"Семейные аспекты в развитии адаптационного потенциала и факторов самореализации музыкально и артистически одарённых детей и подростков".

Автор: Калинина Наталья Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУДО Дворец учащейся молодёжи Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Семейные аспекты в развитии адаптационного потенциала и факторов самореализации музыкально и артистически одарённых детей и подростков".
Дата публикации: 31.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга Методическая разработка «Семейные аспекты в развитии адаптационного потенциала и факторов самореализации музыкально и артистически одарённых детей и подростков». Автор: педагог дополнительного образования Калинина Наталья Владимировна. Санкт-Петербург 2016г.
Ключевые слова: вокальная одарённость, музыкальная одарённость, артистическая одарённость, психологический микроклимат, семья, готовность к творчеству, мотивация, самореализация. Развитие музыкальных и артистических способностей ребёнка, самореализация в коллективе и социальная адаптация неразрывно связано с семьёй. Тезисами в данной работе можно обозначить: моменты участия родителей в раскрытии творческих способностей ребёнка, помощь семьи в формировании психологической готовности к творчеству, роль семьи в формировании психологической готовности к публичному выступлению, формирование в семье аспектов повышения адаптационного потенциала ребёнка и аспектов самореализации в коллективе, участие родителей в формировании комфортного микроклимата в творческом коллективе. Музыкально одарённый ребёнок достаточно рано проявляет свои артистические способности. Голосом и артистическим подражание он выражает свои эмоциональные переживания и первые театральные впечатления. Если родители будут внимательны и не расценят подобные способы самовыражения прежде всего как невоспитанность и только, они смогут определить наличие определённых способностей у своего ребёнка. Как правило, дальнейшая судьба развития вокальных и артистических способностей их сына или дочки зависит от желания родителей помочь или хотя бы не мешать творческой самореализации ребёнка. Для более полного развития способностей, раскрытия истинного творческого потенциала необходимо обучение с профессиональными педагогами одной из целей которого является получение индивидуальных умений и навыков владения своим творческим потенциалом. В своей книге
«Счастливые родители одарённых детей» Кэрол Тэкэкс
отмечает: «Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребёнка ещё в дошкольном возрасте». Кроме того, приводя результаты опроса родителей Тэкэкс приводит распространённое высказывания на тему одарённости детей : «Я не хочу, чтобы мой ребёнок был одарённым, пусть лучше он будет нормальным, счастливым ребёнком- таким как все» . Хотя опрос проводился среди американских родителей, у нас ситуация складывается подобным образом, если не хуже(если брать во внимание экономические проблемы). Подобная точка зрения часто связана с тем, что пока у ребёнка не выявилась одарённость или
склонность к какой-то сфере деятельности родители чувствовали себя спокойно и им сложно привыкнуть к чувству дополнительной ответственности и новым обязанностям, связанными с необходимостью развивать способности ребёнка и уделять ему дополнительное время и усилия. Темп и особенности современной жизни вынуждают родителей напряжённо работать для обеспечения всего необходимого. Любовь к ребёнку, желание ему помочь в самореализации входят в противоречие с усталостью и «загруженностью» повседневными проблемами. Недостаток времени требует постоянного выбора между «важным» и «могущем подождать», что можно решить потом. В данном случае роль педагога достаточно ответственна в жизни ребёнка. Педагогу необходимо объяснить насколько «важно» развитие одарённости ребёнка для всей его дальнейшей жизни. Необходимо подготовить близких к будущей ответственности и трудам для наиболее полной реализации ребёнка в жизни. На своём многолетнем педагогическом опыте я убедилась, что искренняя вера родителей в одарённость ребёнка, тесное сотрудничество с педагогами и поддержка самых первых, может ещё и незначительных результатов занятий, участие в конкурсах, концертах, фестивалях всегда приводит к успеху и творческой самореализации ребёнка, способствует его быстрейшей социальной адаптации и осознанному выбору его дальнейшего жизненного пути. Утверждение родителей, что будучи «как все» ребёнок в большей степени будет счастливым не так уж и верно потому, что нет детей таких «как все». Каждый ребёнок и человек обладает индивидуальными чертами и особенностями и склонен к тому или иному. У каждого из нас свой вкус, своё восприятие окружающего мира. По общему мнению, человек чувствует себя счастливым, когда его желания и возможности совпадают. Часто это связано с тем, что человек уделяет время своим интересам, увлечениям больше чем необходимым обязанностям. В данном случае от родителей в огромной степени зависит будет ли связана основная сфера деятельности их ребёнка с интересующим его предметом творчества или он выберет «нужную для жизни» профессию. Общаясь с родителями важно отмечать, что достижение успеха в любой профессии связано с мотивацией и приложением достаточных сил и времени. Наличие способностей и базовой подготовки ещё в школьном возрасте значительно облегчают достижение цели «успешности» в жизни. Хочется привести для примера известный американский фильм о сбежавшей невесте, где девушка постоянно сбегала
