"Метод творческих проектов на уроках технологии в начальных классах"

Автор: Калинина Людмила Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ пгт.Вахруши
Населённый пункт: п.Вахруши Кировская область Слободской район
Наименование материала: презентация
Тема: "Метод творческих проектов на уроках технологии в начальных классах"
Дата публикации: 02.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Развитие проектных компетенций младших школьников. МКОУ СОШ пгт. Вахруши Кировская область Слободской район Учитель начальных классов Калинина Людмила Николаевна
 Система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планиро- вания и выполнения постепенно усложня- ющихся практических заданий.  Проектный метод содержит большой по- тенциал в реализации межпредметных свя- зей: с литературой, природоведением, изобразительным искусством, историей, математикой.
 Формирование системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, уме-ний и навыков учащихся, воплощённых в конечный продукт.  Воспитание у учащихся инициативности, самостоятельности и предприимчивости.  Выполняя проект, ребёнок обучается нахо- дить и решать проблемы, у него развивается способность прогнозировать результаты.
 Исследовательскими: генерировать идеи, выбирать лучшее решение;  Социального взаимодействия: сотрудничать, оказывать и принимать помощь;  Оценочными: оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других;
 Информационными: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой информации или каких умений недостаёт;  Презентационными: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности;  Рефлексивными: адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;  Технологическими: способность действовать по алгоритму и инструкции.
Организационно - подготовительный этап. Он включает в себя поиск проблемы, обоснование выбора изделия, выбор и анализ материалов и инструментов для выполнения изделия, анализ предстоящей работы, определение критериев контроля за качеством, организация рабочего места. На этом этапе перед учениками ставится проблема. Школьники должны уяснить, зачем и почему им надо выполнять данный проект, какова основная задача предстоящей работы. Возникающие образы будущего изделия должны найти воплощение в эскизах и рисунках.
Его цель: качественное и правильное выполнение трудовых операций, коррекция своей деятельности, контроль и самооценка работы.
На этом этапе осуществляется защита проекта, его оценка. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта.
 Проектная деятельность способствует формированию технологической культуры учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Она не ориентирует школьников на готовые знания, а выявляет и развивает творческие способности учащихся.
 Мы выявили проблему. В чём она?  Найдите решение проблемы. Обсудите в группах, что можно сделать, и придите к одному решению.  Предложения детей.  Разработайте ваше предложение и нарисуйте эскиз вашей поделки.  Выберите материалы, инструменты, а бригадиры будут следить за безопасностью труда в группе.  Представитель каждой группы, пользуясь «Звёздочкой обдумывания» защищает свой проект.( Предложения учащихся ). Выявление проблемы Изготовление проекта 1 2 3 4 Поиск решения проблемы Защита, обоснование проекта Разработка дизайн - предложения Мате- риалы Инстру- менты Правил а Т.б.
Изделие Декоративное оформление Форма, размеры Назначение Цветовое решение Особенности конструкции Материалы
С давних времён тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. презентация.ppt Последовательность выполнения работы:




