Формирование лексико-грамматических категорий по теме "Человек. Части тела"

Автор: Негорожина Наталия Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Антошка"
Населённый пункт: г. Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: конспект
Тема: Формирование лексико-грамматических категорий по теме "Человек. Части тела"
Дата публикации: 04.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий. Подготовила: учитель-логопед Первой квалификационной категории Негорожина Н.В.
Тема:
Формирование лексико-грамматических категорий по лексической теме
«Человек. Части тела»
Подготовительная группа компенсирующей направленности. Цель: учить детей составлять сложное предложение с опорой на картинки.
Задачи:
Коррекционно-образовательная: Продолжить работу по формированию лексико-грамматических категорий. Учить детей составлять сложносочинённое предложение с союзом А, уточнять понятия слово, предложение, активизировать словарь по теме. Коррекционно-развивающая: развитие связной речи, фонематических представлений (развитие навыка звукового анализа слов), дыхания, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия, тонкой моторики. Коррекционно-воспитательная: воспитание эмоционального отклика на изображенное на картине, инициативности, самостоятельности.
Организационный момент

Логопед:
Ребята, сегодня к нам в гости пришла кукла Таня. Она так похожа на нас (рассматривают куклу, сравнивают ее с собой, показывают и называют части лица и тела сначала на себе, а затем на кукле).
Игра «Покажи и скажи «Сколько?»
Скажи сколько у тебя ушей? (глаз, языков, носов, щёк, ног, рук, животов.) Говорить нужно целым предложением, а не словом.
Ребенок:
У меня два уха. У меня один язык. И т.д.
Динамическая пауза.

Логопед:
Покажите: левую руку (левый глаз, правое ухо, правую ногу и т.п.) После выполнения задания дети рассаживаются на свои места.
Основной ход

1.

На доске картина
(по сказке «Буратино»). Рассмотри героев сказки. Как их зовут? (дети отвечают)
2.

Упражнение «Скажи наоборот»
(игра с мячом): - У Пьеро лицо грустное, а у Буратино… - У Мальвины волосы светлые, а у Карабаса-Барабаса… - У Карабаса-Барабаса волосы длинные, а у Буратино… - У Мальвины волосы кудрявые, а у Пьеро… - У Буратино глаза добрые, а у Карабаса-Барабаса… - У Буратино нос длинный, а у Мальвины… - У Мальвины руки чистые, а у Буратино… - У Пьеро пальцы рук тонкие, а у Карабаса-Барабаса….
Упражнение «Скажи одним словом»:
- У Мальвины голубые глаза, поэтому ее называют голубоглазая. - У Пьеро зеленые глаза, поэтому его называют … .
- У Карабаса Барабаса черные глаза, поэтому его называют … . Логопед предлагает детям посмотреть в глаза соседа и сказать про своего соседа. (предложение по образцу)
3.

Динамическая пауза «Подбирай, называй, запоминай»:
(дети встают в одну линию)
Логопед:
Нужно назвать как можно больше слов-действий и на каждое слово сделать шаг вперед. (логопед начинает, ребенок продолжает, перечисляя действия)  Глаза нужны для того, чтобы видеть, смотреть, рассматривать, читать…  Нос нужен для того, чтобы дышать, нюхать, унюхивать, наслаждаться запахом…  Язык нужен для того, чтобы говорить, чувствовать вкус, лизать, дразниться…  Рот нужен для того, чтобы говорить, кушать, улыбаться, корчить рожицы…  Уши нужны для того, чтобы слышать, слушать, услышать, носить серьги…  Руки нужны для того, чтобы писать, держать, работать, перекладывать…  За волосами ухаживают так: их моют, расчёсывают, вытирают, сушат…  За зубами ухаживают так: их чистят, полощут, лечат, укрепляют…  За лицом ухаживают так: его моют, протирают, намазывают кремом…
4.

Упражнение на развитие звукового анализа и синтеза.
Логопед предлагает детям поиграть со звуками.
Логопед:
Угадайте, какое слово я загадала? Я буду называть только гласные из этого слова, вы должны подставить согласные и назвать слово правильно. У…О (ухо), … …А…А (глаза) и т.д.
5.

Работа с индивидуальным наглядным материалом.
У детей на столах картинки с изображением действий, производимых людьми.
Логопед
: Ребята, мы с вами называли, что можно делать разными частями тела, слова, которые мы проговаривали – называются, слова- действия. У вас у каждого есть картинка, на которой изображено действие, посмотрите и скажите об этом действии предложением.
Ребенок
: Мама варит суп. И т.д.
6.

Упражнение «Назови ласково»
: Мама учила маленькую Таню называть слова ласково. Помогите Тане. Назовите ласково части тела куклы (игра с мячом, педагог садится на место куклы - кидая детям мяч, называет часть тела, дети отвечают существительным с уменьшительно-ласкательным суффиксом).
7.

Итог.


Логопед
: Вы хорошо потрудились на занятии. Вспомнили героев сказки «Буратино». Запомнили для чего нужно нам наше тело и, какие действия производят части тела. Мы подружились сегодня с куклой Таней. Я предлагаю вам подарить Тане свои ладошки – дружбы. (детям выдается лист бумаги, на котором они обводят свою кисть руки и «дарят» Тане).