"Психологическая подготовка к экзаменам"

Автор: Журавлева Марина Юрьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 73
Населённый пункт: город Ижевск, Удмуртская Республика
Наименование материала: Программа
Тема: "Психологическая подготовка к экзаменам"
Дата публикации: 05.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации




Программа

«Психологическая подготовка

к экзаменам

"
Возраст учащихся: 9,11 классы Составитель: Журавлева М.Ю., педагог-психолог Ижевск, 2015г.
Содержание
1
Пояснительная записка ………………………………………………… Тематическое планирование………………………………………… Содержание программы……………………………………………….. Инструментарий………………………………………………………... Литература………………………………………………………………
Пояснительная записка
Проблемы подготовки к экзаменам — это поле деятельности не только педагогов, но и психологов. Проблема подготовки к экзамену является наиболее актуальной в настоящее время, это связанно, прежде всего, с тем, что л юбой экзамен является стрессовой 2
ситуацией для учащихся. Поэтому в данный момент эта проблема является наиболее актуальной. Все это привело к необходимости создания тренинговой программы, позволяющей помочь ученику более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.
Целесообразность
программы состоит в создании условий для овладения обучающимися методами и приемами психологической подготовки к экзаменам.
Цель программы:
психологическая подготовка выпускников к ГИА и ЕГЭ.
Задачи программы:
1. знакомство возможными способами подготовки к ГИА и ЕГЭ, 2. повышение учебной мотивации старшеклассников; 3. повышение уверенности обучающихся в себе, развитие у них адекватной самооценки, позитивного мышления; 4. обучение старшеклассников приемам самоанализа и мобилизации собственных когнитивных ресурсов для достижения желаемого результата на экзамене; 5. знакомство обучающихся со способами снижения тревоги в стрессовой ситуации, с методами саморегуляции.
Отличительные особенности программы
Содержание программы позволяет решать проблемы, возникающие перед старшеклассниками – самоопределение, принятие решения, от которого зависит будущее, соотнесение жизненных целей, планов и желаний со своими особенностями, раскрытие в себе качеств, позволяющих получить максимально хороший результат на экзаменах с целью последующего профессионального обучения. Их жизнь насыщена стрессами и психологическими перегрузками. Наиболее эмоционально учащиеся реагируют в школе на ситуации, связанные с контролем знаний, сдачей экзаменов. В этом ряду следует особенно выделить государственную аттестацию, когда от полученного результата зависит поступление в профессиональное учебное заведение, овладение избранной профессией.
Возрастные особенности:
Программа рассчитана на учащихся 9 ,11 классов.
Режим занятий:
Программа имеет теоретическую и практическую части и разработана на 1 год обучения. План учебных занятий строится из расчета 1 часа в неделю. 3

1-й этап — диагностический
: сбор данных о запросах различных категорий участников образовательного процесса по данной проблеме и проведение диагностических исследований с выпускниками.
2-й этап — аналитический
: обработка и анализ полученных данных, выделение основных групп трудностей у выпускников и учет запросов других участников образовательного процесса.
3-й этап — реализация программы
(январь — май). Проводится совместное проектирование деятельности в 9 и 11 классе. Используется метод проектов “Как я буду готовиться к ГИА и ЕГЭ”, где учащиеся выделяют отдельными этапами самостоятельную работу по предметной и психологической подготовке к экзаменам.
Методы и техники, используемые в занятиях:
В процессе реализации программы использовались разнообразные методы и приемы:  Ролевые игры.  Мини-лекции.  Дискуссии.  Релаксационные методы.  Метафорические притчи и истории.  Арт - терапия.  Диагностические методики
Ожидаемые результаты:
 повысится сопротивляемость к стрессу;  сформируется уверенность в своих силах;  формирование навыков поведения на экзамене;  развитие коммуникативных умений и навыков;
Оценка результатов:
Оценка результатов осуществляется через мониторинг, на основе анализа документов, проведения психологического диагностирования.
Тематический планирование
№ п/п Наименование раздела Кол- Теор. Практ. 4
во часо в 1. Вводное занятие «Будем готовиться к экзаменам вместе» 1 1 2. Психодиагностирование 3 2 1 3. «Как лучше подготовится к экзаменам?» 3 1 2 4. Поведение на экзамене 1 1 5. Память и приемы запоминания 2 1 1 6. Методы работы с текстами 1 1 7. Мои личностные и учебные возможности 2 1 1 8. Учет и развитие личностных и учебных особенностей 1 1 9. Методы и приемы ослабления стресса 1 1 10. Вселенная моего Я 1 1 11. Как добиться успеха в жизни 2 1 1 12. Обучение приемам релаксации 2 2 13. Способы снятия нервно-психического напряжения 2 1 1 14. Как управлять негативными эмоциями 2 1 1 15. Знакомство с приемами волевой мобилизации и приемами самообладания 2 1 1 16. Эмоции и поведение 2 1 1 17. Повторное психодиагностирование 3 2 1 18. Стратегии подготовки и сдачи к ГИА и ЕГЭ 3 1 2
Всего часов:

