"Патриотическое воспитание студентов колледжа"

Автор: Долженков Евгений Анатольевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ "Прокопьевский колледж искусств"
Населённый пункт: город Прокопьевск Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Патриотическое воспитание студентов колледжа"
Дата публикации: 28.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Е.А.Долженков Преподаватель ГПОУ «Прокопьевский колледж искусств» Славься, Отечество наше свободное Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная, Славься страна! Мы гордимся тобой! (припев гимна РФ) Патриотизм - это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Говоря о таком понятии как патриотизм, мы считаем необходимым упомянуть некоторые отличительные особенности современной эпохи, а именно нравственное состояние молодежи. Что касается современной ситуации в России, то очевидно, что на рубеже 20-21вв. воровство, коррупция, рост криминальных структур, безнаказанность чиновников, пьянство, наркомания и духовное нездоровье общества достигли таких масштабов, что поставили общество в катастрофическое положение. В 90-е годы в России начал пропагандироваться криминал. Молодежь все более остро ощущала не востребованность обществом знаний и таланта, что повлекло за собой массу противозаконных действий. Постепенный размыв, «истончение» культурного слоя, культурных традиций, интеллигентности, снижение ценности такого явления как патриотизм — эти и другие подобные факторы значительно затрудняли осуществление эффективной образовательной политики. Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма и коллективизма, молодое поколение формировалось на ценностях крайнего индивидуализма и эгоизма. Либеральные реформы привели к разрухе и всеобщему социальному упадку. В обстановке, когда подавляющее большинство молодежи считало, что государство не отражает ее интересов, не
обеспечивает социальную защиту, не пользуется уважением на международной арене, молодые люди просто не понимали, зачем им нужно такое государство, и почему они обязаны любить его и защищать. Но это чисто экономические причины. Моральное состояние молодежи связано с потерей перспективы, и растущие растерянность, тревога. Большая проблема заключается в том, что сейчас во взрослую жизнь вступает поколение 90-х годов, которое уже не застало Советского Союза с его устоявшимися ценностями. Это поколение, которое родилось в совершенно другой стране. Изменение системы ценностей не успевало за более быстрым изменением общественных настроений. Патриотизм, развитию которого раньше посвящали много усилий, постепенно превратился из необходимого элемента воспитания граждан, во что-то лишнее, несовременное. Таким образом, новое поколение начинало свою жизнь в стране, в которой отсутствовала какая либо идеология или система ценностей. Если общество не интересуют проблемы личности, то ответной реакцией незащищенной личности становится агрессия против общества. В результате этого значительно увеличилось число людей, для которых стала характерной социокультурная амбивалентность, связанная с раздвоением ценностного сознания, проявляющаяся в одновременном стремлении к противоположным ценностям. Как известно, когда свободы слишком много, она развращает человека. Нередко материальные ценности стали преобладать над моральными. Некоторые считают, что другие государства лучше, чем страна, в которой они родились и выросли. В связи с этим студентам "Прокопьевского колледжа искусств" был задан вопрос: «Если у вас была бы возможность, вы бы уехали из России?» Большинство опрашиваемых ответило, что посмотрели бы мир и вернулись- 74%, “навсегда” занимает -8%, Нет - 18%. Это доказывает, что люди предпочитают посмотреть мир и вернуться, но есть, к сожалению и те кто желает покинуть страну навсегда. В то же время, по опросам социологов, россияне стабильно гордятся полетом Ю. Гагарина в космос, гимном, а также нашей великой историей и литературой. События последних лет, такие как: победа в Олимпиаде и паралимпиаде, присоединение к России Крымского полуострова, использование Военно-воздушных Сил России для ликвидации террористов в Сирии, резко подняли патриотические настроения среди молодежи. Мы стали гордиться своим государством. Подводя итоги вышесказанному, можно утверждать, что патриотизм у современной
молодежи переживает не самые легкие времена. Об этом свидетельствует факт концентрации государственного интереса к проблемам воспитания патриотизма у граждан Российской Федерации, что было закреплено государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010 –2015 годы». Но имеющиеся проблемы решаются. Молодые люди стали активно интересоваться новыми событиями. Ведь завтра зависит от действий совершенных сегодня. Именно нацеленность на социальную востребованность молодежи, осознание подростками и молодыми людьми своей «нужности», значимости для общества, социальный заказ на молодежное творчество и активность дают огромный позитивный импульс освоению ценностей патриотизма, резко повышает его эффективность и воздействие на общественное сознание, самовоспитание и самосовершенствование. За россиянами – великий разум и ратный подвиг предков, могучая культура, а мужества и стойкости, чувства ответственности перед Родиной им не занимать. Без подъема гражданского самосознания, патриотического потенциала населения и российской государственности не приходится рассчитывать на успех в Возрождении Отечества. В реализации патриотического воспитания нужны новые, понятные современной молодёжи подходы. Радует осознание большинством россиян того, что формирование патриотизма не может занимать второстепенного места и быть предметом спекуляций в политической борьбе. На вопрос: «Нужны ли патриоты стране сегодня?» студенты колледжа искусств дружно ответили ДА. В наши дни в стране, в основном создана система патриотического воспитания. В образовательных учреждениях общего и профессионального образования в рамках учебных программ по курсу Безопасность жизнедеятельности включены вопросы, направленные на патриотическое воспитание. Юноши изучают основы военной службы, участвуют в военно-полевых сборах. 100% опрошенных юношей призывного возраста обучающихся в колледже ответили о готовности пройти военную службу по призыву после получения профессионального образования. В этом направлении проводится внеурочная работа, организуются встречи с ветеранами войн и локальных конфликтов, им оказывается посильная помощь. Возобновилось проведение военно-спортивных
игр и других мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание молодёжи. Возросли уровень и эффективность проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок и состязаний. Для проведения мероприятий патриотической направленности широко используется потенциал учреждений культуры и искусства, образовательных учреждений. Так, на протяжении многих лет, студенты и педагоги Прокопьевского колледжа искусств активно участвуют в проводимых мероприятиях городского и областного масштабов, посвященных празднованию знаменательных дат, участвуют в концертах перед ветеранами войн и труда. Хор Прокопьевского колледжа искусств традиционно открывает городские мероприятия исполнением гимнов России, Кемеровской области и города Прокопьевска. Гимн города был написан преподавателями колледжа Игорем Петровичем Булгаковым и Мариной Михайловной Кузнецовой. Закончив колледж и став педагогами и руководителями творческих коллективов, наши выпускники продолжают эту работу уже со своими учениками. Принимая участие в таких мероприятиях, устанавливается незримая связь поколений, молодёжь приобщается к духовным ценностям российского народа. Изучение истории России, участие в творческих мероприятиях с репертуаром патриотической направленности, личное общение с ветеранами, есть основное направление в деле гражданского и патриотического воспитания, подготовки достойных граждан России, гордящихся своей историей, своим народом и страной.
В работе использованы фотоматериалы из личного архива автора.