со свадьбы, так как не могла разобраться со своими вкусами и предпочтениями. Возможно, это явилось одним из следствий желания быть «как все». Общаясь с родителями я стараюсь чаще отмечать, что открывая и развивая способности своего ребёнка на дополнительных занятиях, родители чрезвычайно помогают в развитии ребёнку и в его дальнейшему профессиональному выбору. Налаживая взаимодействие с родителями обучающихся, я стараюсь объяснить, насколько велика их роль в формировании психологической готовности к творчеству и выступлениям. Успешность вокальных и артистических занятий заключается в регулярном репетиционном процессе. Воспитание ответственности к посещению занятий, позитивный психологический настрой ребёнка требует от родителей постоянных усилий. Часто студия находится не в шаговой доступности, дети нуждаются в сопровождении и контроле. Сами занятия связаны с определёнными физическими нагрузками и физиологическое состояние ребёнка является иногда определяющим в результативности обучения. Общаясь с родителями всегда хочется подчеркнуть, что подготовка к занятиям часто начинается с воспитания у обучающегося самоуважения и ответственности к себе и своим способностям. Культурное развитие , новые художественные впечатления, совместные с близкими посещения театров, концертов, музеев объединяет и обогащает личности и детей и взрослых. Знакомство с результатами различного вида творчества развивает мотивацию и психологическую готовность к регулярному творческому процессу как необходимому пути в достижении результата. Обращаясь к книге Кэрол Тэкэкс «Счастливые родители одарённых детей» я хотела бы привести следующие слова: Однако«Многие родители считают, что детям не надо говорить о том, как папа и мама любят и ценят каждого из них. сами взрослые хотят слышать это, им почему-то необходимо об этом напоминать. Так почему же мы так скупы на похвалы и выражения своих чувств к детям?» Далее : «Делайте упор на взаимном уважении, сопереживании и понимании, что важно для социоэмоционального развития каждого ребёнка». Из своего педагогического опыта хочу привести пример иллюстрирующий советы Тэкэкс. У меня обучался одарённый мальчик со своим, индивидуальным отношением к музыке, ответственным отношением к
занятиям и большим желанием развивать свои вокальные способности. В своём семилетнем возрасте он предпочитал в основном классическую музыку. Подобное отношение позволило достаточно быстро достичь хороших результатов и активно участвовать в концертах. На начальном этапе мама относилась положительно к занятиям, но изменение местоположения студии стало определяющим в её желании поддерживать своего сына в творчестве. Когда мальчик стал лауреатом городского конкурса «Салют победы» она назвала этот конкурс «дворовым» (по словам самого учащегося) и даже не пожелала получить награду и диплом. От участи в дальнейших занятиях она отказалась. Я с горечью вспоминаю этот пример и лишь надеюсь, что мальчику удалось найти возможность заниматься музыкой в удобном для мамы месте. Не могу забыть чувство обиды и несправедливости которое он испытывал когда рассказывал мне об отношении своей мамы. Этот добрый и смешливый маленький артист стал сразу очень грустным и одиноким. Как правило, родители поющих или играющих ребят имеют слабое представление о специфике творческой деятельности и одним из аспектов взаимодействия педагога и близких ребёнка является просвещение взрослых об особенностях организации вокального и актёрского процесса. Насколько уязвима нервная система маленького певца и актёра, насколько он нуждается в поддержке и внимании. Родители мечтая о быстрой славе своих детей, не знают какие жертвы близких людей могут потребоваться для достижения выдающихся успехов . Постоянная работа с родителями, поддержание их веры в способности и успехи их детей являются необходимой частью работы с коллективом. Большая волна всевозможных вокальных и актёрских конкурсов сформировали мнение у большинства зрителей(к которым относятся и родители) что успех доступен и возможен лишь благодаря одной природной одарённости. Но обманчивость этого представления связано с сокрытием всего пути начальной подготовки исполнителя. Его неудачные выступления, поиск своего лица, своего репертуара, своего вокально-сценического образа, даже время уныния и разочарования без которого не складывается личность исполнителя, мы не замечаем и не видим. Нет ни одного артиста у которого нет периода неудач и важно донести до родителей что каждое выступление является маленькой ступенькой на пути к созданию «своего» сценического