34

16

18

Инструментарий
№ п/ п Методика Цель проведения диагностирования 1. Оценка уровня тревожности у старшеклассников (Ч.Д.Спилбергера – Определение уровня тревожности у старшеклассников. 5
Ю.Л.Ханина). 2 Диагностика уровня школьной тревожности Филипса Определение уровня тревожности у старшеклассников. 3 Диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку) 4 Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Н.В.Киршева, Н.В. Рябчикова) Определение самооценки стрессоустойчивости 5 Тест на самооценку Дембо- Рубинштейн 6 Тест «Умеете ли вы контролировать себя?» Умение контролировать себя 7 Опросник Басса-Дарки
Содержание программы
Программа рассчитана на 1 год.
Занятие 1. Вводное занятие «будем готовиться к ЕГЭ вместе» (1ч).
Цель: создать благоприятную атмосферу сотрудничества. Задачи: 1. создание групповой сплоченности. 2. принятие правил работы группы. 3. формирование положительного настроя на работу. 4. формирование единого рабочего пространства. Используемые упражнения: «Приветствие», «Комплимент», «Правила работы группы», «Возможности которые предлагает нам жизнь», «Молодец».
Занятие 2. Психодиагностирование (3ч).
Цель: получить информацию об особенностях возникновения и развития тревожности у конкретного учащегося. Задачи: изучение данных исследования для обеспечения психокоррекционного воздействия в условиях групповых занятий. Используемые упражнения: Оценка уровня тревожности у старшеклассников (Ч.Д.Спилбергера – Ю.Л.Ханина), диагностика уровня школьной тревожности Филипса, диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку).
Занятие 3. « Как лучше подготовиться к экзаменам?» (3ч).
6
Цель: отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе. Задачи: обучение способам волевой мобилизации и способам поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам. Используемые упражнения: «По радио сказали», мини - лекция «Как готовиться к экзаменам», «Кинезиологические упражнения»
Занятие 4.Поведение на экзамене (1ч).
Цель: отработка с выпускниками навыков психологического настроя на экзамен Задачи: формирование приемов самоконтроля. Используемые упражнения: «Считалка», мини лекция «Как вести себя во время экзаменов», дискуссия в малых группах, «Храм тишины».
Занятие 5. Память и приемы запоминания (2ч).
Цель: актуализировать знания учащихся об эффективных приемах запоминания. Задачи: знакомство с характеристиками памяти человека; обучение работе с текстами, приемам запоминания; отработка полученных навыков. Используемые упражнения: «Комплимент», «На льдине», мини лекция: «Память. Приемы организации запоминаемого материала», дискуссия по теме лекции, «Снежный ком»
Занятие 6. Методы работы с текстами (1ч).
Цель: актуализировать знания работы с текстами. Задачи: обучение эффективным методам работы с текстами. Используемые упражнения: «Паутинка», «Работа с текстом», «Пустой стул».
Занятие 7. Мои личностные и учебные возможности (2ч).
Цель: повысить учебную мотивацию. Задачи: повышение уверенности в себе, развитие адекватной самооценки, позитивного мышления. Используемые упражнения: Диагностика самооценки психических состояний (по Г. Айзенку), тест на самооценку Дембо-Рубинштейн, методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН). 7

