"Система работы детского сада по правовому воспитанию"

Автор: Кондратьева Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №81
Населённый пункт: г.Ярославль
Наименование материала: консультация
Тема: "Система работы детского сада по правовому воспитанию"
Дата публикации: 06.06.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Консультация «Система работы детского сада по правовому воспитанию» Воспитатель Кондратьева Н.Н. Ноябрь, 2015г.
Работа по правовому воспитанию направлена на воспитание в детях уверенности в себе, самоуважения и уважения к другим людям, и заключается она в формировании основ правового сознания. Вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания. Неблагополучное положение многих детей России в начале ХХI века вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей; малолетних алкоголиков и наркоманов. Нарушается одно из основных прав ребенка – право на полноценное детство. На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации.
Право
– совокупность общеобразовательных правил поведения, норм, узаконенных возможностей человека, санкционированных, регулируемых и охраняемых государством. Под
правовым воспитанием
принято понимать целенаправленную систематическую деятельность по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.
Воспитание правовой культуры
– обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка. Однако по отношению к детям дошкольного возраста эта задача понимается порой непростительно примитивно: мол, дети посмотрят на картинки, почитают рифмовки – и с правами будет все в порядке. Из картинок и из инсценировок по мотивам Конвенции правовая культура ребенка не возникает. Первая необходимая составляющая, обеспечивающая ее, это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение.
К нормативно-правовым документам по правам ребёнка относятся:
 Всеобщей декларации прав человека (1949 год)  Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).  Конвенция ООН о правах ребенка (1989).  Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).  Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»  Конституция Российской Федерации.  Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».  Семейный кодекс Российской Федерации.  Уголовный кодекс Российской Федерации.  Типовое положение дошкольного образовательного учреждения.  Устав учреждения.  И другие правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов правового воспитания.

Историческая справка.
Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет. Приняв краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать. Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка. Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения. На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.) Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. Дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны. В детском саду правовое образование состоит из трех блоков: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями. Цель работы по правовому воспитанию - формирование основ правового сознания дошкольников.
Задачи:
 Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения.  Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка.  Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.  Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.  Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.  Разъяснять общественные нормы и правила поведения.  Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

Эти задачи в дошкольном учреждении решаются через:
- организованное обучение; -совместную деятельность взрослого и ребенка; - самостоятельную деятельность детей.
Организованная форма обучения и совместная деятельность
включают в себя:  Знакомство с правами человека на занятиях.  Беседы на этические темы.  Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.  Физкультурно-оздоровительная деятельность.  Изобразительная, трудовая деятельность.  Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.  Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций).
Самостоятельная деятельность детей
включает:  Работу с литературой.  Создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений.  Разные виды игр.  Продуктивные виды деятельности.  Двигательную активность
Методы работы с детьми:
1. Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном и просмотренном. 2. Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:, если бы я поймал золотую рыбку:, если бы я вдруг превратился в: 3. Дидактические игры типа: "Я имею право", "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право". 4. Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу. 5. Прием визуализации. Позволяет научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла, помощи. 6. Метод драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присуще "театральный инстинкт" -
стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. 7. Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов. 8. Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем.
Работа с родителями.
Работа по привитию основ правового сознания должна проводиться совместно с родителями воспитанников. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях. Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными. Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя. Правовая и педагогическая культура большинства родителей находиться на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства - вполне распространенное явление. От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном учреждении, защита от жестокого обращения в семье. Поэтому нашей задачей является ведение правового просвещения родителей. В ДОУ приемлемы следующие формы работы с семьёй по данному направлению: анкетирование родителей по вопросам правового воспитания, изучение семей (социальный паспорт семьи), выявление семей группы риска, родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, выставки семейных работ, совместные праздники, Дни здоровья, оформление информационных стендов, папок-передвижек. В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое: - активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;
- формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения; - позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им; - обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе; - пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.