 Определено несколько разновидностей конструкторских задач, доступных учащимся младшего школьного возраста,которые ,по сути, и являются проектными: это задачи на доконструирование, переконструирование изделия и собственно конструирование.  Эти задачи различаются по характеру поисковой и познавательной деятельности.
Два типа:  1.Доведение до конца начатой кем-то работы;  2.Внесение конструктивных дополнений в готовое изделие. Степень сложности заданий на доконструирование может быть разной, однако даже самые простые из них связаны с решением конструкторских задач и требуют от учеников творчества, изобретательности.
 1.Дострой развёртку основной заготовки коробки так, чтобы из неё можно было сделать короб с откидной крышкой.  2.Придумай,как изменить или дополнить устройство игольницы, чтобы в ней можно было взять в дорогу не только иголки , но и небольшое количество ниток. Желательно, чтобы твой замысел был простым, экономичным и удобным как в изготовлении, так и в использовании вещи.
 Подобные проектные задачи связаны с необходимостью внесения в устройство или внешний вид изделия некоторых конструктивных или декоративных изменений, для того чтобы изменить принцип его действия или преобразить внешний вид в соответствии с новыми условиями.  В заданиях подобного рода может потребоваться изменение формы, размеров, количества деталей в изделии, способов их соединения и пр.
 1. После подробного анализа устройства бумажного фонарика даётся проектное задание: Придумай и сделай фонарик, которому можно будет дать одно из следующих названий «Волшебный звёздочёт» или «Снегурочка».  2. После изготовления декоративной игольницы в виде цветка предлагается: Подумай, что следовало бы изменить в такой игольнице, чтобы она подошла к украшению замка Снежной Королевы.
 В данном виде проектной деятельности ученик полностью самостоятельно разрабатывает изделие, подчиняясь поставленной цели. Считается, что это самый сложный вид конструкторских заданий.  В заданиях на конструирование направление проектной деятельности задаётся теми условиями, которым должно удовлетворять изделие. Эти условия могут формулироваться двумя способами:
Например: «Сконструировать и собрать из деталей «Конструктора механика» стул для куклы.  Сиденье стула должно быть размером не менее 50× 50 мм.  Высота ножек и спинки стула должна быть пропорциональна размеру сиденья.  Стул должен быть устойчивым и не опрокидываться при отклонении в сторону на угол 20 градусов.  При ослаблении гаек ножки стула не должны подгибаться (складываться).  На стул нужно израсходовать как можно меньше деталей.
 Например: «Выбери себе «заказчика» - героя любой сказки – и сделай чашку специально для него»  Например: Разработать сервиз определённого назначения (молочный, детский …) или комплект для кухни определённого стиля (подходящий к этим обоям, шторам мебели и пр.)  Виды учебных проектов, выполняемых в рамках учебного предмета «Технология» можно разделить на два вида:  1. технические; главное внимание направляется на разработку устройства изделия;  2.художественные; на поиск выразительного образа. В большинстве случаев эти две линии неразрывно сливаются в одном изделии и едином проекте.
1.Общее мысленное представление о предмете 2.Детализация замысла, подбор вариантов; выполнение расчётов схем, эскизов. Выбор окончательного (оптимального варианта). Итоговый (заключительный) Организационно - подготовительный этап (Формирование проектного замысла). Исполнительский (технологический)
 Предлагая проектные задания младшим школьникам, учитель должен быть уверен в их готовности к полноценному выполнению работы. Содержание этой подготовки определяется конкретным содержанием каждого задания, но в любом случае в него включаются по меньшей мере два компонента:  Знания о конструируемом объекте;  Практические умения, необходимые для выполнения проекта. • Атепалихин Артём 2 А.ppt












 Важнейшей частью подготовки школьников к проектной деятельности является обогащение (расширение и детализация) их знаний и представлений о предметах окружающего мира. Содержание и технология выполнения проектных заданий могут усложняться постепенно, по мере накопления учениками опыта.  Первые проекты школьников зачастую сравнительно просты и опираются на те знания и умения, которые уже сформированы у детей. Главный смысл проектной деятельности заключается не повышенной технологической сложности заданий, а в сохранении её принципиальной модели. Задание должно представлять собой проблемную ситуацию: заданные условия и требования к конечному результату определяют направление поиска.
Ход урока. 1. Организационный момент. Рефлексия. 2. Изучение нового материала: А) анализ образца Б) объяснения учителя с опорой на технологическую карту 3. Практическая работа учащихся. 4. Итог урока. Анализ работ . Рефлексия. Буркова М. В. 4 класс.



 Позволяет моделировать проблемы, аналогичные тем, что возникают во «взрослом» мире. Решая учебные проблемы, учащиеся готовятся к решению проблем реальных .  субмарина.ppt
Учитель начальных классов МКОУ СОШ пгт Вахруши.