"Психологический тренинг коммуникативных умений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи".

Автор: Митина Ольга Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №59
Населённый пункт: город Апатиты, Мурманская обасть
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Психологический тренинг коммуникативных умений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи".
Дата публикации: 02.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЛЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

Цель:
развитие навыков общения, уверенности в себе, обогащение и коррекция эмоциональной сферы детей.
Участники:
дети подготовительной группы (6 человек) с тяжёлыми нарушениями речи, имеющими проблемы в общении.
Место проведения

:
музыкальный зал.
Время проведения:
30 – 35 минут.
Основные этапы занятия:
1. Ориентировочный этап-7 мин. 2. Коррекционный этап-15 мин.. 3. Релаксационный этап-8 мин.. 4. Заключительный этап-5 мин. ХОД ЗАНЯТИЯ:
I Ориентировочный этап.
Дети с психологом входят в зал и встают в кружок на ковёр.
Игра-приветствие «Привидение».
Цель:Установление контакта педагога с детьми, концентрация внимания. - Я рада снова видеть вас в зале на нашем занятии. Как всегда – начнем с приветствия. Давайте сначала поздороваемся как маленькие привидения (руки в стороны книзу, тихо «у-у-у-у»), а теперь - как большое привидение (руки в стороны кверху, громко «у-у-у-у»).
Игра-шутка «Правда-не правда».
Цель: эмоциональная разрядка, снятие тревожных ожиданий, активация внимания, памяти детей. А сейчас мы сыграем в такую игру на внимание. Я буду называть вас по имени и фамилии, а вы будете следить, чтобы я не ошиблась. Педагог, касаясь детей по очереди, называет то их правильные имена, фамилии, то с ошибками. Дети говорят- это правда или нет.
II Коррекционный этап.

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто...».
Цель: раскрепощение участников, создание ат мосферы сплоченности, более глубокое знакомство друг с другом. Все участники стоят в кругу. Педагог говорит: «Поменяйтесь мес тами те, кто...» или «Поменяйтесь местами те, у ко го...» И дальше называет какой-то признак. Если этот признак свойствен нескольким участникам, то они должны поменяться местами.
Подвижная игра «Бумажный бой».
Цель: снятие физической агрессии, мышечных зажимов, развитие мелкой и общей моторики.
Оборудование: канат, большие листы газеты по количеству детей. Каждому ребенку предлагается сделать из листа газеты плотный «снаряд». Затем все дети делятся на 2 команды и встают друг напротив друга. Между ними натягивается канат- «граница». По команде ведущего «Огонь!», дети начинают бой- перекидывают свои снаряды через канат на сторону противника. По команде «Стоп бой!»- стрельба останавливается. На чьей стороне меньше «снарядов» - те и побеждают бой. Игра проводится несколько раз, чтобы обе команды побывали в победителях.
Игра «Обзываемся овощами».
Цель: эмоциональная разрядка группы, развитие произвольного контроля над своими негативными эмоциями, обучение приемам бесконфликтного поведения; развития логического мышления, памяти, речи. - Иногда, когда люди ссорятся, им хочется сказать что-то неприятное обидчику, оскорбить его, а иногда – даже ударить. Но мы знаем, что такое поведение недопустимо, поэтому сегодня мы поучимся с вами, как выразить свою обиду, не обидев другого человека. Педагог предлагает поучиться детям смешно обзываться (овощами, обувью, мебелью и т.п.).«Катя- ты редиска!» – «Сама ты, Лена редиска!» и т.п.
III Релаксационный этап.

Музыкальное упражнение «Танец с листками».
Цель: снятие эмоционального и физического напряжения, создание ат мосферы сплоченности, установление телесного контакта, развитие тактильных качеств детей. Оборудование: листы бумаги форматом А4, аудиозапись релаксационной музыки. Детям раздаются парные картинки, они должны отыскать вторую половинку своей картинки и встать с этим ребенком в пару. Затем дается инструкция: под музыку необходимо танцевать с партнером, зажав лист бумаги между лбами и взявшись за руки. У кого листик упал – присаживаются на стульчики.
Упражнение-внушение «Мы самые…».
Цель:Создание ощущения единства в группе детей, повышение уверенности в себе. Дети по очереди ставят кулачок на кулачок, захватывая большой палец предыдущего ребенка и по очереди продолжают фразу «мы самые…» (умные, добрые, сильные, добрые)
IV Заключительный этап
(рефлексия)
.
Обсуждение:выяснениевпечатлений детейот прошедшего занятия (что понравилось/не понравилось?), их эмоциональное самочувствие. Дети с педагогом-психологом прощаются и уходят из зала.