"Обработка числовой информации в MS Excel"

Автор: Жданова Анна Александровна
Должность: преподаватель информатики
Учебное заведение: ГАПОУ СО "ЭКПТ"
Населённый пункт: г. Энгельс
Наименование материала: План – конспект показательного урока
Тема: "Обработка числовой информации в MS Excel"
Дата публикации: 03.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Министерство образования Саратовской области государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Энгельсский колледж профессиональных технологий» План – конспект показательного урока по дисциплине «Информатика на тему
«Обработка числовой информации в MS Excel»
Разработала: преподаватель информатики Жданова А.А. г. Энгельс, 2016г.
Тема учебного занятия:
«Обработка числовой информации в MC Excel»
Продолжительность учебного занятия: 45 минут Тип урока: комбинированный Цель урока: - образовательные: - закрепление знаний об общих принципах работы табличного процессора Microsoft Excel; - практическое применение изученного материала; - приобретение навыков в составлении таблиц разного типа, особенно имеющих профессиональную направленность; - формирование представления о вычислениях в электронной таблице как наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых на практике; - развивающие: - развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся; - развитие способности логически рассуждать; - формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний; - развитие умения применять полученные знания для решения задач различного рода; - воспитательные: - воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать; - воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке; - профессиональная ориентация и подготовка к трудовой деятельности.
Задачи урока:

предметные:
- систематизировать и обобщить ЗУН учащихся об общих принципах работы табличного процессора Microsoft Excel; - научить применять современное программное обеспечение при решении профессиональных задач; - закрепить знания по теме Э.Т. Excel;
метапредметные:
- развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности; - расширять кругозор и развивать познавательный интерес, речь и внимание учащихся, творческое и логическое мышление (посредством выполнения занимательных задач); - развивать коммуникативные способности при работе в группе, формировать умение самооценки.
личностно-ориентированные:
- повышать уровень информационной культуры, мотивации учащихся путем использования нестандартных заданий; - формировать творческий подход к решению задач, четкость и организованность, умение оценивать свою деятельность и деятельность своих одногруппников;
- воспитывать дух здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу.
Формируемые компетенции:

ценностно-смысловые компетенции:
- умение формулировать собственные учебные цели данной темы, принимать решение, брать ответственность на себя (быть лидером в группе, принимать решение в случае нестандартной ситуации, нести ответственность за выбор).
общекультурные компетенции:
- понимание места информатики в системе других наук: математики, физики, истории; применение знаний, полученных в данной теме, в другой деятельности, в повседневной жизни;
учебно-познавательные:
- обобщить знание основных понятий по теме «Обработка числовых данных средствами электронных таблиц; умение задавать вопросы к изучаемым фактам, использовать встроенные функций для выполнения расчетов.
информационные:
- владеть навыками работы со справочной литературой; самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать, отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию; владеть навыками использования технических устройств ПК и программного обеспечения.
коммуникативные:
- уметь организовываться
,
представить свою группу; владеть способами деятельности в группе; следовать этическим нормам и правилам ведения диалога; уметь высказать свое суждение и спросить мнение партнера.
компетенции личностного самосовершенствования:
- владеть навыками оценки и самооценки
Методы:
вербальный, наглядный, репродуктивный, проблемно–поисковый, исследовательский, практический.
Методы контроля
: устный,
Формы:
индивидуальная, групповая.
Оборудование:
ПК, мультимедийный проектор, экран;
Презентация к уроку

Раздаточный материал:
карточки с заданиями.
Ход урока

I. Организационный момент (5 минут)

II. Формулировка темы урока с помощью ребусов и определение целей

урока.
Учитель: Начать сегодняшний урок мне бы хотелось со слов одного из самых знаменитых людей в истории человечества Блеза Паскаля (Слайд 1):
«Человек, несомненно, сотворен,

чтобы мыслить: в этом главное его

достоинство и главное дело жизни…»
Действительно, только мыслящий и думающий человек может верно обработать данную ему информацию. Ведь информатика, как известно, - это не только «про компьютер», так же как арифметика – не «про калькулятор».
Учитель: А о чем сегодня пойдет речь определите именно вы, разгадав несложные картинки. Учащимся на слайде представлено задание определите, что изображено на картинках? Карточка – задания Учитель: Итак, как вы видите, все картинки связаны с табличным процессором Excel. И речь на уроке пойдет об обработке числовой информации в Excel. Хотелось бы, чтобы в процессе нашей деятельности были достигнуты следующие цели: - закрепление знаний об общих принципах работы табличного процессора Microsoft Excel; - практическое применение изученного материала; - приобретение навыков в составлении таблиц разного типа, особенно имеющих профессиональную направленность; - формирование представления о вычислениях в электронной таблице как наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых на практике;
III. Проверка знаний работы табличного процессора, правил записи

