"Глагол как часть речи"

Автор: Сабирова Равия Гамировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "АСОШ№3"
Населённый пункт: пгт Аксубаево
Наименование материала: конспект
Тема: "Глагол как часть речи"
Дата публикации: 02.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема: Понятие о глаголе как части речи

Цель:
Ознакомление учащихся с новой частью речи – глаголом.
Задачи:
1. Формировать представления о функциях глагола в речи. 2. Повторить и обобщить знания об уже известной части речи – имени существительном. 3. Развивать логическое мышление, внимание, память, устную речь . 4. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
План:
1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний. 3. Постановка учебной задачи 4. Открытие нового знания 5. Физминутка. 6. Конкретизация и уточнение первоначальных понятий. 7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 8. Итог урока. Оценивание.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
слайд №1
Учитель.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с очень интересной темой. Её название вы должны будете сформулировать самостоятельно и для этого вам необходимо быть очень внимательными. Каким бы вы хотели видеть этот урок?
Дети.
Мы хотим видеть этот урок ярким, интересным, запоминающимся, чтобы он нёс в себе новое открытие, которое мы сделали бы сами!
Учитель.
Желаю успехов! А если вы столкнётесь с трудностями, я и ваши одноклассники непременно придём к вам на помощь и поможем справиться с ними!
2.Актуализация знаний.

Учитель.
Предлагаю приступить к выполнению словарной работы. слайд №2 Спишите словарные слова в рабочую тетрадь. Вставьте пропущенные буквы.
В.Р.БЕЙ

П.НАЛ

Р.БЁНОК

ЖУЖЖ.Т

Учитель.
А сейчас проверьте работы, сверив написание словарных слов в тетради с их написанием на слайде.
(самопроверка)

-
Посмотрите на слова. Найдите лишнее.
-
Почему оно лишнее?
Дети.
Слова
воробей, малина, пенал, ребёнок –
существительные. Слово
жужжит –
обозначает действие предмета. Это слово лишнее.
Учитель.
Ребята! Как определили, что эти слова – существительные?
Учитель.
Что вы знаете об имени существительном? Слайд №3
«Кластер» работа в группе
Имя сущ.
1. Что оно обозначает? 2. На какие вопросы отвечает? 3. Какие морфологические признаки имеет? 4.
3.

Постановка учебной задачи

- «Филворд»
слайд №4. Ф Л Г О Т В А А А Л С И В Г Л Щ Е Т И Т С У Ь Ч
Работа в парах
. - Кто знаком с ними? Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться. Итак, ищем и вычеркиваем в таблице первое слово: Тридцать три родных сестрицы, Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся. (Алфавит
)
- Ищем второе слово: Кто спешит так рано в школу? Все спешат ученики! Что несут они в портфелях? Книги, ручки, дневники. Как вы сделали открытие Это удивительное? Помогло нам всем ответить Имя… (существительное). - Следующее слово: Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить. (Она бывает письменная и устная). (Речь). Какое слово составили и прочитали из оставшихся букв? (Глагол)
(Учитель читает определение глагола из толкового словаря В.И.Даля.)
слайд №5.
Учитель.
Ребята, о чём сегодня будем говорить на уроке?
Дети.
О словах, обозначающих действия предметов – глаголах.
4.Открытие нового знания

Учитель.
Предлагаю прочитать отрывок текста «Удивительные глаголы». ( У каждого ученика на парте текст «Удивительные глаголы»)
«Пометка»


слайд №6.
Удивительные глаголы

Глагол –
это часть речи, которая обозначает действие предмета. Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название? Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. Глаголы бывают
настоящего, прошедшего и будущего времени. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.
Учитель. «Пометка»
Возьмите тексты. Прочитайте их. Поставьте (+) напротив того, что вам уже известно. Поставьте (-) напротив того, что вам не известно. Поставьте (?) напротив того, о чём хотели бы спросить.
На интерактивной доске появляется
слайд № 7.
( + ) –
мне это известно
( - ) -
мне это неизвестно
( ? ) –
об этом я хочу спросить
Учитель.
О чём рассказывается в тексте?
Дети.
О глаголах.
Учитель.
Что было известно?
Дети.
«…существуют слова, обозначающие действия предметов…»
Дети. «
…глагол – это часть речи…», «… в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом….», « Глаголы бывают настоящего, прошедшего и будущего времени…», « По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.»
Учитель.
Что заинтересовало и о чём хотели бы спросить?
Дети.
Хотим узнать всё о времени глагола
Учитель.
Мы обязательно подробно изучим тему «Изменение глагола по временам»,но это будет позже. Чтобы вы легко усвоили эту тему, для начала необходимо безошибочно находить глаголы в речи и тексте.
5.Физкультминутка.
слайд № 8

Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой, Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы кружимся потом! Мы топаем ногами: топ –топ – топ. Мы хлопаем руками: хлоп – хлоп – хлоп. Мы руки разведём И побежим кругом!
Учитель.
Ребята, что сейчас делали?
Дети.
Мы выполняли действия.
Учитель.
Как называются слова, обозначающие действия?
Дети.
Глаголы.
6.Конкретизация и уточнение первоначальных понятий.
А) - Гномики-глаголики большие непоседы! Гномы очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают их друзья – имена Существительные. Стоит спросить: что делать предмету, что сделать с предметом, что будут делать предметы? – гномики – глаголики тут как тут. слайд №9
Учитель.
Глагол обозначает действие предмета. Устно составьте словосочетания с глаголами Б) слайд №10
Работа в паре

Учитель.
У вас на парте находится лист с творческим заданием. - Вставь слова так, чтобы получилась рифма. Прочитайте задание. Что мы должны сделать?

Очень – очень вкусный пирог
Я захотел устроить бал Я ждал, пока хватало сил, И я гостей к себе __________ Потом кусочек _________ Купил муку, купил творог, Потом подвинул стул и сел, Испёк рассыпчатый _______ И весь пирог в минуту ____ Пирог, ножи и вилки тут – Когда же гости подошли, Но что –то гости не ________ То даже крошек не _______
Д.Хармс

Слова : откусил, пирог, позвал, съел, нашли, идут.

В) Учитель.
Прочитайте второе задание. Что нам необходимо сделать? слайд № 11 - Раздели слова на две группы.
Слова: позвал, пирог, нашли, откусил, съел, идут

Учитель.
Правильно! Это задание вы будете выполнять
в группах.
По окончании выполнения задания вы работая в группах должны прокомментировать друг другу получившиеся варианты и провести взаимопроверку.
Учащиеся выполняют работу.

Учитель.
Кому было легко выполнять это задание? Кто столкнулся с трудностями? Кому потребовалась помощь друга? Предлагаю посмотреть и сверить правильный вариант выполнения этого задания.
Учитель.
Как назовём эти слова?
Дети.
Глаголами. Слайд №12
Г) Игра

Найди пару синонимов”
.
Цель
игры — развитие речи. На 13 карточках прямоугольной формы пишут 13 глаголов из левой колонки контрольного листа к игре. Эти карточки будут находиться в первой коробке. Во вторую коробку кладут 13 карточек с глаголами-синонимами (правая колонка контрольного листа). Слайд №13 Бояться Трусить Бранить Ругать Загореться Зажечься Закрывать Запирать Исчезать Пропадать Спешить Торопиться Плакать Рыдать Погасить Потушить Покупать Приобретать Работать Трудиться Радоваться Веселиться Разрешать Позволять Смеяться Хохотать
Д) Творческая работа
- Опиши картину, используя глаголы.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
1 уровень Кто как голос подаёт? Лягушка … . Собака … . Корова … . 2 уровень Выпишите глаголы. Луна, мелькать, серебристый, сверкать, вязать, цепь, изумруд. 3 уровень К данным словам подбери глаголы, подходящие по смыслу и подчеркните их. Ветер ... , … . Вода … , … . Домашнее задание 1 уровень с. 150 № 662 (правило на стр. 149) 2 уровень с. 150 № 663 3 уровень с. 150 № 664.
Подведение итога.

Оцените свою работу по следующему плану:

( у каждого ученика на парте план)

Сегодня на уроке:
1.Я научился… 2.Было интересно… 3.Было трудно… 4.Могу похвалить себя за то, что… 5.Могу похвалить одноклассников за то, что… 6.Больше всего мне понравилось… 7.Мне показалось важным… 8.Для меня было открытием то, что…