"Металлическая связь"

Автор: Калинина Ольга Анатольевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МАОУ Салганская СОШ
Населённый пункт: Нижегородская область
Наименование материала: Конспект урока 8 класс
Тема: "Металлическая связь"
Дата публикации: 05.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Тема урока: «Металлическая связь»
Урок разработан с использованием элементов технологий ИКТ, проблемно-диалогического обучения, технологии смыслового чтения. В соответствии с требованиями ФГОС на уроке идет формирование и развитие УУД.
Цель урока
: Сформировать представления о металлической связи.
Задачи урока:

Образовательная
: Познакомить учащихся с металлической связью, знать определение металлической связи; уметь объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия ее с ковалентной и ионной связью.
Развивающая
: Создание условий для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации; развитие критического мышления, памяти, внимания, наблюдательности.
Воспитательная
: Мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.
Тип урока
: Урок формирования и совершенствования знаний.
Вид урока
: Урок – беседа
Методы и методические приёмы
: Словесный, проблемный, использование ИКТ.
Ход урока.

1.Организационный этап:
проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и настрой на урок, сообщение темы изучения
Приветствие учащихся Проверка отсутствующи х Фронтальный опрос нового материала
2.Актуализация знаний.

2. 1. Беседа по вопросам.
А) Что такое ковалентная связь? Ответ ученика: химическая связь, образованная перекрытием (обобществлением) пары валентных электронных облаков. Б) Какие виды ковалентной связи вы знаете? Как их можно различить? Ответ ученика: Ковалентная полярная- связь при которой общие электронные пары смещены к атому элемента с более высокой электроотрицательностью ( например HCl). Ковалентная неполярная – химическая связь, при которой взаимодействие двух атомов одного и того же элемента- неметалла( например Cl 2 ) В)Что такое электроотрицательность? Ответ ученика : Это способность атомов химического элемента оттягивать к себе общие электронные пары, участвующие в образовании химической связи. Г) В следующих предложениях вставьте пропущенные слова и выражения: - Ковалентная химическая связь образуется за счет…..- По числу общих электронных пар она бывает….- По электроотрицательности связь делится на….и… Ответ ученика : - образования общих электронных пар; - одинарной, двойной, тройной; - на полярную и неполярную.
II. Изучение нового материала:
Химическая связь ↓ Типы химической связи
Запись на доске. Рассказ учителя. ↙ ↓ ↘ Ионная Ковалентная Металлическая ↙ ↘ Неполярная Полярная Учитель: Сегодня мы продолжаем знакомиться с типами химической связи. И на этом уроке мы поговорим о металлической связи. Металлы обычно существуют не в виде изолированных атомов, а в форме куска, слитка или металлического изделия. Давайте выясним, что удерживает атомы металла в едином объеме. Атомы большинства металлов на внешнем уровне содержат небольшое число электронов – 1,2,3. Эти электроны легко отрываются. Хорошо если есть неметалл, который их примет. А если его нет, что тогда? В куске металла атомы отдают внешние электроны и посылают их в этот кусок, превращаясь при этом в положительные ионы. «Оторвавшиеся» электроны перемещаются от одного иона к другому, временно снова соединяются с ними в атомы, снова отрываются. И этот процесс происходит непрерывно. В куске металла существуют то атомы, то ионы. Их так и называют атом - ионы. Здесь же присутствуют и свободные электроны, которые могут выступать в роли переносчиков электронных зарядов. Схему образования металлической связи можно записать следующим образом: Ме 0 – n ē ⇆ Me n +
Запись на доске. Объяснение учителя. атомы металла ионы металла Запишем определение: Связь в металлах между атомами и ионами, образованная за счет обобществления электронов, называется металлической. Теперь давайте подумаем, на какой вид связи похожа металлическая связь. Ионную связь (происходит образование катионов, ē связывают ионы Ме за счет электростатического притяжения) Ковалентную связь (основана на обобществлении ē) Только при ковалентной связи объединяются электроны только соседних атомов, а при металлической электроны принадлежат всем атомам. Металлическая связь характерна как для чистых металлов, так и для смесей различных металлов – сплавов , находящихся в твердом и жидком состоянии. Пары металлов состоят из отдельных молекул (одноатомных и двухатомных). Атомы металлов связаны между собой ковалентной связью. Металлической связью обусловлены основные свойства металлов: - электропроводность (электроны движутся в объеме металла беспорядочно . Но даже небольшой разности потенциалов достаточно, чтобы электроны начали двигаться упорядоченно. Лучшими проводниками тока являются Ag, Cu, Au, Al); - пластичность (электроны смягчают перемещение ионов под внешним воздействием. Самыми пластичными являются Au, Ag, Cu); - металлический блеск ( cвет поглощается металлом, и
Фронтальный опрос. Просмотр фильма с интернет- электроны начинают испускать свои волны излучения. Лучше других отражают свет Ag, Cu, Al, Pd, Hg).
III. Закрепление пройденного материала:
1.Ответить на вопросы: 1.Химическая связь –
а) взаимодействие между атомами
б) взаимодействие между молекулами в) взаимодействие между электронами 2. Связь в металлах и сплавах между атом-ионами посредством обобществленных внешних электронов, называется а) ковалентной б) ионной
в) металлической
3.Положительно заряженный ион – это
а) катион
б) анион 4. Вещество, молекула которого образована посредством металлической связи: а) H 2 – водород
б) Na – натрий
в) H2S – сероводород. 2. Просмотр фильма на тему: Металлическая химическая связь
Вопросы по видеофильму:

IV. Домашнее задание:
§ 12 стр.45-48,записи в тетрадях учить
V. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель благодарит учащихся за работу на уроке, комментирует полученные оценки за урок
ресурса. Запись на доске дом/задания. Выставление оценок за урок