содержимого ячеек.
Актуализация опорных знаний. (15 мин.) Учитель: Области применения электронных таблиц весьма разнообразны, без них не может обойтись практически ни один современный специалист. Это: наука, производство, бухгалтерия, торговля, статистика, проектирование, моделирование. Учитель: Сегодня на уроке мы попробуем использовать электронные таблицы с их мощным вычислительным потенциалом для решения реальных задач. Но вначале проверим знания принципов работы табличного процессора, правил записи формул.
Учитель: Повторение проводится с использованием презентации и мультимедийного проектора, состоящее из вопрос с вариантами ответов. Учитель: Ученик используя карточки состоящий из букв, выбирает правильный ответ (Каждый вопрос размещается на отдельном слайде). Итак, начнем работать.
Вопросы для повторения:
1. Каково главное назначение электронных таблиц? (Выполнение расчетов) 2. Файл, с каким расширением является документом электронной таблицы? (xls) 3. Что является основным элементом электронной таблицы? (Ячейка) 4. Как называется группа ячеек, представленных на рисунке? (Диапазон, блок ячеек) 5. Укажите адрес данной группы ячеек. (A1:C3) 6. В электронной таблице выделен блок ячеек А1:В3. Сколько ячеек входит в этот диапазон? (6 ячеек) 7. Какие вы знаете правила записи формул в электронной таблице? (Всегда начинается со знака равенства, содержит знаки математических операций, имена функций, адреса ячеек, числа) 8. Что такое относительный адрес (ссылка)? (Используется для указания адреса ячейки, вычисляемого относительно ячейки, в которой находится формула). 9. Что такое абсолютный адрес (ссылка)? (Используется для указания фиксированного адреса ячейки) 10.Что будет результатом вычислений в ячейке С1? (Число 15) 11.Какой вид примет содержащая абсолютную и относительную ссылки формула, записанная в ячейку С1, после ее копирования в ячейку С2? (=$A$1*B2) 12.Какой результат будет вычислен в ячейке С2 после копирования в нее формулы из ячейки С1? (75) 13. Какие значения будут получены в ячейках В3 и В4, если в эти ячейки скопировать содержимое ячеек А3 и А4 соответственно? (8; 10)

IV. Закрепление. Работа на компьютере. (20 мин.)
Учитель: Учащимся раздаются карточки с заданиями. Задача 1. Рассчитать выручку от проката машин на четыре часа, 1 день, одну неделю. Учащиеся , которые затрудняются решить поставленную задачу, можно предложить выполнить следующее задание «Начисление зарплаты»:
Начисление зарплаты
№ Фамилия Оклад Налог 13% Сумма к выдаче 1 Арканова О. 7 800,00р. ? ? 2 Булавин Е. 5 300,00р. ? ? 3 Замятина А. 4 000,00р. ? ? 4 Иванова А. 3 500,00р. ? ? 5 Казаков П. 5 840,00р. ? ? 6 Копылова С. 6 000,00р. ? ? 7 Левченко О. 6 200,00р. ? ? 8 Новосельцева Д. 5 980,00р. ? ? 9 Пугачев Г. 4 200,00р. ? ? 10 Рогожин П. 5 760,00р. ? ? 11 Свиридов З. 6 040,00р. ? ?
12 Семенов А. 4 700,00р. ? ? 13 Титов В. 5 100,00р. ? ? 14 Удалова М. 4 560,00р. ? ? 15 Шейнин Н. 5 000,00р. ? ?
Итого:
? ? ?
V. Подведение итогов, рефлексия, д/з (3 мин.)
Учитель: Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие навыки работы в среде электронной таблицы. Выставляются оценки за практическую работу и устные ответы. 2. Итог: Учитель: Итак, каково главное назначение электронных таблиц? 3. Рефлексия: - Какое задание, по вашему мнению, было самым сложным? - С какими трудностями вы столкнулись, выполняя задания?
VI .Задание на дом
. (2 мин.) Решить задачи: Задание. Автомобиль движется со скоростью v. За какое время t он пройдет путь в s км.? Постройте диаграмму скорости автомобиля. Формула: s = v * t Сохраните под названием «Время».