Иллюстрирование русской народной сказки " Маша и медведь"

Автор: Маньшина Лилия Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ№6"
Населённый пункт: г. Благодарный
Наименование материала: конспект урока
Тема: Иллюстрирование русской народной сказки " Маша и медведь"
Дата публикации: 03.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тема:
Иллюстрирование русской народной сказки

Задачи урока:
развивать у детей творческую фантазию, любовь к русским народным сказкам, сопереживание к происходящим в сказке событиям; формировать умение самостоятельно выполнять композицию иллюстрации, выделять главное в рисунке, передавать смысловую связь предметов в пространстве; совершенствовать умения и навыки работы акварельными и гуашевыми красками, применять смешанную технику для выполнения иллюстрации в цвете.
Оборудование урока:
карандаш, резинка, акварель, или гуашь. Цветные восковые мелки. Цветная тонированная или белая бумага, баночка для воды. Палитра. Тряпочка и подставка для кистей: иллюстрация к сказкам Ю. Васнецова, Б. Рачева, В. Лосина, детские игрушки ( медведь, кукла).
План урока.
1. Проверка организации рабочих мест. 2. Художественно-содержательный анализ иллюстраций В. Лосина, Ю. Васнецова и Б. Рачева к русским народным сказкам. 3. Беседа о главных героях сказки «Маша и медведь». 4. Выбор сюжетов на тему сказки. 5. Самостоятельная работа детей – рисование карандашом. 6. Подведение итогов урока – анализ карандашных рисунков.
Ход урока.

1.

Проверка организации рабочих мест.

2.

Художественно – содержательный анализ иллюстраций В.

Лосина, Ю. Васнецова и Б. Рачева к русским народным

сказкам.
Сказка – это особый мир фантазии и реальности. Уходя корнями в глубокую древность. Сказка в образной форме рисует жизненный уклад народа, раскрывает его затаенные чувства, мечты и чаяния. Русская народная сказка имеет общую основу с русским изобразительным фольклором. Вот почему многие иллюстраторы сказок обращаются к
народному лубку, вятской глиняной игрушке, к старинным пряничным доскам, к мотивам русского национального орнамента. Одним из художников является Юрий Васнецов. Для Васнецова мир сказки – это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Поэтому все его герои – храбрый петух, робкий заяц, смешной козленок, неуклюжий и добродушный медведь, веселый кот, даже лютый волк и плутоватая лиса – вызывают симпатию зрителей. Вслед за художником мы входим в сказочную страну добра и красоты. Полюбуйся иллюстрациями Ю. Васнецова к сказкам «Кот, петух и лиса», «Репка», «Петушок», «Теремок». Постарайся понять, как художник с помощью рисунка, цвета, тональных отношений и композиции мастерски передает сам дух русских народных сказок, образы сказочных героев и персонажей.
3.

Беседа о главных героях сказки «Маша и медведь»

-
Вспомним содержание сказки. Кто в ней главные персонажи? Место, где происходит действие. Учитель анализирует иллюстрации В. Лосина, Ю. Васнецова, Б. Рачева к сказкам. Затем все иллюстрации убираются. - В каком лесу заблудилась Маша? Густой он или редкий, высокие в нем деревья или низкие? Здесь можно продемонстрировать иллюстрацию Ю. Васнецова к сказке «Три медведя» и проанализировать средства ее художественной выразительности. Лес изображен темными красками, он густой, мрачный. И, хотя деревья изображены крупно, а девочка нарисована небольшого роста, мы сразу замечаем ее и понимаем, что она – главная героиня. Это происходит потому, что ее яркое светлое платье так хорошо заметно на фоне огромных темных елей.
4.

Выбор сюжетов на тему сказки «Маша и медведь».

Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, расположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет. Затем краской заливаются большие плоскости изображаемого – небо, поле, лес, речка, дома, одежда героев. Далее проработка цветом частей и деталей композиции. При этом следует помнить, что многие художники используют для передачи сказочности происходящего. Для выделения главных героев такие изобразительные средства, как светлое на темном, темное на светлом, контраст большого и маленького, яркого цвета на спокойном фоне. - Используй и ты эти средства. И помни – все. Чему научился на уроках изобразительного искусства (умение работать карандашом, красками, кистью, подбирать красивые цветовые сочетания, передавать форму и конструкцию различных предметов, знание правил композиции, холодных и теплых цветов), можно и нужно использовать в своих иллюстрациях.
5. Самостоятельная работа детей – рисование карандашом.

6. Подведение итогов урока – анализ карандашных рисунков.
Если учащиеся выбрали эпизоды из сказки, когда действие происходит в доме у дедушки и бабушки или в жилище медведя, то можно рекомендовать детям украсить узорами одежду и предметы быта. Следует использовать знания, полученные на предыдущих уроках декоративного рисования.