"История бардовской песни"

Автор: Башарина Екатерина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования (гитара)
Учебное заведение: ОГКОУ "Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №91"
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "История бардовской песни"
Дата публикации: 27.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


История бардовской песни.
Авторские песни - это наши друзья. Этот жанр имеет и другие названия: песня – бардовская, самодеятельная, туристическая, студенческая. Все эти названия говорят о самобытном, неординарном музыкальном явлении, не укладывающемся в одно определение. Свое начало этот жанр берет в музыкальной культуре Древней Руси. Это древние слагатели былин, певцы- дружинники, украинские лирники. Авторская песня в России имеет особый смысл, так как на протяжении многих веков в профессиональной русской музыке главным было слово, а не музыка. Недаром при определении сущности авторской песни Б.Окуджава сказал, что это «поэзия под гитару», а В.Высоцкий говорил, что это – поэты, которые исполняют свои стихи под музыку. Авторская песня впитала в себя и русский городской романс, и кант (бытовую многоголосную песню), и крестьянские песни, и творчество декабристов, и революционные молодежные песни 20-х гг., песни беспризорников, студенческий фольклор. Она прошла большой и сложный путь: от полного неприятия, запрета – к блестящему расцвету и признанию. Статьи середины 50-х гг. были очень критичны: авторская песня обвинялась в непрофессионализме, ее называли «самодельщиной», считали, этому жанру «дальше костра и студенческого общежития выходить не стоит». Однако песни, сочиненные в стройотрядах, в геологоразведочных экспедициях, в кругу единомышленников, с появлением магнитофонов стали быстро распространяться по всей стране и становились народными. Люди разных профессий пишут песни. Почему? Что заставляет их это делать? Каждый автор пишет о том, что его волнует, как он видит и понимает мир. Поэт размышляет о добре и зле, о смысле жизни, рассказывает о человеческих чувствах. Концерт любого барда – это не развлекательное шоу, это всегда душевный, искренний разговор со слушателями, это исповедь поэта. Авторы-исполнители хотят, чтобы мы увидели мир их глазами, поняли, как он несовершенен, в суете и спешке быстротекущего времени осознали себя в этом мире и постарались чуточку изменить этот мир и самих себя. Как найти себя в жизни, стать личностью? Каждый бард решает это по- своему. Например, Ю. Ким считает, что путешествие, романтика, природа лучше, чем стены квартиры. Об этом песня Ю.Кима «Фантастика-романтика.
Александр Розенбаум в своей лирической песне «Вальс Бостон» считает, что самое лучшее – это красота музыки, любви, самой жизни. Люди мужественные, стойкие, смелые привлекают внимание бардов, Россия испокон веков славилась своими доблестными сынами. Размышления о прошлом и настоящем России, тревога за ее судьбу, преклонение перед ее мощью и красотой – все это мы находим в авторских песнях. Их отличает искренность высказывания, доверительный тон исполнения. Такова строгая и мужественная песня «Атланты» Александра Городницкого. Тема истинной дружбы, выбора друга красной нитью проходит во всех авторских песнях. Настоящий друг всегда выручит, не оставит в беде. «Песню о друге» Владимира Высоцкого. Одно-единственное чувство на земле, которое помогает жить, делает нас чище и бодрее – это любовь. Ради любимого человека мы можем творить чудеса, наша душа расцветает, она поет, в ней всегда весна. Но любовь бывает и другой: сердечные муки, слез, ревность. Неверие, коварство. Все оттенки этого всепоглощающего чувства, на котором держится вся земля, представлены в авторской песне. Олег Митяев "С добрым утром, любимая". Есть на свете слово – короткое и жестокое, за ним стоят страх, слезы, боль, смерть. Это слово – война. И когда бы она не была – первая мировая, вторая мировая, афганская, чеченская – война всегда бесчеловечна, жестока, порою бессмысленна. Почти все барды пишут о войне. Некоторые воевали сами: М.Анчаров, Г.Лепский, Б.Окуджава, у многих было военное детство, омраченное потерей близких. Для настоящих поэтов осмыслить годы войны – это долг перед собой и другими людьми. Владимир Высоцкий "А сыновья уходят в бой", Б.Окуджава «До свидания, мальчики». В истории авторской песни есть одно печальное событие, которое как бы стало новой точкой отсчета в развитии жанра. В 1967 году студент пятого курса Куйбышевского авиационного института Валерий Грушин ушел со своими друзьями в водный поход на байдарках в Восточные Саяны. Именно здесь он открыл свой полюс мужества. Проходя маршрут, ребята заметили, как недалеко от них перевернулась моторная лодка с детьми. Валерка бросился в ледяную воду их спасать, но сам выплыть не смог. Его искали больше месяца – не нашли. Смерть Валеры потрясла весь институт. Он был душой компании, сам писал песни, пел песни других авторов. «Надо сохранить его песни и память о нем», - решили друзья. И тогда через год родился фестиваль, носящий имя Валерия Грушина. Этот фестиваль является
главным экзаменом и для известных авторов-исполнителей, и для тех, кто только еще начинает свой творческий путь. Приезжают туда люди со всей России, привозя свои песни. Сцена Грушинского фестиваля сделана в форме гитары. И не случайно. Гитара, как никакой другой инструмент, подходит для бардовской песни. Лиричная, задушевная, мягкая, проникновенная, искренняя, она хороша и в узком кругу друзей, и в шумных концертных залах, и в туристическом походе у костра. Кто-то из великих музыкантов сказал, что любой другой инструмент нарушает тишину, а гитара её создает. Ну а бардовской песне как раз необходима тишина – для разговора по душам.