"Арт-терапевтические технологии в работе с детьми"

Автор: Пасечникова Ирина Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБУ "Центр психолого-медико-социального сопровождения № 85"
Населённый пункт: Набережные Челны РТ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Арт-терапевтические технологии в работе с детьми"
Дата публикации: 02.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Мастер-класс
Арт-терапевтические технологии в работе с детьми-
И.Ю.Пасечникова педагог-психолог МБУ ЦПМСС № 85
Цель:
расширить представления педагогов-психологов об использовании арт-терапевтических технологий в работе с подростками. Предоставить возможность прочувствовать на собственном опыте действенность этих техник. Создать психологически комфортные условия для снятия психоэмоционального напряжения у специалистов помогающих профессий.
Раздаточный и демонстрационный материал:
белые листы для рисования, пастель, карандаши
Продолжительность
: 30 минут
Вводная часть:
Ребенок в большинстве случаев затрудняется в вербализации своих чувств и переживаний. Для него более естественной является невербальная, в том числе изобразительная экспрессия. Прежде всего, это относится к детям, имеющим речевые и интеллектуальные нарушения.
Арт-терапевтические технологии, как наиболее приемлемая форма
психокоррекционной работы с такой проблемной категорией детей, как воспитанники детского дома. Исходя из наблюдений собственного опыта, диагностического мониторинга, подчеркиваю роль арт-терапевтического процесса в повышении адаптационных возможностей воспитанников. Видов арт-терапиии очень много, в целом это лечение искусством: взаимосвязь литературы, музыки, изобразительного искусства, театра, танцев и т.д. На своих занятиях чаще всего я использую музыкальное и изобразительное искусство, танцевально-двигательные упражнения (развитие мимики и пантомимики), игры с песком.  Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы формата А 1, А 2, А 3, А 4, А 5, акварельные краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, глина, восковые карандаши, витражные краски, пастель)  Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)
Правила работы на занятиях.
 Воспитанник имел право работать в собственном темпе.  Воспитанник имел право отказаться выполнять некоторые задания, мог открыто вербализовать свои чувства, что-то коллективно обсудить и т.п.  Членам группы разрешается оказывать друг другу взаимную поддержку.
Цели данных занятий:
- развивать у участников социальные навыки; - повышать их самооценку и укреплять личную идентичность; - развивать у них коммуникативные навыки и способность адаптироваться к групповым нормам.
Структура занятия
: приветствие, упражнения на разогрев, беседа по теме, изобразительный этап, обсуждение, прощание. Арт-терапевтическим упражнениям предшествует вводная беседа по выбранной теме, упражнения для разогрева. В начале каждого занятия обязательно разбираются возможные варианты выполнения заданий, предлагаемые и детьми, и ведущими. Следущий этап посвящен развитию коммуникативных навыков, коррекции привычных форм поведения и опробованию новых социальных ролей. Упражнения подбираются таким образом, чтобы время взаимодействия детей друг с другом увеличивалось постепенно. Темы занятий для индивидуальной работы: 1. Мое имя 2. Метафорический портрет: я в образе растения 3. Метафорический портрет: я в образе животного
4. Метафорический портрет: я в образе предмета 5. Автопортрет 6. Что я люблю? 7. Мое настроение 8. Я в будущем 9. Рисунок вдвоем 10. Поздравительная открытка Темы занятий для групповых занятий. 1. Подарок: рисование двумя красками на мокром листе 2. Странное животное: рисование втроем 3. Каракули 4. Интервью-презентация 5. Повторялки 6. Кооперативное рисование 7. Рисунок вдвоем 8. Рисунок по кругу на свободную тему. 2. 9. Совместное тематическое рисование 10. Совместное свободное рисование  Таким образом, на арт-терапевтических занятиях каждый участник мог оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными детьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе— создавать демократическую, доверительную атмосферу, связанную с равенством прав и ответственности участников и ведущих;
Практическая часть

Упражнение «Автограф на память»
Все участники семинара представляются и, выбрав наиболее понравившийся им цвет пастели, обводят свои ладони на листочках как приветствие всем участникам занятия и ставят автограф. 
Упражнение «Представьте себе...»
Ведущий. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, обратите внимание на свое дыхание... Ваше дыхание ровное, тело расслаблено... Представьте себя в том месте, где вам наиболее комфортно... Осмотрите это место. Какое оно? А теперь вспомните, когда вы впервые почувствовали себя успешным? Какие ощущения вызвало это в вашем теле? На что похож ваш успех? Что это за образ? Рассмотрите его... Какой он? Поприветствуйте его. Посмотрите на его реакцию... Постарайтесь вступить с ним в диалог — возможно, вам есть, что сказать друг другу... А теперь поблагодарите свой успех, вам пора возвращаться. На счет «три» вы снова окажетесь в комнате. Раз, два, три... Откройте глаза, вы можете пошевелить руками, потянуться. (Затем ведущий предлагает изобразить успех с помощью невербальных средств выразительности: мимики и жестов.) 
Упражнение «Сила моего желания»
Ведущий. Успех часто связан с нашей самореализацией, а также с силой нашего желания. Покажите с помощью рук, насколько сильно ваше желание самореализоваться. (Каждый показывает свой вариант.) Сила вашего желания — это домик. Сейчас у вас есть возможность нарисовать свои «домики желания». Возьмите из предложенного набора (карандаши, пастель, гелевые ручки) то, к чему потянется ваша рука, и поместите на ладошку автограф — свой «домик желания»... Доверьтесь руке, рука знает, что делать. (Пока участники рисуют — звучит музыка.) 
Упражнение «Энергия желания»
Ведущий. А сейчас еще раз посмотрите на творение своих рук — на ладошку с «домиком желания». Приложите свою ладонь к щеке и почувствуйте энергию, которая есть в вашем желании... Какие ощущения она у вас вызывает? Сожмите ладонь и поднесите ее к губам, мысленно проговорите то, чего вы хотите. Разожмите ладонь и дайте своему желанию свободу... Помогите ему взлететь, легонько сдуйте его с ладошки.

Рефлексия
Ведущий. Теперь вы можете поделиться с группой своими ощущениями, чувствами, которые вызвали у вас выполненные задания. ЛИТЕРАТУРА 1. Практикум по арт-терапии. Под ред. А.И. Копытина. СПб., 2000. 2. Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб., 1999. 3. Лебедева Л.Д. Арт-терапевтические занятия. Начальная школа, № 5, 2001. 4. И.Жукова, О.Шапиро Арт-терапия в детской доме. Школьный психолог №9 2002г 5. Л.В. Пасечник Реабилитация депрессивного состояния у детей. Сфера, 2007 г