Мультимедийная логопедическая игра "Судоку"

Автор: Самойлова Екатерина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с.Хворостянка СП д/с "Колосок"
Населённый пункт: Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мультимедийная логопедическая игра "Судоку"
Дата публикации: 01.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Мультимедийная логопедическая игра «Судоку»
«Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает». Георг Зиммель На современном этапе развития общества информационные технологии являются неотъемлемой частью его жизни, образования человека. Дошкольники с присущей им любознательностью и смелостью овладевают элементарными навыками работы на компьютере значительно быстрее, чем взрослые. Информационные ресурсы, обладая красочным материалом, возможностью ребенку самостоятельно действовать, позволяют эффективнее и успешнее осваивать образовательную программу. Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.). Необходимость широкого использования информационных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательных учреждениях прямо определяется требованиями ФГОС. Ведущей педагогической идеей моей работы является изучение и оптимальное использование развивающих компьютерных программ на логопедических занятиях в ДОУ с целью повышения эффективности логопедической работы. Использование современных информационных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно- образовательного процесса, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития. Современные технические средства
позволяют проектировать принципиально новые педагогические технологии, основанные на системном, деятельностном, полисенсорном, интерактивном подходах к коррекционному воздействию. В результате активизации компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия и развития положительной мотивации они повышают эффективность коррекции речевых расстройств, преодолении вторичных нарушений, а также общего развития детей. Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологии в образовательный процесс дошкольного учреждения являются мультимедийные презентации. Использование мультимедийных средств позволяет учителю-логопеду привнести эффект наглядности в занятия и помогают ребенку, нуждающемуся в коррекционной помощи, усвоить материал быстрее и в полном объеме. Важным фактором для широкого внедрения компьютерных презентаций в учебный процесс, является: наличие программного средства, позволяющего быстро и просто создавать серию насыщенных информацией слайдов, оформленных в единый слайд-фильм с мультимедийными эффектами. С помощью гиперссылок и кнопок-триггеров в программе Power Point, макроса Drag-and-Drop, программы Adobe Photoshop, мною была создана серия мультимедийных пособий для работы с дошкольниками с речевыми нарушениями «Копилка мультимедийных логопедических игр «Логомозайка», в которую входят игры «Рифмущки», «Ребусы», «Судоку» и другие. Хочется несколько подробнее остановиться на
мультимедийной логопедической игре «Судоку».
Цель: автоматизация и дифференциация звуков, развитие логического мышления, а также свойств внимания. Задачи:  активизировать в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи;  развивать процессы восприятия, внимания, памяти;  развитие логического мышления. Алгоритм проведение мультимедийной игры «Судоку» представлен в
таблице 1
.
Игра нашла широкое применение в моей практике при проведении индивидуальных занятий. На занятиях необходимо учитывать возрастные регламенты непрерывной работы с компьютером: для детей 6-7 лет - не более 15 минут; для профилактики зрительного утомления после работы с компьютером проводится комплекс упражнений гимнастики для глаз в течение 1 -2 минут, а в середине занятия - перерыв для организации подвижного отдыха длительностью 2-3 мин. Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Во время занятий на компьютере ребенок учиться говорить правильно, стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику, у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно. Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы. Использование компьютерной программы повышает мотивацию за счет того, что ребенок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера. Ценность использование информационных технологий заключается именно в том, что дети постепенно начинают интересоваться их содержанием, а не только новой и необычной формой. Так игровая мотивация естественным образом переходит в учебную, в интерес к содержанию задания. Ценность мультимедийной игры возрастает, если в ней реализован потенциал, обеспечивающий вариативность применения. Практическая значимость данной игры заключается в том, что она может быть использована родителями в качестве практических материалов для занятий с детьми. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей коррекционно-
развивающего процесса. Владение приемами создания электронных ресурсов помогает решить конкретную коррекционную задачу, повысить мотивацию дошкольников. Хотелось бы обратить внимание, что при всех положительных моментах использования компьютерных технологий логопедам следует тщательно продумывать количество и время предъявления данного материала на коррекционных занятиях. В любом случае логопедическое занятие не может состоять исключительно из предъявления компьютерных средств, они обязательно должны сочетаться с другими приемами и методами работы и органично дополнять их.


Список использованной литературы:
1.Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2. 2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008. 3. Никишина Т.А. Компьютерные занятия в детском саду //Информатика и образование. №4, 2003. 4. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997.
Список использованных электронных ресурсов
: 1. Microsoft PowerPoint; 2. Adobe Photoshop CS5; 3. Макрос DragAndDrop; 4. Иллюстрации helgadesigh.