, Вовы (
Рот)
. Слайд № 10 Итог: какие свойства нуля узнали? (проговорить коротко) - Сейчас поупражняемся в применении этих правил. - Придумайте похожие примеры с другими числами. (У доски 2 ученика) По 3 примера. Весь класс в тетрадях. - Проверяем. Если правильно поднимаете снеговиков, если нет, то просто сидите.
Ведро

5. Физминутка
- 2+2 – столько раз ногами топнем - 4 да 2 – столько раз в ладоши хлопнем - 5-1 – мы присядем столько раз - 9-9 – громко крикнем столько раз - 7-2 – столько мы наклонимся сейчас
6. Самостоятельная работа. 2 4 2
Примеры с ошибками на доске. Записать верные примеры. 7

VI. Итог урока.

2 – 2 = 0 7 – 0 = 5 8 + 0 = 8

3 - 1 = 0 6 – 0 =6 9 + 0 = 8
ПРОВЕРКА. ПРАВИЛЬНО

снеговик. 1 ряд – 1-й столбик, 2 ряд – 2-й столбик, 3 ряд – 3-й столбик. У доски по одному человеку от ряда.
Письмо

7. Рефлексия. 4 1 8 3
Выполняя задания, вы собрали снеговика. - Выполнили то, что планировали? - Как прошёл наш урок? Оцените работу всего класса. (На уроке работали слаженно, дружно, организованно).
Слайд № 17
Подвести итог пора. Что ж узнала детвора? - Что нового вы узнали на уроке? (Что такое нуль, как он получается, как его писать.) - Что вам было трудно? - Что помогало? - Над чем можно продолжить работу? (Учиться решать примеры, сравнивать…) - Пригодятся ли эти знания в жизни? Приведите примеры. Поднимите мои награды за вашу работу. Прочитаем письмо Деда Мороза. Получите подарки (баранки) и приглашения на утренник от Деда Мороза.
-
Как вы думаете, почему именно баранки подарил вам Дед Мороз? - На партах лежат смайлики. Выберите тот, которым оцените свою работу на уроке и подарите его Деду Морозу. Приложение Письмо Деда Мороза. Дорогие ребята! Я наблюдал за вашей работой на уроках. Заметил, как вы меняетесь с каждым днём. Желаю вам дальнейших успехов в учёбе, крепкого здоровья. Надеюсь, что вы вырастете умными, добрыми, отзывчивыми, 8
любознательными. Поздравляю вас с наступающим Новым годом! Передаю вам через снеговика приглашения на ёлку и подарки. Дед Мороз 9