Занятие 8. Учет и развитие личностных и учебных особенностей (1ч).
Цель: сформировать личностные особенности на основе учебных способностей. Задачи: повышение уверенности в себе, развитие личностных особенностей и учебных способностей. Используемые упражнения: выработка стратегии поддержки детям «Риска» - правополушарным, тревожным, неуверенным и другим
Занятие 9. Методы и приемы ослабления стресса (1ч).
Цель: познакомить с приемами, методами "борьбы" со стрессом. Задачи: укрепление группового доверия к окружающим; снятие эмоционального напряжения. Используемые упражнения: «Откровенно говоря», «Стресс – тест», мини – лекция «Кратковременные эффективные средства борьбы со стрессом», «Я устал».
Занятие 10. Вселенная моего Я (1ч).
Цель: повысить самооценку и уверенность в себе. Задачи: развитие личностных качеств. Используемые упражнения: упражнение «Комплимент-пожелание», «Слепые и поводыри», тест «Умеете ли вы контролировать себя?», мини-лекция «Как справиться со стрессом», «Дождь в джунглях».
Занятие 11. Как добиться успеха в жизни (2ч).
Цель: повысить самооценку и уверенность в себе. Задачи: обучение приемам и правилам успешности в жизни. Используемые упражнения: «Золотые правила успеха», мини-лекция «Правильно мыслить и правильно действовать», аутогенная тренировка.
Занятие 12. Обучение приемам релаксации (2ч).
Цель: сформировать представление о релаксационных техниках. Задачи: обучение приемам релаксации. 8
Используемые упражнения: «Приветственное письмо», «Живая картина», «Ресурсные образы», «Аутогенная релаксация».
Занятие 13. Способы снятия нервно-психического напряжения (2ч).
Цель: обучить методам нервно-мышечной релаксации. Задачи: формирование умений управлять своим психофизическим состоянием. Используемые упражнения: мини-лекция «Способы снятия нервно-психического напряжения», «Мыслительная картина», «Мышечная релаксация».
Занятие 14. Как управлять негативными эмоциями (2ч).
Цель: развитие навыков саморегуляции; умение выражать эмоции адекватно ситуации. Задачи: обучение способам избавления от негативных эмоций; снятие эмоционального напряжения. Используемые упражнения: «Следствия вели…», мини-лекция «Как управлять своими эмоциями», «Стряхни», «Снежки».
Занятие 15.

Знакомство с приемами волевой мобилизации и приемами

самообладания (2ч).
Цель: ознакомить учащихся с некоторыми приемами волевой мобилизации. Задачи: отработка приемов сохранения самообладания, необходимым учащимся в ходе сдачи экзамена. Используемые упражнения: «Великий мастер», «Поменяйтесь местами те, кто…», «Эксперимент», мини-лекция «Экспресс-приемы волевой мобилизации», «Волевое дыхание», «Возбуждающее дыхание», «Приятно вспомнить».
Занятие 16. Эмоции и поведение (2ч).
Цель: обучить умению выражать свои эмоции адекватно ситуации. Задачи: выявление предрасположенности к различным типам негативного поведения. Используемые упражнения: «Прощай проблема», Тест эмоций, «Мои лица», мини-лекция «Как разрядить негативные эмоции?», «Декларация моей самооценки».
Занятие 17. Повторное психодиагностирование (3ч).
9
Цель: получить информацию об особенностях возникновения и развития тревожности у конкретного учащегося. Задачи: отслеживание динамики развития тревожных состояний. Используемые упражнения: Оценка уровня тревожности у старшеклассников (Ч.Д.Спилбергера – Ю.Л.Ханина), диагностика уровня школьной тревожности Филипса.
Занятие 18. Стратегии подготовки и сдачи ЕГЭ (3ч).
Цель: психологическая готовность выпускников к единому государственному экзамену. Задачи: развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе. Используемые упражнения: «Испорченный телефон», «Кто похвалит себя лучше всех", «Мои лучшие черты», «Чемодан в дорогу».
Список литературы для педагога:
1.Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф.Анн – СПб.: Питер, 2005. – 271 с. 2.Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В.Вачков – М.: Ось-89. 2003. – 224 с. 3.Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования / Л.В.Грачева – Спб.: Речь, 2004. – 120 с. 4.Евтихов О.В. Практика психологического тренинга / О.В.Евтихов – Спб.: Речь, 2004. – 256 с. 5.Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы / С.И.Заморев – СПб.: Речь, 2002. – 135 с. 6.Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения / Г.И.Макартычева – СПб.: Речь, 2006. – 192 с. 7.Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / В.Г. Ромек – Спб.: Речь, 2005. – 175 с. 8.Стебенева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху" 10
9.Шевцова И.В. Тренинг личностного роста /И.В. Шевцова – СПб.: Речь, 2003. – 144 с. 10.Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности / С. Шурухт – СПб.: Речь, 2006. – 112 с.
Список литературы для учащихся:
1.Гревцов А.Г.Выбираем профессию / А.Г.Гревцов – СПб.:Речь, 2007. -58с. 2.Молчанов З.М., Тимченко А.А., Черникова Т.В. Личностное портфолио старшеклассника / З.М.Молчанов.,А.А.Тимченко., Т.В.Черникова – М.: Глобус, 2006. – 25с. 3.Савченко М.Ю.Профориентация. Личностное развитие, Тренинг готовности к экзаменам / М.Ю.Савченко –М.: Вако,2005.-36с. 4.Фопель К. На пороге взрослой жизни/ К. Фопель – М.: Генезис,2008.-68с. 5.Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ / М.Ю.Чибисова - М.: Генезис,2008.- 38с. 11