вокально-сценического образа, на пути к нахождению «комфортного» состояния на сцене. Я стараюсь каждое выступление обучающегося обсуждать с ним и с его родителями . Важно отметить где ребёнок закрепил навыки и что требует дальнейшего развития. Публичное творчество достаточно сложный психо- эмоциональный процесс, часто стрессовое состояние. Необходимо закрепить у ребёнка и близких отношение к выступлению как к части учебного процесса и результат его не может превосходить готовность на данный момент владения своим вокальным и актёрским аппаратом. Существуют задачи поставленные педагогом и их надо стремиться выполнить. Задачи должны соответствовать уровню подготовки, чтобы максимально избежать неудач и психологической травмы. Завышенные требования родителей, их неоправданные ожидания часто приводят к дополнительному стрессу и разочарованиям. Иногда приходиться слышать: «Ну что же ты, дома ведь у тебя лучше было», или «Дома ничего не боишься, а тут…». Подобные высказывания могут привести к тому, что ребёнок и ли подросток вообще отказывается выступать в присутствии близких. Удачные моменты пения в домашнем кругу показывают возможный потенциал способного обучающегося , но сравнивать психо-эмоциональное состояние с концертом нельзя. В моей практике был случай с маленькой девочкой пяти лет. Её только привели на занятия, она ничего естественно не умела, очень стеснялась и боялась. Начались регулярные индивидуальные занятия и понемногу девочка освоилась. Через пару месяцев выучила песню «Улыбка» из известного мультфильма. Я предложила выступить ей с нами на фестивале(чтобы она посмотрела на более старших членов коллектива, оценила их выступления). Страха она не испытывала и выступление оказалось настолько удачным , что ей предложили выступить на Гала- концерте фестиваля. Мы подготовились , но когда подошло время выходить на сцену девочка наотрез отказалась. Думаю, сцена эта показалась ей слишком большой , и зрителей было много. Она плакала всё время и не хотела выходить. Чего я только не делала и мама пыталась её напрасно успокоить. Как то нам удалось её уговорить , девочка спела, но выступление оказалось намного хуже пения на конкурсе. Другие участники коллектива,
имеющие достаточный сценический опыт, хотя и волновались, но выступили достаточно стабильно. К сожалению, готовность к выступлению тоже надо тренировать и развивать, и не всегда родители это понимают. Осознанная подготовка к концертам и конкурсам начинается дома, в семье, среди родных и близких. «Для чего ты выходишь, что ты должен сделать и на каком ты этапе находишься» важно понимать всем . Влияние на повышение адаптационного потенциала обучающегося в коллективе в целом оказывается родителями непосредственно участвующими в формировании адекватной самооценки ребёнка и в создании товарищеской, творческой атмосферы в детском или подростковом коллективе. Родители могут оказать большую помощь в снижении чувства тревожности ожидания результатов обучения, перед выступлениями на конкурсе или концерте. Кэрол Тэкэкс в книге «Одарённые дети» приводит результаты исследований : «Исследования показывают , что страхи маленьких детей обычно лишены реализма. Родителям выросших в городе шестилеток трудно понять, отчего их дети дольше всего боятся львов или тигров, а вовсе не автомобилей, которые для них представляют гораздо большую опасность. Для одарённых же детей, как правило характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникающему вокруг них». Таким образом, очень важно стараться объяснить родителям, что построение гармоничных отношений со способными к творчеству и обладающими яркой индивидуальностью детьми процесс не простой . Такой ребёнок требует повышенного внимания к себе со стороны окружающих и скорее всего он не сможет быть «как все». Если семья разделяет интересы ребёнка, участвует в подготовке сценического костюма, сценического образа, контролирует поэтапную подготовку к выступлению, беседует о всех беспокойствах и страхах ребёнка, обсуждает планы на будущее, то это даёт дополнительную уверенность исполнителя в своих силах, внушает ему чувство поддержки. Как правило, одарённость детей не зависит от дохода и социального положения родителей. Довольно часто, выдающиеся способности
обнаруживаются у ребят из неблагополучных семей , семей с низким уровнем дохода и низкого социального положения, детей матерей одиночек. Многими исследователями отмечалась трудность в определении причин самореализации творческих личностей, но несколько основных аспектов им удалось выявить. Помимо врождённых факторов связанных с особенностями состояния здоровья и внешних данных выявлена социальная причина: в семьях с низким уровнем дохода развитие детей не стимулируется их окружением, поэтому они не склонны высоко ценить значение образования. Это напрямую относится к мотивационным аспектам самореализации и адаптационного потенциала. Самой главной причиной были названы психологические предпосылки, мешающие реализации, их корни, по мнению исследователей, часто закладываются в семье. Тэкэкс, опираясь на данные исследования , утверждает: «Родителям необходимы знания и навыки, которые позволят обеспечить развитие их одарённых и талантливых детей. Учитывая вышеназванные причины, педагог дополнительного образования начинает работу с обучающимся у которого уже могут сформироваться личностные факторы независимо от него, что будет негативно влиять на процесс обучения и творческую самореализацию.
Педагог может

