Инновационная форма работы с родителями. клуб "Почемучки"

Автор: Сиваева Татьяна Иннокентиевна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: мкдоу детский сад №274
Населённый пункт: гор.Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Инновационная форма работы с родителями. клуб "Почемучки"
Дата публикации: 06.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Инновационная форма работы с родителями. Клуб

«Почемучки»»
Учитель-дефектолог Т.И.Сиваева МКДОУ Детский сад №274 «Белочка» Ключевые слова: взаимодействие, инновация, семья, дети с ОВЗ, клуб «Почемучки». Сегодня семья, воспитывающего ребенка с ОВЗ нуждается в определенной помощи: в повышении психолого-педагогической компетентности, в развитии умения организовать жизнь и деятельность ребенка в семье соответственно его возрасту и целям всестороннего воспитания. Современный гуманистические подходы к воспитанию и адаптации в социуме детей с проблемами в развитии предполагают активное участие семьи в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Также и Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного образования ориентирует на взаимодействие с родителями. Родители могут и должны участвовать в реализации образовательной программы, чтобы не упускать активного участия в становлении личности ребенка, не оставаясь сторонними наблюдателями его развития. Сотрудничество с родителями позволит педагогам получить информацию об особенностях детей, об их интересах и привычках, что даст комфортные условия и индивидуальный подход каждому ребенку с ОВЗ. Кроме этого, педагоги могут использовать родительский ресурс – увлечение, таланты, знания, интересы при организации педагогического процесса. Исходя из этого, очевидно что взаимовыгодное сотрудничество семьи и детского сада является источником и важнейшим механизмом их развития. Под взаимодействием педагогов и родителей мы понимаем целенаправленный процесс в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка с ОВЗ в нашем дошкольном учреждении. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решается проблемы воспитания и развития детей с ОВЗ. В нашем дошкольном учреждении с 2013 года функционирует группа компенсирующей направленности, в которой воспитываются дети с ОВЗ в количестве 14 человек от 4х до 8 лет и группа кратковременного пребывания «Особый ребенок». У нас дети с ОВЗ приобретают опыт делового общения, приобщаются к общественным ценностям и нормам, осваивают социальные роли, необходимые человеку для реализации в обществе, создаются благоприятные условия для социализации освоения детских видов деятельности. В начале своей работы с родителями использовали активные формы: 1. день открытых дверей;
2. анкетирование родителей, с целью изучения интересов и потребностей семей имеющих ребенка с ОВЗ, выявление индивидуальных особенностей ребенка, его привычек, степени подготовленности ребенка к посещению детского сада; 3. Создали «Почтовый ящик», с целью выявления проблем каждого родителя в области воспитания и развития своего особого ребенка; 4. Организовали мини библиотеку для родителей, в которой есть литература по данной проблематике, а у родителей есть возможность взять интересующую их книгу домой. Такая форма работы позволяет познакомить родителей с методами семейного воспитания ребенка с ОВЗ; 5. Проводятся индивидуальные беседы по запросам родителей или по инициативе педагогов. Во время таких бесед обсуждаются вопросы, которые возникают в ходе индивидуальных наблюдений за детьми; 6. Приглашение родителей в группу для совместной деятельности, и участия в режимных моментах, в образовательной деятельности. Педагогический процесс является той формой взаимодействия, в рамках которой происходит конструктивное общение между родителями и ребенком, педагогом и ребенком, специалистом и родителями ребенка. Личное участие родителей в коррекционно – развивающей работе с ребенком дает им возможность реализовать свой духовный потенциал. Для укрепления контакта и для решения коррекционных задач, предлагаем родителям посетить индивидуальные коррекционные занятия с ребенком. Подобные занятия необходимы в первую очередь тем детям, которые испытывают особые трудности в социальной адаптации и в обучении и тем родителям, которые глубоко страдают из – за неполноценности своих детей. Вовлекались родители в жизнь группы, через организацию совместных праздников и развлечений (новогодние утренники, День матери, День защиты Отечества, праздник урожая, в гостях у сказки). В результате этой работы было выявлено, что родители с ОВЗ волнуют следующие проблемы: - трудности, возникающие в процессе обучения и воспитании ребенка; - межличностные отношения ребенка с близкими родственниками; -поведенческие реакции ребенка. Поэтому часто возникают вопросы как заинтересовать родителей в совместной работе с педагогом? Одна из сторон этого вопроса – поиск путей взаимодействия. Для того, чтобы при общей занятости у педагогов и родителей нашлось время для взаимодействия, его надо специально организовывать. Мы приняли совместное решение с родителями о создании клуба «Почемучки». Клуб организован для родителей детей с ОВЗ и родителей нормативно развивающихся детей. В состав входят
