"Методы и приемы рефлексии на уроках технологии в условиях ФГОС ООО"

Автор: Девяткина Юлия Александровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №10"
Населённый пункт: ОРенбургская область, Гайский городской округ
Наименование материала: Статья
Тема: "Методы и приемы рефлексии на уроках технологии в условиях ФГОС ООО"
Дата публикации: 03.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Педагогические чтения - 2014
Методы и приемы рефлексии на уроках технологии в рамках внедрения ФГОС

основного общего образования

Девяткина Юлия Александровна, учитель технологии

первой квалификационной категории

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»

Г. Гая Оренбургской области
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия, как структурный компонент урока, направлена на достижение различных целей: эмоциональную сферу, настроение учащегося на уроке, учебную деятельность, процесс и содержание учебного процесса. Сегодня рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым и поэтому может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе, Проведение рефлексии помогает учащимся не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Исходя из функций рефлексии в педагогике предлагается следующая классификация: 1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния , которую целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. 2. Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. 3. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Рассмотрим некоторые приемы рефлексии, используемые на уроках технологии (девочки) в шестом классе. Рефлексия настроения и эмоционального состояния На начало урока очень часто применяется самый простой
прием рефлексии

«Цветик-многоцветик».
Каждая ученица выбирает для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения, затем все лепестки собирают в один общий цветок. Этот же прием целесообразно применить в конце урока, таким образом можно проследить изменение настроения и эмоционального состояния учащихся от начала до окончания урока. Интересно проходит
рефлексия эмоционального состояния «Острова»
по окончанию изучения раздела. Например, при изучении раздела «Материаловедение» по окончании каждого занятия девочки путешествуют по условным островам (остров Скуки, остров Открытий, остров Радости, остров Непонимания, остров Творчества, остров Больших идей). Острова могут дорисовываться. Кроме того, часто с девочками анализируем, почему выбран именно этот остров. Практически на каждом уроке учащимися выполняется определенная практическая работа, которой предшествует показ и объяснение учителем технологии выполнения нужных операций, к примеру: технология обработки вытачек. Перед началом выполнения практической работы учащимся предлагается отобразить эмоциональное состояние на
«Лесенке» из пяти ступеней.
У каждой ступени своё название: Первая ступень – крайне плохо
Педагогические чтения - 2014 Вторая ступень - плохо, Третья ступень – хорошо Четвертая ступень – уверена в своих силах Пятая ступень - комфортно В процессе выполнения практической работы очень важно в качестве поощрения использовать словесную похвалу, отметку в качестве аванса за еще не выполненную работу с целью достижения следующей ступени эмоционального состояния. Самостоятельная практическая работа и ее результаты должны приносить положительные эмоции. От этого будет зависеть желание ученицы продолжить работу, выполнить работу быстрее, а главное качественно. В конце практической работы предлагается вновь отобразить эмоциональное состояние на «Лестница успеха», сделать выводы относительно самоорганизации, проанализировать причины успешности или неуспешности. Рефлексия деятельности На уроках технологии эффективно применяются приемы рефлексии деятельности, которые дают возможность осмыслить способы и приёмы работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Применение этого вида рефлексии даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например,


прием СМС сообщений
. Ученицам предлагается на бумажных сотовых телефонах ответить на SMS сообщение учителя по итогам урока: «Как прошёл урок?» и «Как ты поработала на уроке?», «Что планируешь делать на следующем уроке?». По итогам выполнения практической работы текст SMS – вопросов следующий: «Справилась ли ты с заданием практической работы?», «Какие были трудности при выполнении практической работы?», «Какая тебе необходима помощь?» или «Что тебе было непонятно при выполнении практической работы?». Аналогичные вопросы можно предложить детям при проверке выполнения домашнего задания. Рефлексия деятельности направлена на осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. Данная рефлексия способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности. При планировании выполнения самостоятельной практической работы, предлагаю учащимся прием рефлексии
«Моделирование или схематизация

своего понимания, действий в виде рисунка

или схемы»,
в котором девочки определяют последовательность выполняемых операций, таким образом, самостоятельно создают
инструкционные карты для выполнения

практической работы
, например практическая работа «Обработка боковых срезов юбки» может выглядеть следующим образом: (на слайде образец рисунков, схем). Для систематизации деятельности на уроке, а так же подведения итогов урока часто используется
«Метод пяти пальцев»:
М
(мизинец) – мыслительный процесс.
Какие знания, опыт я сегодня получила? Б
(безымянный) – близость цели.
Что я сегодня делала и чего достигла?
МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Какие знания, опыт я сегодня получила? БЛИЗОСТЬ ЦЕЛИ Что я сегодня делала и чего достигла? СОСТОЯНИЕ ДУХА Каким было моё настроение? УСЛУГА, ПОМОЩЬ Чем я сегодня помогла, порадовала? БОДРОСТЬ, ФИЗИЧЕСКАЯ ФОРМА Что я сделала для своего здоровья?
М

Б

С

У

Б

Многому

научилась

Очень хорошо

Ничему

не научилась

Очень

плохо
Педагогические чтения - 2014

С
(средний) – состояние духа.
Каким было сегодня моё преобладающее настроение?

У
(указательный) – услуга, помощь.
Чем я сегодня помогла, чем порадовал или чему поспособствовал? Б
(большой) – бодрость, физическая форма.
Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья? Продуктом деятельности на уроках технологии у девочек является изделие в рамках изучения программы. По итогам прохождения раздела «Изготовления поясного изделия (юбки)» в шестом классе учащимся предлагается оформить «Дерево творчества». На дереве обычно могут располагаться листья, плоды, цветы: o Плоды – дело прошло полезно, плодотворно o Цветок – дело прошло довольно неплохо. o Зелёный листик – что-то было, конечно, а вообще – ни то ни сё. o Жёлтый листик – «чахлое», неинтересное дело, нет никакого результата. Таким образом, можно наглядно отследить результат деятельности класса, сравнить с другими классами в данной параллели.
Для индивидуальной оценки и анализа работы
отдельно взятой ученицы нами используется прием, который помогает ребёнку самостоятельно определить результат своей деятельности на уроке. Ребёнку предлагается поставить стрелку «Часов успешности» в секторе, который максимально отражает результат его работы на уроке и объяснить, почему он поставил ёё именно здесь.
Педагогические чтения - 2014 Проанализировать, какая работа доминировала на уроке поможет приём «Мишень». Учащимся условно предлагают «выстрелить» в мишень, на котором отображают свою деятельность, деятельность группы, деятельность класса, деятельность учителя.
Моя деятельность -

Деятельность группы –

Деятельность класса –

Деятельность учителя -
Рефлексия содержания учебного материала Для выявления уровня осознания содержания пройденного эффективны приемы рефлексии содержания учебного материала. Итогом урока может стать прием рефлексии «Незаконченное предложение». Каждая ученица оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:  Сегодня я узнала…  Было интересно…  Было трудно…  Я выполняла задания…  Я поняла, что…  Теперь я могу…  Я почувствовала, что…  Я приобрёла…  Я научилась  У меня получилось…  Я смогла…  Я попробую…  Меня удивило…  Урок дал мне для жизни…  Мне захотелось…
 «Незаконченное предложение» может носить как содержательный, так и пояснительный характер:  «Для меня самым главным на учебном занятии было…, потому что…»  «Мне показалось, что на занятии…, так как…»  Эта техника очень проста в применении и позволяет увидеть так называемый «сухой остаток» учебного занятия.  По изучению раздела интересно проходит рефлексия с применением приёма синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой теме, соединить старое знание и осмысление нового. Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.  Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:  1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).  2. Вторая строчка- это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).  3.Третья-описание действия в рамках этой темы тремя словами.  4.Четвёртая- это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.  5.Последняя - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.  Например, при изучении раздела «Кулинария» в шестом классе синквейн выглядит следующим образом: 1. Кулинария 2. Аппетитная, вкусная 3. Готовить, создавать, пробовать 4. Кулинария – самое большое искусство, она как живопись – притягивает взор и дарит наслаждение вкусом. 5. Искусство  Синквейн – это не способ проверки знаний ученика, у него другая задача, причем, более универсальная. Иногда с помощью синквейна можно попросить учащихся выразить какое-либо понятие или термин. Темы для синквейна в технологии могут быть разные, например строчка, моделирование, силуэт, стиль., мода, дизайн, кулинария, блюдо, меню и другие. Иногда, можно предложить учащимся составить синквейн-загадку, не указывая темы, так, чтобы другие догадались, о чем идет речь. Например:  1. __________________________  2. Техническое, художественное  3. Изменять, отрезать, добавлять  4. Изобретать новое веяние в одежде  5. Творчество 

При подведении итога урока часто предлагаю упражнение
«Плюс – минус

– интересно».
Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.  Его можно выполнить как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трёх граф.  В графу «П» - «плюс» записывается:  что понравилось на уроке,  что вызвало положительные эмоции,  что было полезным,  что помогло достигнуть цели  В графу «М» - «минус» записывается:
 что не понравилось на уроке,  что показалось скучным, вызвало неприязнь,  что осталось непонятным.  В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают:  что интересного узнал на уроке,  что хотел бы узнать,  какие хочешь задать вопросы учителю. 
Таблица «Плюс-минус-интересно»

Ф.И. учащегося _______________________________, класс ________________

ПЛЮС

МИНУС

ИНТЕРЕСНО
 -что понравилось на уроке,  -что вызвало положительные эмоции,  -что было полезным,  -что помогло достигнуть цели  -что не понравилось на уроке,  -что показалось скучным, вызвало неприязнь,  -что осталось непонятным  -что интересного узнал на уроке,  -что хотел бы узнать,  -какие хочешь задать вопросы учителю.        При фронтальной проверке знаний и умений, а также для оценивания учащимися своей активности и качества работы на протяжения всего урока предлагаю условно фиксировать результат своей работы в таблице с помощью условных обозначений:  
Ф.И. Учащегося

__________________________________, класс ______
 1  +  2  -  3  П  4  Н  5  О  6  +  7  +  8  +  И т о г :    «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный  «-» - ответил по своей инициативе, но ответ неправильный  «П» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный  «Н» - ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный  «0» - не ответил  Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, ученики смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
 Для самоанализа, а так же качественной и количественной оценки урока в конце урока предлагается небольшая анкета. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять - это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учеников аргументировать свой ответ.  Ответь на вопросы анкеты:  На уроке я работал  Активно  пассивно  Своей работой на уроке я  Доволен  не доволен  Урок мне показался  Коротким  длинным  За урок я  не устал  устал  Моё настроение  стало лучше  стало хуже  Материал урока мне был  Понятен  Полезен  Интересен  не понятен  бесполезен  скучен  Домашнее задание мне кажется  Лёгки Интересно  Трудным  не интересно   Содержательная рефлексия может быть представлена в виде вопросов учителя:  Как бы вы назвали урок?  Что было самым важным на уроке?  Зачем мы сегодня на уроке…?  Какова тема сегодняшнего урока?  Какова цель урока?  Чему посвятим следующий урок?  Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?  Что для тебя было легко (трудно)?  Доволен ли ты своей работой?  За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?  Содержательную сторону урока можно оценить, используя прием «Светофор», три цвета которого обозначают:  Зелёный цвет – побольше таких дел.  Жёлтый цвет – понравилось, но не всё.  Красный цвет – дело не понравилось.  Закончить урок на положительной ноте поможет
прием рефлексии «Комплимент»:
 Комплимент – похвала.  Комплимент деловым качествам.  Комплимент в чувствах, в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведённый урок. Такой вариант окончания урока даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.  Практический опыт показал, что рефлексивная деятельность предполагает включение каждого учащегося в действие самоконтроля и самооценки, а так же взаимоконтроля и взаимооценки. Все, что делается на уроке по организации рефлексии – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.  Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Сегодня рефлексия направлена на достижение различных целей: не только на
эмоциональную сферу, настроение ребёнка, но и на учебную деятельность, процесс и содержание.  Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.  
Литература:
1. Кашлев. С.С. Технология интерактивного обучения г.Минск 2005г. «Современный педагог» серия «Педагогическая мастерская» г.Минск Красико- Принт2009г 2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г. 3. «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытьно-экспериментальной работы школы./под ред.А.Г.Каспржак и др. – Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004г 4. Л.А. Медникова «Рефлексивная деятельность  младшего школьника» Журнал «Наука и школьная практика» №1,2008  