столкнуться с негативным отношением к учёбе в целом, с нарушением

отношений с родителями, с подверженность к колебаниям настроения,

депрессии, духу противоречия, с низкой самооценкой, к недоверию, к

проблемам в межличностных отношениях , отсутствием самодисциплины,

неприятие состязательности, с эмоциональной неуравновешенностью, с

излишней чувствительностью к критике и тенденцией критиковать других,

с желанием постановки нереалистичных целей, излишним

перфекционизмом.
Огромная ответственность лежит на педагоге в желании оправдать и отделить ребёнка на время обучения от обстоятельств, приведших к формированию негативных тенденций его личности. Глубокий анализ семейных отношений возможен, если с родными обучающегося установились доверительные, продуктивные отношения, основанные на взаимной симпатии и уважении. Получение всесторонней информации очень важно , но возможно если только обучающийся и родители доверяют педагогу. Иногда, только от того насколько педагогу удаётся решить
возникающие проблемы в обучении, одарённый ребёнок получает шанс на дальнейшее развитие своих способностей. Бывают случаи, когда педагог становиться единственным «союзником» ребёнка в его желании развивать свой талант, но поддерживая друг друга они способны привлечь на свою сторону и родных. Напротив, излишняя опека родителей над способным ребёнком, желание руководить педагогом может принести вред росту адаптационного потенциала и самореализации. Хочу привести пример из моей педагогической практики. Девочка начала заниматься с 4,5 лет и проявила незаурядные вокальные способности. К 7 годам девочка стала лауреаткой нескольких престижных международных конкурсов, удостоилась стипендии фонда Спивакова. На начальном этапе обучения мама Саши ответственно и серьёзно относилась к моим рекомендациям, удивлялась и радовалась успехам дочери, но затем , я стала замечать, что мама придаёт им гораздо большее значение чем ребёнок. К 8 годам, мама решила, выступления вообще не нужны и не важны если за это не выдаётся лауреатство и вообще достижения девочки оценивала много выше остальных и педагога в частности. Печальный пример головокружения от успехов у родителей. Несмотря на приведённые мною негативные примеры, призванные иллюстрировать определённые внутрисемейные проблемы, я могу отметить положительное отношение к обучению, выступлениям и концертным и конкурсным со стороны родителей. Родители старались поддерживать меня в начинаниях, направленных на раскрытие творческого и вокального потенциала обучающихся. В коллективе практически не возникало спорных ситуаций или конфликтов, и это, безусловно шло на пользу самореализации детей. Формат данной работы позволил рассмотреть некоторые семейные аспекты, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на развитие адаптационного потенциала и факторов самореализации одарённых детей и подростков. Педагогу, работающему с творчески одарёнными детьми, очень важно обращать внимание на свою и на родительскую ответственность в процессе создания благоприятных условий для развития способностей и повышения адаптационного потенциала обучающихся. Необходима корректная и систематическая работа с родителями и близкими детей от которых зависит будущее всех членов
творческого коллектива. Я всегда стремлюсь выражать горячую благодарность за любую помощь и внимание оказанные своим детям. Нельзя переоценить заслугу семьи и в наличие самих способностей, часто передающихся по наследству, и в воспитании необходимых личностных качеств, позволяющих добиться самореализации. Список использованной литературы.
1.Кэрол Тэкэкс. Одарённые дети. Нью Йорк 1986 г.