"Симметрия - асимметрия как средства гармонизации художественной формы"

Автор: Салихова Файруза Зфаровна
Должность: преподаватель изо
Учебное заведение: МАУДО "Детская школа искусств №13 (т)"
Населённый пункт: город Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Симметрия - асимметрия как средства гармонизации художественной формы"
Дата публикации: 06.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Симметрия-асимметрия, как средства гармонизации художественной формы.
Начиная с древности люди, пытались найти гармоническое соотношение и объяснить гармонию математически. В Древней Греции в эпоху классики возник ряд учений о гармонии. Ученые пытались математически обосновать идею единства мира. Об использовании пропорции в искусстве Леонардо да Винчи писал в своем трактате о живописи: «Живописец воплощает в форме пропорции те же таящиеся в природе закономерности, которые в форме числового закона познает ученый». Пропорциональность, соразмерность частей целого является важнейшим условием гармонии целого и может быть выражена математически посредством пропорций. Пропорциональные отношения должны существовать не только между отдельными частями целого, но и между предметами, составляющими группы объектов, связанных единым стилем, функциональной задачей, например между объектами, входящими в систему фирменного стиля. Симметрия, как и пропорция, почиталась необходимым условием гармонии и красоты. В художественном произведении содержание раскрывается посредством художественно- образного решения темы и композиционного его построения с помощью
средств

гармонизации.

К средствам гармонизации художественной формы относятся
:
симметрия и асимметрия
— характеризуются местоположением элементов относительно оси или центра вращения. Если оно одинаково, то композиция выступает как симметричная. Если в нем есть небольшие отклонения в ту или иную сторону - как дисимметричная. При значительном таком отклонении она становится
асимметричной
. Благодаря симметрии фиксируются правая и левая части изобразительного целого, акцентируется центр и воображаемая ось. Симметрия подразумевает равноценность, равновеликость. Благодаря симметрии композиция приобретает устойчивость, равновесие. Симметрия означает родство, сходство, но может служить и средством противопоставления (симметричное изображение, контрастное по тону или цвету, противопоставление двух контрастных фигур) в психологическом плане. Существует три основных вида симметричной композиции: зеркальная, осевая, винтовая.
Зеркальная симметрия
образуется при одинаковом расположении элементов относительно главной оси, проходящей по центру горизонтальной или вертикальной композиционной плоскости. (Пример- квадрат).
Осевая симметрия
типична для объемной формы, имеющей центральную вертикальную ось симметрии и равномерное расположение элементов вокруг этой оси. (Пример- цилиндр).
Винтовая симметрия

типична для объемной формы, имеющей ту же центральную ось и неравномерное развитие элементов в продольном направлении, их сокращение и смещение относительно этой оси. Типичный ее пример- форма, подобная форме раковины. Симметрия придает изображению статичность. Асимметрия ее нарушает, сохраняя, однако, ориентацию относительно оси, хотя при этом и отклоняется от нее. Асимметрия несет динамическое начало. Композиция может включать в себя симметрию и асимметрию одновременно. Тогда она строится на основе соподчинения второстепенных, асимметричных частей и главной симметричной формы. При таком соподчинении устанавливается зрительное равновесие всей композиции. Оно может достигнуто при положении, в котором главный элемент асимметричен относительно общей формы, а ее части - симметричны, и наоборот. Наиболее трудный случай- установление композиционного равновесия между элементами, имеющими оси симметрии, расположенных в разных кординальных направлениях. Он типичен для построения сложных объемно- пространственных композиций. Нужно иметь глубокое чувство гармоничной формы и понимание закономерностей симметричного формообразования, чтобы придать этим композициям уравновешенность. В частности, важно учитывать особенности восприятия пластической формы с разных точек зрения пространства и в разных ракурсах. При таком восприятии даже фактически симметричная композиция может зрительно восприниматься асимметричной, и задача ее гармонизации построения приобретает в таком случае дополнительную сложность. Решение этой задачи требует повышенного внимания и глубокого чувства гармоничной композиции.