участники оздоровительного и образовательного процесса, родители (законные представители) воспитанников. Клуб работает 2 года с 2014/2015 учебного года. Встречи в клубе проводятся – один раз в месяц, но могут чаще по запросу родителей. По завершении клуба родителям выдаются памятки для дальнейшего практического применения полученных знаний в домашних условиях. Деятельность клуба осуществляется в соответствии с годовым планом ДОУ. Функционирование клуба осуществляют специалисты ДОУ, планируют деятельность клуба с учетом индивидуальных и групповых запросов родителей. Формы психолого – педагогической деятельности родительского клуба: групповые, подгрупповые, индивидуальные мероприятия для всех родителей. За период работы клуба «Почемучки» были организованы встречи: - «Вместе весело шагать» прошло знакомство родителей между собой и с педагогами, проведено анкетирование с целью – выявление запросов родителей по организации работы клуба; - «Мой лапуля. «Школа профилактики Мамина забота»» (за круглым столом родители играли в предложенные им игры по развитию мелкой маторики. Была организована выставка дидактических игр на развитие мелкой маторики.). - «Здоровая семья – здоровый ребенок» (практико – ориентированное занятие обучение детей элементам спортивных игр дома). - «Воспитание ребенка в семье. Стиль общения с ребенком». Эта встреча организована по запросу родителей. Была приглашена Татьяна Дмитриевна Яковенко, доцент НГПУ, руководитель городского Центра здоровья и развития детей «Магистр» - «В гостях у сказки» за круглым столом совместно с родителями отгадывали кроссворды по знакомым фрагментам из сказок. Знакомили родителей как решается задача по развитию речи детей, через какие виды деятельности. - «Мой непоседа» как помочь родителям организовать режим гиперактивному ребенку дома. Была приглашена Елена Васильевна Малахова, педагог психолог Центра здоровья и развития детей «Магистр» - «Маленькая страна» организовали представление в честь праздника День семьи, любви и верности. На этом мероприятии родители узнали друг друга поближе, сплотились, сдружились между собой и поняли что они не одиноки. - «Что такое Су джок», «Спиральная гимнастика» на эти встречи по запросу родителей была приглашена врач – рефлексотерапевт Юлия Борисовна Ярославцева. Она расширила кругозор знаний родителей о методиках спиральной гимнастики Су джок, в домашних условиях. - «Делаем добро своими руками» в рамках проведенной благотворительной акции, наши дети смогли понять, что благодаря своему добрым делам, можно прийти к пониманию, взаимовыручки. Взаимопомощи нуждающемуся сверстнику. Родители стали отзывчивее,
готовы прийти на помощь, не пройти мимо чужой беды и этому смогли научить своих детей. - «Постановка совместного спектакля» ко Дню театра родители поставили сказку «Колобок», где все роли исполнили сами, детям интересно было наблюдать за своими родителями в новом образе и испытывать чувство волнения при выходе на сцену родного человека, восхищались талантами и умениями своих родителей. Родители получили огромное количество положительных эмоций и волнений, создалось ощущение открытия чего – то важного и значимого для всех. В День защиты детей родителями был поставлен спектакль по сказке «Заюшкина избушка». Подводя итоги хочется отметить, что родительский клуб одна из интересных форм работы, способствующих к сближению всех участников образовательного процесса, а также улучшению динамики развития ребенка. В клубе родители получают не только теоретический, но и практический опыт понимания своего ребенка, умение играть с ним, создавать ему условия для дальнейшего развития и вхождения в большой мир. В совместной деятельности родители лучше узнали возможности своего ребенка, его индивидуальные особенности, а также познакомились с новыми способами организации игр и занятий в домашних условиях. Постепенно появляется интерес к жизни их детей в группе, дома. Исчезает страх, приходит чувство уверенности к достигнутым успехам своего ребенка. Такой подход к взаимодействию с родителями позволил повысить их ответственность за воспитание детей в семье, развить педагогическую компетентность – показатель заинтересовавшегося отношения к воспитанию своих детей. Была создана благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами, что позволило обеспечить в дальнейшем совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей.