"Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома".

Автор: Иванова Ирина Валериевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад компенсирующего вида №126"г. Саратова
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома".
Дата публикации: 06.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Варианты совместной исследовательской деятельности детей и

родителей в ходе использования естественных ситуаций дома».

Детское экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности

дошкольника. Маленький человечек охвачен жаждой познания и освоения

огромного нового мира. Исследовательская деятельность детей может стать

одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге

познавательных интересов ребенка.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для того не

требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно,

некоторых знаний.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Совет: никогда не пренебрегайте мнениями ребенка по какому-либо

обсуждаемому вами вопросу, даже если его мнение вам кажется наивным. Все

имеют права на свою точку зрения, даже неправильную. Важно найти истину

вместе с ребенком или же вдвоем доказать обратное.

Цель экспериментирования - вести детей вверх ступень за ступенью в

познании окружающего мира. Ребенок научится определять наилучший

способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на

возникающие вопросы.

Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1. Установите цель эксперимента: для чего мы проводим опыт.

2. Подберите материалы: список всего необходимого для проведения опыта.

3. Обсудите процесс: поэтапные инструкции по проведению эксперимента.

4. Подведите итоги: точное описание ожидаемого результата.

1. Во время купания в ваннй.
В ванной комнате разрешите играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой) Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.
2. Во время уборки комнаты.
Спросите у ребёнка: «Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится
помощь? » Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.
Вода смачивает и очищает предметы
Возьмите бумажную салфетку и осторожно положите ее в широкий сосуд на поверхность воды. Объясните, что вода проникает в волокна ткани и смачивает ее.
3. Во время поливки цветов.
Поинтересуйтесь у малыша: «Всем ли растениям надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений? » Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.
Зачем нужна вода растениям?
Нарежьте веточки быстро распускающихся деревьев или кустарников (тополь, береза, смородина). Возьмите сосуд с водой. Рассмотрите с детьми веточки (они должны быть только с почками, без листьев) и поставьте их в сосуд с водой. Объясните, что одно из важных свойств воды — давать жизнь всему живому. Пройдет время, и веточки оживут, а тополиные ветки могут даже пустить корни.
4. В ходе проведения ремонта.
Узнайте мнение ребенка: «Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки? » Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.
5 Однажды на кухне
… Возьмите банку, налейте воды до половины, растворите в ней 2 столовые ложки соли. Возьмите сырое яйцо и погрузите его в получившийся соляной раствор. Яйцо всплывает! Это происходит потому, что соленая вода тяжелее обычной и тяжелее, чем собственно яйцо. А теперь попробуйте взять стакан сырой воды и постепенно подливайте ее в банку с соляным раствором и яйцом. Яйцо начнет медленно погружаться, пока не ляжет на дно, как затонувший корабль. Подливая простую воду, вы уменьшаете ее вес, яйцо становится тяжелее воды и поэтому тонет.
Есть ли у воды вкус?
Спросите перед опытом: «Какого вкуса вода?» После этого дайте детям попробовать питьевую воду. Затем в один стакан положите немного соли, в другой сахар, размешайте и дайте детям попробовать. Спросите: «Какой вкус приобрела теперь вода?» Объясните, что вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено.
Чем пахнет вода?

Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?» Дайте детям три стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Предложите понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть — пусть закроют глаза), например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Скажите ребенку, что вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или смородиной в компоте, мясом в бульоне
В процессе экспериментирования Ваш ребенок получит возможность

удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым,

исследователем, первооткрывателем. При этом Вы будете равноправным

партнером, соучастником деятельности, а это в свою очередь даст возможность

ребенку проявить собственную исследовательскую активность.

Желаем Вам успехов!